Прислушиваясь со стороны к спорам о перестройке, очень скоро начинаешь
различать две темы, звучащие настойчивее других: выбор верной программы
дальнейшего развития, во-первых, и возможности использования западного
опыта, форм и методов рыночной экономики, во-вторых. Значение и взаимосвязь
этих двух тем очевидны. Налицо глубокий кризис советского общества. Его
истоки видятся в ошибках прошлого. Понятно поэтому стремление найти такую
хорошо продуманную программу, которая стала бы окончательной, безошибочной
и желательно безболезненной. А поскольку на индустриализированном Западе
получилось лучше, ведь там полки магазинов полнее и большинство населения
живет богаче, то предлагается брать и включать в программу на будущее то,
что определило успех там, но чего не было в советской экономике. Главным
«недостающим элементом» считают обычно «свободный рынок», неограниченную
конкуренцию.
Такая постановка вопроса, на мой взгляд, закрывает путь к его пониманию.
Факты говорят о том, что Западная Европа (а она ближе других «западных»
стран к Советскому Союзу и по исходной точке современного развития - руины
1945 года, и по цели - «государство всеобщего благоденствия») - плохой
образец «свободного рынка». В Англии, например, цены на молоко отнюдь не
результат свободной игры рыночных сил. Они устанавливаются правительством.
Комиссией европейских сообществ и национальными картелями. Строительство
промышленных предприятий и жилых домов определяется у нас (или во Франции,
Голландии и других странах) государственными законами и муниципальными
решениями не в меньшей мере, нежели спросом и доходами строительных контор.
«Свободный рынок» можно найти в учебниках, написанных монетаристами, в
предвыборной пропаганде консервативных партии, а «в натуре» он существует
не в Европе, а лишь в Парагвае и Чили. Успехи и пределы нашего экономического
развития в действительности определяются комбинацией
различных экономических и социальных форм, средств и принципов их реализации.
Именно свободное развитие комбинаций, то есть гибкость взаимосвязей, переход
из одной формы в другую - вот что дает силу нашей экономической системе,
а не якобы неограниченная «свобода рынка» или другие дедукции XIX века.
Ошибочные представления о структуре и функционировании западных систем
вовсе не безобидны, когда на их основании принимают политические решения.
Так, введение самофинансирования в научно-исследовательских учреждениях
Советского Союза, то есть подчинение их законам рынка, подкреплялось обобщенным
примером Запада и было попыткой заимствовать соответствующий опыт. А ведь
наш реальный опыт свидетельствует как раз об обратном - в Западной Европе
новое в большой науке, как правило, создавалось и, следует думать, будет
создаваться вне рыночных отношений. Туда же, где, как в США, власть рынка
над наукой более сильна, приходится все время ввозить извне идеи, методы
и умные головы. Наши гуманитарные науки, которые также развиваются не в
рамках законов рынка, создавали и создают те самые умы, благодаря которым
Западная Европа остаётся лидером как по качеству развития наук, так
и по уровню социально-экономического прогресса. Наличие таких умов
определяет качества как общественной, так и личной жизни, которые не выразишь
количественными показателями, например, числом автомобилей на душу населения.
Другая ошибка состоит в том, что на экономические структуры Запада и
Востока смотрят через призму дуализма: либо «государство и план», либо
«капитализм и рынок».
При таком подходе вне поля зрения остаются экономические формы, которые
обычно называют неформальными (я предпочитаю называть их эксполярными структурами).
Это те социально-экономические структуры, в которых выбор стратегии производства
определяется не государством, но и не безличным «стремлением к максимизации
прибыли». Они примечательны не своими размерами или величиной дохода, а
тем, что являются носителями логики предпочтительного и оптимального выбора
форм труда и дохода. (Первыми начали исследовать такие структуры «ваш»
А. Чаянов и «наш» К. Полани, их идеи получили у нас большое распространение
и дальнейшее развитие.) Речь идет и о семейно-трудовых предприятиях и о
внутрисемейном труде, об экономическом выражении «монополии» на индивидуальные
способности (живописца или конструктора, работающих на себя), теневой экономике,
о «шабашниках». Миллионы семей в Западной Европе живут и действуют по законам
этих социально-экономических структур, которые в большой мере определяют
высокую эффективность наших национальных экономик. Для многих такие формы
труда оказываются предпочтительными, поэтому они покидают «формальную»
экономику заводов и учреждений. Социально-экономический прогресс не ведет
к исчезновению эксполярных форм. напротив, их масштабы растут и влияние
усиливается. Без них недостоверна картина современного западного мира и
нереалистичен взгляд на будущее советского общества.
Есть еще один фактор, без которого представление советской общественности
о нашем опыте остается искаженным. Десятилетия официальной лжи приучили
многиx в Советском Союзе цинично относиться к призывам совершать добровольные
и бескорыстные поступки в пользу других людей или общества в целом, к альтруизму
как фактору социально-экономического развития. Мнение, что каждый печется
только о себе, а страх перед властями или чистый эгоизм - единственные
пружины действий, живуче и у вас, и у нас и часто выдается за реализм.
На самом же деле это утопия, хотя и черная. Призыв помочь голодающим Африки
(вне государства и вне рынка) собрал у нас больше средств, чем доход дюжины
миллионеров. Крупнейший землевладелец Англии - не бывший феодал и не могущественный
банк, а Национальный трест - организация, созданная на деньги сотен тысяч
простых людей, выкупающая красивейшие районы страны, чтобы оградить их
от пагубных деяний строительного бизнеса. Такая же добровольная и независимая
организация -ассоциация потребителей - часто оказывалась сильнее мощных
капиталистических концернов, «била» их на рынке, заставляя менять программы
и цены. Да и многочисленные богатые и не очень богатые меценаты создают
у нас разного рода фонды, оплачивают стипендии, экспедиции, выставки и
прочее не только ради получения дохода и саморекламы. Время докажет, что
недоверие к альтруизму сегодняшнего поколения советских граждан по меньшей
мере неоправданно и вредит новому политическому мышлению, разработке планов
и законодательства.
Итак, изучать опыт других стран с точки зрения задач перестройки полезно
и необходимо, но именно изучать, то есть смотреть на него не через шаблоны
советских или западных учебников, а принимать во всем богатстве его многообразия
и противоречий.
Но все же, на мой взгляд, главная слабость дебатов о перестройке не
в тем, что недопонимаются некоторые элементы западной практики. Она носит
общий характер и связана с попытками найти безошибочную программу дальнейшего
развития. В таком поиске - корень заблуждений и свидетельство непонимания
того, чему можно и нужно учиться у Запада. Речь идет о непонимании общего
характера социальных структур экономического развития, ценности общего
метода и системы. Маркс когда-то заметил, что традиции мертвых поколений
тяготеют, как кошмар, над умами живых. Поиск безошибочного плана как средства
преодоления общественного кризиса уходит своими корнями в самые глубокие
пласты сталинского прошлого. Это в известном смысле «сталинизм наоборот»
- сталинизм, оказавшийся на вооружении врагов сталинизма, поскольку они
пытаются осмысливать новое с помощью старых категорий.
Если сравнить планы развития, разрабатывавшиеся в странах Западной Европы
в 1945-1980 годах, и то, что происходило на деле, то прежде всего бросаются
в глаза ошибки, содержавшиеся в планаx. И тем не менее развитие в целом
было весьма успешным, результаты получены впечатляющие. Эти несомненные
достижения не результат выполнения плана или того, что придуманный план
был изнaчально верен. Это и не результат деятельности «внепланового» свободного
рынка. Планы были, и они, конечно, выполнялись, но, что важно отметить,
выполнялись частично и с беспрестанными изменениями. Расхождения между
планами и реальностью не были случайными. Дело в том, что в каждом плане
развития общественных систем заложены элементы непредсказуемости. Это связано
с тем, что каждая система представляет из себя комплекс элементов в динамике,
причем скорости каждого из элементов различны и переменны. Непредсказуемость
увеличивается с ростом комплексности охвата и долгосрочности программ.
В таких условиях, если придерживаться планов догматично, содержащиеся в
них ошибки начинают оказывать собственное воздействие на ситуацию, быстро
углубляя трудности. И даже если принятый план дал ожидаемые результаты,
то это привело к таким превращениям ситуации, что следовать дальше по этому
пути уже невозможно. Современная математика и физика анализируют аналогичные
ситуации с помощью теории нелинейности развития и теории хаоса. В общественных
науках Сложность такого анализа возрастает, так как мощное влияние оказывает
выбор и ошибки субъектов развития.
В чем же состояли общие причины успеха Западной Европы в подъеме от
руин и голода 1945 года к современному уровню и качеству жизни? Я думаю,
что они не в точности принятых планов, но также и не в спонтанности развития
(т. е. не в «свободе» рынка), а во всеохватывающих социальных системах
самоисправления. Ошибки беспрестанно исправлялись. И это делалось быстро
и эффективно. В центре экономического развития оказался механизм исправления
ошибок и реагирования на непредвиденное со стороны государства. капиталистических
форм и эксполярных экономик. Самым важным было не составление заранее безошибочного
плана, а наличие социальной структуры руководства экономикой как «сверху»,
так н «снизу» (а также понимание того, что политические н административные
решения дают, а чего дать не могут). Именно в этом состоит ценность западного
опыта для сторонников перестройки. Мне представляется, что без его учета
будет трудно полностью преодолеть и наследие сталинизма, н утопии «сталинизма
наоборот», согласно которым можно решить все проблемы с помощью новой («антисталннской»)
программы, а потом «нажать» для ее выполнения на исполнителей. Альтернативы
быстрым и простым решениям даются труднее и медленнее, но зато в таком
подходе больше реализма. Суть его в новом осмыслении проблем: меньше планировки,
больше умного руководства и развитие систем самоисправления.
В системах исправлення ошибок взаимодействуют два центральных элемента
- идейный и структурный. Первый обеспечивается прежде всего общественным
воспитанием способности восприятия явлений во всей их сложности и взаимодействии,
готовности жить и действовать в условиях непредсказуемости. Это преполагает
лишенное какого-либо цинизма недоверие к «быстрым и простым» решениям,
к суперпланам, понимание, что нужен не фокус волшебника, а оздоровление
социальной системы руководства и личного поведения. С этим связано также
и воспитание терпимости к тому, что представляется неправильным или излишне
сложным. В терпимости к непонимаемому заложены не только демократичность
и вежливость личных отношений. Она позволяет наиболее быстрым путем распространять
новое и необходимое и, следовательно, является средством ускорения действительных
изменений. Враждебность к неожиданному и незапланированному уничтожает
ростки будущего, и наоборот - чем выше терпимость, тем выше социальная
эффективность быстро меняющихся обществ.
Наконец, для создания второго структурного элемента социальных систем
исправления ошибок необходимо наличие демократических политических систем,
эластичность экономических организаций, свободы выбора у тех, кто
трудится и мыслит, свободы передвижения людей, ресурсов и идей. В этой
связи важно то, что в СССР называют борьбой с бюрократией, хотя это неточно,
часто демагогично и здесь также заложен потенциал ошибок «сталинизма наоборот».
Я думаю, что сегодня нужна не борьба за уничтожение бюрократии, а бюрократия,
которая умеет работать, открыта общественному контролю, ограничена законами
и не слишком тяжеловесна, то есть организованная как система самоисправления
и включенная в более широкую самоисправляющуюся политическую систему.
Успехи и неудачи перестройки будут определяться, на мой взгляд, развитием
умения слушать, думать, делать и - вновь и вновь - исправлять ошибки перестройки,
зная, что они обязательно будут н что они исправимы. На этом и на создании
общественных механизмов исправления ошибок, по-видимому, необходимо сосредоточить
большие усилия, чем это делалось до сих пор.
|