[Начальная страница] [Публикации]
 
Юрий Щекочихин
Государственные карманники
"Новая газета", №5, 14  февраля 1999 года
Богатейшая Республика Коми инвестировала в беднейшее герцогство Люксембург миллионы долларов. Как нефть связала мелких мошенников и семью президента.

Этой историей я занимаюсь уже несколько месяцев.

Официальные бумаги на бланках и с печатями; конфиденциальная переписка (без бланков и печатей), с которой по случайности удалось ознакомиться; обращение из Госдумы, ответ в Госдуму; банковские счета: цифры - фамилии, цифры - фамилии; наконец, сами люди, участвовавшие в этой истории, - то всероссийско известные, то хорошо известные в Республике Коми, то известные в их узком кругу...

Так неделя за неделей, месяц за месяцем.

И чем дальше я шел по пути, по которому, как по древнему караванному, уходили из России миллионы долларов, тем больше и больше убеждался: история с "Комилюксом" - не просто очередной повод для расследования грандиозного воровства, благословленного начальническими визами и резолюциями (а без начальства у нас можно украсть только по мелочи - точно вам говорю, вы уж мне поверьте). Нет, нет - она модельная, системная, похожая как две капли воды на десятки, сотни точно таких же историй, из которых в конце концов и сложилась наша современная История.

Ну ладно. По порядку.

Как они это сделали?

Началось все в 1992 году. Странный это был год, новый для нашей Истории - свобода была беспредельной. И московские, и местные начальники почувствовали: сейчас в этой неразберихе и экономической неопределенности уже можно все.

Думаю, прав министр МВД Степашин, когда на прошлой неделе заявил, что наибольшее количество денег - примерно 25 миллиардов долларов - исчезло из России именно в 92-93-м году. (Хотя первые транши в экономику Запада были произведены чуть раньше, в середине лета 91-го года. В этом я еще раз убедился совсем недавно, когда по делам "Комилюкса" приехал в Копенгаген.

В ноябре 91-го года датская газета "Экстра бладед" опубликовала разоблачительный материал о том, что деньги, переведенные Москвой в датскую коммунистическую газету "Land og FolK", бесследно исчезли. О том, как КПСС помогала зарубежным компартиям, написано довольно много и схема известна. Но - неизвестна одна деталь.

Последние проплаты были уже летом 1991-го. Но после августовского путча деньги до датчан просто не дошли - от 150 до 200 тысяч долларов. Они, видимо, осели в карманах посредников. Датчане хотели писать жалобы в международный отдел ЦК, но им радостно сказали: ку-ку! пишите-пишите! Нет ни отдела, ни ЦК КПСС. 200 тысяч - это только в маленькую Данию. А другие, летние, 1991 года, деньги? Думаю, что это и был первый серьезный российский капитал на Западе.)

А в Коми началось все с благой цели: привлечение западных инвестиций в республику. Страной, способной аккумулировать деньги из Коми, был избран Люксембург, отличающийся мягкими финансовыми законами.

23 августа 1992 года заместитель председателя Центробанка РФ Д. В. Тулин сообщил председателю Фонда госимущества Республики Коми А. П. Шихвердиеву, что (цитирую) "Центробанк Российской Федерации подтверждает свое согласие на перевод валютных средств на сумму до 21 000 000 (двадцати одного миллиона) долларов США из Республики Коми в Великое герцогство Люксембург в качестве взноса предприятий и организаций Республики Коми в уставный капитал финансовой компании на территории Великого герцогства Люксембург, имея в виду, что финансовая компания будет ставить целью своей деятельности привлечение финансовых средств для инвестирования в экономику Республики Коми".

15 декабря 1992 года Ю. Спиридонов (тогда он был председателем Верховного Совета Республики Коми), попросил В. Геращенко "выдать лицензию на перевод валютных средств в объеме 6 458 000 американских долларов в качестве части уставного фонда капитала компании". И в конце письма, как положено: "Своевременное решение поставленного вопроса еще раз докажет серьезность намерений Республики Коми... для иностранных инвесторов..."

Тогда же Ю. Спиридонов дал указание генеральному директору ПО "Коминефть" В. З. Леонидову "рассмотреть возможность продажи 100 тысяч тонн сырой нефти для Фонда государственного имущества Республики Коми и фирмы "Илыч" по 4 тыс. рублей за тонну".

Так из республики пошла нефть: одна партия (51 000 тонн) отправлена 22.10.92 от имени "Коминефти". Выручка: 6 млн 468 тыс. долларов. Порт - г. Вентспилс; вторая партия нефти (50 000 тонн) отправлена 4.03.93 от имени АО "Илыч". Выручка: около 6 млн долларов. Порт - г. Новороссийск.

Посредниками в этой операции выступила знаменитая датская нефтяная компания "Донг".

Но для того чтобы перевести деньги из Дании в экономически более свободный Люксембург, создали еще одну совместную компанию "Комидан", половиной акций которой владел "Донг", а половиной - так называемое Коммерческо-информационное бюро Республики Коми, которое возглавил А. Туркин, бывший советник Спиридонова.

"Донг" - одна из серьезных и солидных мировых компаний.

Думаю, директор компании, на сто процентов являющейся государственной, упал бы в обморок, прочитав конфиденциальное письмо А. Туркина руководителю "Коминефти" В. Леонидову, в которой солидная компания предстает как подконтрольная некой группе странных русских: "...Важно, чтобы нефть была продана компании, которую мы контролируем и которая переведет деньги на счета "Комилюкса", который, в свою очередь, будет контролировать этот проект.

Это важно для "Комилюкса", т. к. это принесет прибыль нашей компании в Люксембурге.

Компания, которой мы могли бы продать нефть, - это "Данск олиосунинг" (фирма компании "Донг" (Дания). - Ю. Щ.). Этой фирме мы продавали нефть для формирования уставного капитала "Комилюкса"..."

Слова "нашей компании в Люксембурге" были в письме подчеркнуты. Думаю, не случайно: под словом "компания" подразумевалось совсем иное - группа из нескольких мошенников, сумевших вывезти из России миллионы нефтедолларов под прикрытием или при участии группы высокопоставленных чиновников.

В августе 96-го года на запрос депутата Госдумы Р. В. Чистоходовой зам. председателя ЦБ РФ А. В. Турбанов сообщил, что "Банк России не выдавал разрешения на перевод средств для создания финансовой компании "Комилюкс...".

В декабре 1998 года первый зам. председателя ЦБ РФ А. А. Козлов уже на мой запрос сообщил, что в 92-м году "Банк России выразил в принципе свое согласие на перевод средств в валюте из Республики Коми в уставный капитал финансовой компании в Люксембурге".

Что такое "в принципе", я не особенно понимаю, но догадываюсь, что тогда, при всеобщем бардаке 92-го года, слов "в принципе" было вполне достаточно для того, чтобы руководство республики начало осуществлять перекачку нефтедолларов за рубеж.

Тот же Козлов пишет: "...лицензий, необходимых в соответствии с валютным законодательством РФ, резидентам - участникам зарубежной финансовой компании не выдавалась".

То есть, говоря человеческим языком, нефтедоллары оказались на Западе незаконно.

В январе этого года по моей просьбе корреспондент датской газеты "Экстра бладед" Владимир Пимонов встретился с президентом "Донга" Питером Скак-Иверсеном. Цитирую факс, который я только что получил из Копенгагена: "Мы вели переговоры непосредственно с президентом Республики Коми Юрием Спиридоновым и его чиновниками..."

"Чиновники президента просили "Донг" заключить контракт на закупку нефти с государственной компанией "Комилюкс" и нас просили, чтобы расчеты были произведены в Люксембурге, - говорит Питер Скак-Иверсен. - После прекращения нашего сотрудничества в 1993 году у "Донга" не было никакого бизнеса с Республикой Коми и ее фирмами. Можно только сожалеть, если деньги, которые мы перевели шесть-семь лет назад, попали не в "те" карманы. К сожалению, никогда нельзя полностью оградить себя от мошенничества".

Но куда же все-таки исчезли деньги?

По разным оценкам, в Коми вернулось от полутора до двух миллионов долларов. А остальные?

В конце прошло года один из акционеров "Комилюкса" (фамилию не называю в интересах его безопасности) направил мне письмо, которое раскрывает некоторые имена участников этой мошеннической операции: "...В уставный капитал было перечислено свыше 10 миллионов долларов США. Однако по вине бывших директоров компании (М. Глузмана, бывшего российского предпринимателя, ныне проживающего в Израиле, Б. Бидстеда - датского подданного, скрывающегося от правосудия Люксембурга в Бахрейне, А. Виниери, умершего в 1996 году, и др.) все перечисленные средства были потрачены в течение следующих лет. Акционеры, несмотря на неоднократные требования, не были допущены к проверке бухгалтерской документации компании.

В 1994-1995 гг. А. Виниери, войдя в преступный сговор с В. Виноградовым - российским гражданином, владельцем фирм "Паларис Фонд Лимитед" и "Дифьюзьон Финанс С.А.Р.Л." (Люксембург), фактически по прямым указаниям последнего похитил около 5 миллионов долларов США".

М. Глузман, которого многие называют крестным отцом этой аферы, был в Республике Коми человеком очень известным, приближенным к Ю. Спиридонову. Настолько известным, что корреспондент республиканской газеты "Трибуна" нашел его в Израиле, чтобы 14 ноября 1997 года опубликовать с ним интервью под ностальгическим заголовком "А у нас там, наверное, уже снег?"

Тогда он сказал: "Ю. Спиридонов, как я уже отмечал, содействовал созданию компании, но к ее деятельности никакого отношения не имел.<...>

А то, что ныне оппозиция пытается "пристегнуть" Юрия Алексеевича к "Комилюксу", понятно: скоро выборы.

Знаю о том, что "Коми ТЭК" предпринимает конкретные меры по возврату денег. Готов и я участвовать в этом. Не секрет же, что определенные суммы действительно исчезли. Но их можно и нужно найти, вернуть в компанию "Комилюкс"!..."

Сейчас, вернувшись из столицы одного из европейских государств, думаю, что мог бы помочь М. Глузману в его участии в возврате денег в Коми.

"Платежи, выполненные по поручению М. Глузмана:

($): 300 000 - Ю. Аранову в США;
160 000 - квартира;
45 000 - перевод в Израиль;
20 000 - наличные...
5000 - авансовый платеж за SAAB;
30 000 - перевод в Париж;
200 000 - А. Гультяев;
63 642 - наличные + расходы по командировке в Париж и Амстердам;
67 312 - Cartier и др. покупки ("Картье", кто позабыл, - это довольно неплохой магазин. - Ю. Щ.)
114 000 - "Мерседес".

Проект в Швейцарии:

2 764 000 долларов США".

Это - расходы М. Глузмана по январь 1994 года.

А это - за год до этого:

"300 000 - перевод в США;
160 000 - наличные и пребывания "СК";
180 000 - ваша квартира и перевод в Израиль;
25 000 - лечение Банбана;
200 000 - перевод "СК"..."

Думаю, что эти документы помогут М. Глузману в его благородном деле - возврате денег в Россию, в котором, по его словам, он хотел бы "участвовать".

Думаю, банковские счета, которые я тоже нашел за границами России, помогут и новому владельцу "Комилюкса" Виноградову, представлявшему в Люксембурге Российскую торгово-промышленную палату, тоже выполнить свой патриотический долг перед страной.

По крайней мере те сто пятьдесят тысяч долларов, которые он снял из "EAST-WEST UNITED BANK" в Люксембурге - наличными снял, денежка к денежке! - тоже не помешают процветанию страны. Не говорю уже о других, более значимых суммах, исчезнувших после того, как он сменил Глузмана в "Комилюксе".

Что? Утомились от документов, цифр, сумм, фамилий?

Честно признаюсь, я тоже.

Но я не видел другого способа, чтобы доказать одно-единственное: вот так они делают! Вот так они живут! Вот так их прикрывают!

Мчится, мчится их птица-тройка, и склоняются перед ними другие страны и народы.

Я ознакомился со стенограммой одной встречи, состоявшейся в феврале 1998 года, на которой бывший финансовый советник компании рассказал интересные детали о своей работе в компании "Комилюкс". Процитирую наиболее значимое: "...Виниери, Виноградов и Глузман выгребли все до последнего доллара из вложенного в Коми кредита... Некоторые средства были возвращены, однако затем они были переведены в Израиль под предлогом, что "деньги лучше держать где угодно, только не в Люксембурге"... Виноградов недавно купил новый дом с плавательным бассейном...".

Но что нам в принципе их страны и народы?

У меня, допустим, картинка одна перед глазами.

По-моему, в "Вестях" увидел сюжет из Республики Коми: на пятиэтажке написано "Мы еще вернемся". Уезжающие люди, угасающие дома.

В одном из богатейших краев России: нефть, лес, уголь - просто человеку жить плохо...

Не от свободы устали, от несправедливости - в бешенстве.

Не думаю, что большинство в злобной зависти смотрит на проносящиеся мимо, как несбывшиеся детские мечты о дальних странах, "шестисотые" "Мерседесы", или так уж много осталось людей, мечтающих пустить "красного петуха" владельцам замков, выросших на московских и других губернских Рублевках. Хватит! Уже однажды насжигались!

Бешенство от другого: все всё знают, ну а дальше-то что?

И, наверное, еще одно.

Почему я прицепился именно к Коми, именно к "Комилюксу"? Ну десять миллионов долларов украли, ну двадцать... Капля в море. Объясню.

Мой коллега по Госдуме, депутат от Коми Р. В. Чистоходова обратилась в Комиссию по борьбе с коррупцией, в которой я состою, принесла несколько папок с документами. По ее мнению, нищета большинства жителей Коми - следствие политики главы республики Ю. Спиридонова и окружения. Дачи, особняки, пакеты нефтяных и других акций, карманные суды и прокуроры, выталкивание из республики людей, не угодных "папе" (как называют в Коми Спиридонова), полная безнаказанность проворовавшихся местных чиновников, обласканных чиновниками московскими, - вот картинка, которая предстала перед нами, когда увидели мы десятки документов, представленных нашей коллегой. Запрос - ответ, крик - отписка...

Думаю, что там, в Коми, начальство считает Риту Васильевну тихопомешанной: вместо того чтобы влиться в стаю, войти в клан, жить как они все, она начала безнадежную и заранее проигрышную борьбу. Ей не раз давали понять: не надо, не лезь... Местный суд наказал ее за "оскорбление чести и достоинства" - до сих пор вычитают почти половину депутатской зарплаты. Она не остановилась.

И последнее.

Моя собственная переписка по "Комилюксу" и по другим связанным с нефтью событиям в Коми составляет тоже уже целый том. И вдруг - проблеск в этой паутине.

Первого декабря я получил ответ от первого заместителя генпрокурора РФ Ю. А. Чайки, в котором сказано, что Генпрокуратурой материалы дела изучены, решение о прекращении дела отменено, в связи с невыясненными вопросами о создании и деятельности данной компании. Организация дополнительного расследования поручена прокурору Пермской области.

Конкретно, как я выяснил, расследование будет вести прокуратура Соликамска.

Вена, Копенгаген, Лондон, Люксембург, Израиль... Где еще концы этой истории?

Бедные мужики из Соликамска. У них до Перми-то доехать - и то денег нет.

P.S.: 22 января датская газета "Экстра бладед" под рубрикой "Разоблачения" опубликовала статью Владимира Пимонова "Бонде в миллионной сделке с кланом Ельцина. Датский финансист вынужден был продать свои нефтяные акции россиянам, близким к семье президента".

Скандально известный датский финансовый магнат Ян Бонде-Нильсен впрямую столкнулся в России с финансовыми интересами семьи, то есть с людьми, близкими к Борису Ельцину. В результате он отказался от контроля над нефтедобывающей компанией Коми "Тэбукнефть". Он продал свой контрольный пакет российской компании, на которую через посредников влияет клан Ельцина. В статье упоминается имя Алексея Дьяченко. Упоминается также, "что сыграла роль и Татьяна Дьяченко". По контракту компания должна заплатить за акции 15 миллионов долларов. На начало года Бонде переведена примерно пятая часть этой суммы. Представитель семьи непосредственно принимал участие в переговорах, как стало известно газете от представителя одной из спецслужб.

Сделка прошла через оффшорные зоны и не зарегистрирована в России. Газета перечислила все компании, через которые проходила покупка акций. Эти компании находятся в оффшорных зонах на британских Виргинских островах и на Кипре. Перед тем как заставить Бонде продать акции, "на него было оказано сильное давление со стороны руководства Коми, а также он подвергался угрозам от людей из нефтяной области".

Эта статья, как мне известно, получила на Западе широкий резонанс.

Если то, что написано в "Экстра бладед", - правда, то становится понятно, почему ни одна серьезная проверка, включая Счетную палату, так и не была проведена в Коми, и понятно, почему деньги "Комилюкса" так никого и не интересуют.

P.P.S.: Все имеющиеся у меня документы я передал в Российское национальное бюро Интерпола. Как мне сообщил директор бюро В. С. Овчинский, начато серьезное разбирательство.

Сегодня, 15 февраля, на Комиссии по борьбе с коррупцией в органах госвласти главный вопрос - ситуация в Коми.
 

Юрий Щекочихин,
"Новая газета", №5, 14  февраля 1999 года
Обсуждение статьи

См. также: Правительство Прмакова и коррупция

Оригинал статьи на сервере "Новая газета"

[Начальная страница][Публикации]
info@yabloko.ru