Цели программы
Проблема стабилизации ситуации не сложна интеллектуально. Набор мер
вполне очевиден. Она сложна в смысле восстановления доверия населения к
власти, а следовательно, к национальной валюте.
Цель программы стабилизации - не возврат “старого” положения вещей.
Это невозможно. Необходимо формировать новую экономическую реальность.
Нравится она кому-то или нет. Экономика требует соблюдения своих законов.
Рубль не вернуть к старому курсу, но дать уверенность экономике в том,
что новый курс будет меняться плавно и предсказуемо, можно и нужно. Невозможно
восстановить выплаты по внутреннему долгу, но превратить этот долг в ликвидные
ценные бумаги и дать ему возможность свободно обращаться на рынке можно
и нужно. Это разрешило бы проблему кризиса платежной системы, кризиса ликвидности
банков, выплат вкладов населению. Цены не вернешь на старый уровень. Но
необходимо, чтобы инфляция была небольшой, контролируемой и предсказуемой.
Хватит монетаристских мер для того, чтобы “загнать” инфляцию внутрь. Нынешний
кризис лишь показал, что эти меры искусственны и могут поддерживаться лишь
за счет внешних кредитов - а это совершенно неприемлемо на длительный срок
(политика продолжается уже слишком долго - 4-й год).
Заблуждений быть не должно. Нам предстоит период (в лучшем случае 2-3
года) инфляции и падающего курса рубля. Задача заключается в том, чтобы
подавить источники инфляции на основе перехода к экономическому росту и
максимально поддержать беднейшие слои населения в этот период. Других реальных
способов борьбы с инфляцией у нас нет. Все прочие “идеи” (“монетаризм”)
обанкротились.
Ключевые меры.
1. Создание Московского клуба кредиторов
Условия реструктуризации госдолга, объявленные 17-25 августа, безусловно,
подлежат изменению. Но! Больше не допускать одностороннего принятия решений
российской стороной, процесс переговоров может оказаться важнее их результата.
Сделать это можно только в рамках Московского клуба кредиторов (МКК), объединяющего
как западных, так и российских держателей “замороженных” облигаций с обязательным
представлением в Клубе интересов мелких держателей пакетов ГКО/ОФЗ (в т.ч.
физлиц), а также негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.
Цель необходимых изменений - превращение "замороженных" облигаций в
ликвидные ценные бумаги (в конце-концов это было сделано даже по “замороженному”
долгу СССР). Предложение инвесторам набора вариантов реструктуризации:
от получения (с определенными потерями) денег немедленно до реструктуризации
в долгосрочные валютные облигации. Лучший вариант - конвертация в среднесрочные
валютные облигации (2-3 года) по рыночным ценам и курсу на 14 августа 1998
г. (это приведет к сокращению долга в номинале почти вдвое). Процент- US
Тгеаsurу Bills + 2,5% (т.е. сегодня 7-8% годовых) - это лучшие условия
размещения российских евробондов.
Рассмотреть варианты ограниченного использования взаимозачета гособлигаций
и налоговых требований, ломбардных кредитов ЦБР под залог “новых” бумаг
(условия этих кредитов зададут их минимальную цену и ликвидность).
Одновременно, увы, необходимо начинать переговоры с Лондонским и Парижским
клубами для новой реструктуризации выплат по долгу б. СССР (выплаты по
нему Россия “не потянет” уже в 1999 году, нет смысла пытаться выполнить
их в этом - это резко ухудшит экономическую ситуацию). Создать программу
конверсии коммерческих внешних долгов России (включая “новые” валютные
облигации) в собственность с обязательствами по инвестиционным программам.
База для всех переговоров — расчеты по платежному балансу, бюджету,
профиль внутреннего и внешнего долгов, другие экономические расчеты на
ближайшие 10-15 лет.
2. Стабилизация банковской системы
Немедленное введение в крупнейших банках, имеющих большую внешнюю задолженность,
внешнего управления.
Четыре цели внешнего управляющего: (1) прекращение утечки ликвидных
активов из банков, (2) стабилизация текущих расчетов и (3) переговоры с
крупнейшими кредиторами о программе реструктуризации задолженности банка,
(4) максимальная зашита средств населения в банках.
Переговоры о реструктуризации долгов должны проходить под эгидой
ЦБ и правительства России. Отмена объявленного 17 августа дефолта по
частным долгам.
3. Курсовая политика
Конвертация “замороженных” ГКО/ОФЗ в валютные облигации позволяет снять
проблему форвардных контрактов российских” банков перед иноинвесторами.
Это даст возможность стабилизировать уровень курса и в дальнейшем привязать
его к уровню инфляции. В противном случае до нового года курс будет лихорадить,
что парализует всю систему импортной торговли.
Покупка ЦБР валюты на внутреннем рынке. Временное (3 месяца) восстановление
100-процентной (75%) продажи валюты экспортерами на внутреннем рынке. Ужесточение
валютно-экспортного контроля.
При накоплении валютного резерва - как правило, прекращение интервенций
ЦБР на рынке текущих операций, поддержание предсказуемости изменений курса
с помощью операций на рынке срочных контрактов (1-3 месяца). Лозунг - “ответственный
валютный прогноз ЦБ”. Это обеспечит надежность прогнозного курса рубля.
4. Социальные гарантии
Разрешение кризиса рубля, госдолга и банков снимет паралич торговли
и ажиотажные закупки населения.
Выплата доходов людям, получающим их из бюджета, - первый и безусловный
приоритет, все остальные расходы - потом. Индексация фиксированных доходов
населения необходима. Нельзя продолжать сдерживать инфляцию невыплатой
заработанных людьми денег. Это проблема не экономики, а морали.
Сокращение ряда косвенных налогов (НДС, таможенные пошлины и др.) на
товары и продовольствие первой необходимости. Ряд мер по компенсации финансовых
потерь населению - сокращение подоходного налога (верхняя ставка - 20%),
расширенная система льгот по подоходному налогу и т.д.
5. Гарантия вкладов населения
Никаких незаконных действий с вкладами населения под видом “гарантирования”!
Немедленная безусловная гарантия всех вкладов населения во всех ком-банках
в размере, эквивалентном 5 тыс. долл. Страховой фонд - у ЦБР за счет фонда
обязательных резервов. 100-процентная гарантия вкладов в комбанках, которые
берут на себя определенные обязательства - по поддержанию ликвидности,
сокращению своих валютных резервов, залог акций банка государству и/или
другие.
6. Стимулирование малого и среднего бизнеса
Срочное введений патентной системы для малого и среднего бизнеса для
вывода его из “тени”. Разрешительный порядок регистрации.
Запрет органам исполнительной власти всех уровней проведения проверок
финансовой деятельности предприятий, приобретших патенты. Программа сокращения
накладных расходов малого и среднего бизнеса (сокращение арендных ставок,
урезание разрешительной и лицензионной системы, борьба с коррупцией, рэкетом)
Введение налога на вмененный доход — на бензин, алкоголь, табак, другие
товары со значительной долей “теневой” реализации.
7. Среднесрочная программа стимулирования экономического роста
Развязка проблемы неплатежей (методы очевидны и уже частично используются
- “замораживание” или списание штрафов и пени, реструктуризация основного
долга под четкие обязательства по инвестиционной программе и налоговой
дисциплине, обращение взыскания по долгам на акции и повторная приватизация
“чистого” предприятия, со списанными долгами и т.д.).
Принятие Налогового кодекса, снижающего налоговое бремя и стимулирующего
экономический рост.
Принятие стимулирующего инвестиционного законодательства - СРП, концессии,
иностранные инвестиции, налоговые льготы и гарантии стабильности (“дедушкина
оговорка”) при крупных инвестициях и т.п. Резкое расширение льгот по жилищному
строительству. Формирование, законодательная поддержка и реализация 10-15
крупнейших (не менее 3—5 млрд. долл. каждый) инвестиционных проектов: 5-7
проектов СРП, 2-3 в автомобилестроении, в космической промышленности, авиации,
связи, транспорте и др.
Изменение целей приватизации -не доходы бюджета, а эффективное управление
и привлечение инвестиций.
8. Новое сотрудничество с международными валютными организациями
Переговоры с Мировым, Европейским банками реконструкции и развития о
поддержке крупнейших инвестиционных проектов в России, о широкой программе
кредитов малому бизнесу, о кредитах в инфраструктурные проекты (связь,
дороги, жилищное строительство и т.п.).
|