Когда весной-летом 1993 года была сделана попытка объединения всех
демократических сил российского общества вокруг реформаторской команды
Гайдара, Григорий Явлинский был единственным из значительных демократических
лидеров, кто от этого дела отказался - из-за принципиального несогласия
с гайдаровскими принципами реформирования экономики. В декабре 1993 года
сторонники Явлинского вышли на парламентские выборы отдельным блоком, за
что были объявлены раскольниками демократического движения, из-за которых,
как утверждалось, в составе первой Думы не удалось создать реформаторское
большинство. Зато через два года движение "Яблоко" стало единственной структурой
демократической ориентации, сформировавшей фракцию в Госдуме второго созыва.
После того как в период 1996-1998 гг. либералы из бывшей правительственной
команды провалились как реформаторы-практики, затем дискредитировали себя
в этическом отношении, а в ходе летнего кризиса минувшего года проявили
неумение управлять страной, в глазах демократической общественности "Яблоко"
осталось единственной организованной силой, способной в неопределенном
будущем повести страну к лучезарной рыночной демократии, в неизбежный приход
которой так хочется верить.
ОБЪЕДИНЕНИЕ НЕСОГЛАСНЫХ
Вначале было трио политических деятелей, у каждого из которых имелись
собственные разногласия с президентом, правительством и поддерживавшей
их "тусовкой демократического большинства", - Григорий Явлинский, Юрий
Болдырев и Владимир Лукин. Вокруг поднятого ими флага объединились несколько
небольших партий (Республиканская, Социал-демократическая и Христианско-демократический
союз), чьи лидеры были не согласны с теми условиями, на которых им предлагали
участвовать в деятельности фаворита избирательной кампании 1993 г. - блока
"Выбор России". Объединение "несогласных демократов" добилось неплохих
результатов на выборах в первую Госдуму, получив почти 8% голосов и 27
мандатов в Госдуме.
Образованная по фамилиям первых лидеров блока аббревиатура "ЯБЛ" трансформировалась
в ласкающее слух наименование известного фрукта, ставшее сначала псевдонимом
блока, парламентской фракции, потом уже - формально узаконенной фирменной
маркой политического объединения. А вскоре первичный аббревиатурный смысл
данного слова совершенно исчез - после того, как Болдырев покинул объединение,
а Лукин отчасти дистанцировался от Явлинского, сконцентрировавшись преимущественно
на внешнеполитической проблематике в рамках возглавляемого им думского
комитета. В полном соответствии с отечественной политической традицией
"Яблоко" стало партией одного лидера и в таком качестве повторило свой
успех на парламентских выборах 1995 г. (около 7% голосов, 31 мандат), а
спустя полгода закрепило свое влияние в соответствующей части электорального
пространства в ходе президентской кампании, когда в первом туре Явлинского
поддержали 7,3% участников голосования.
Лидеры "Яблока" могли ввести свою команду в правительственные структуры
сразу после президентских выборов 1996 г., затем весной 1997-го - в ходе
реорганизации правительства. Им предлагали делегировать своих представителей
и в кабинет Кириенко, а затем в правительство Примакова в 1998 г. Но каждый
раз следовал отказ - "яблочники" неизменно придерживались изначально принятого
ими стратегического правила: отдаляться от нынешней исполнительной власти,
дабы избежать причастности к чужим грехам и ошибкам. Даешь всю власть,
по крайней мере в сфере экономики, - или никакой власти, никакой ответственности
за проводимую политику. И даже переход некоторых видных членов "яблочной"
фракции на работу в правительство стал сугубо их личным делом, не осуждаемым,
но и не санкционированным руководством движения. Точно так же "Яблоко"
неизменно отвергало предложения об объединении с другими партиями и движениями
демократической ориентации (или выдвигало неприемлемые условия такого объединения).
Со временем и в парламенте, и вне его стен за сторонниками Явлинского
закрепилась репутация самых несговорчивых оппозиционеров. Оппоненты из
демократического лагеря неоднократно упрекали "яблочников" в том, что их
упертость в отдельных вопросах играет на руку исключительно коммунистам.
Порой даже высказывались подозрения, что существуют некие тайные договоренности
о скоординированной "красно-яблочной" обструкции ключевым законодательным
предложениям исполнительной власти - дескать, "Яблоко" готовится к роли
единственной легальной демократической структуры после восстановления компартийного
режима. Между тем, примеряясь к сознанию своих избирателей и всей демократически
ориентированной общественности, лидеры "Яблока" старательно культивировали
имидж "партии честных, принципиальных людей" и в значительной мере в том
преуспели.
ОТТЕНКИ ЛИБЕРАЛИЗМА: НА КАКОЙ ПЛАТФОРМЕ ПОССОРИЛИСЬ ЕГОР ТИМУРОВИЧ
И ГРИГОРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Считается, что в роли публичного политика Григорий Явлинский дебютировал
в ноябре 1992 г. на международном семинаре "Делая дело с Россией", где
он заявил, что политика финансовой стабилизации правительства Гайдара провалилась
и для нее нет сейчас ни политических, ни экономических предпосылок ("нельзя
стабилизировать валюту страны, которой нет"). Многие демократы тогда восприняли
это выступление как "удар в спину" правительству реформаторов, которое
было уже практически обречено. С тех пор в риторике сподвижников Явлинского
перманентным контрапунктом прослеживался спор с либералами гайдаровского
круга, в течение ряда лет задававшими тональность и идеологию преобразований
в российской экономике.
Анализ программных и пропагандистских материалов дискутирующих сторон
показывает, что между представителями двух ведущих направлений российского
либерализма нет принципиальных расхождений в плане стратегического целеполагания,
различаются лишь представления о технологии вхождения в рыночную экономику.
"Гайдаровцы" неизменно уверяли всех (себя прежде всего), что двигаться
вперед и осуществлять реформы можно и нужно, включаясь в структуру той
власти, которая имеет место на данный момент. Для этого позволителен и
даже неизбежен компромисс с бюрократией - по крайней мере, с той ее частью,
которая оказывается податливой к реформам.
"Явлинцы" вполне справедливо указывали на чудовищные деформации социально-экономического
уклада России, выворачивающие страну на путь развития, более свойственный
олигархиям Латинской Америки, нежели развитым демократиям Европы. В то
же время теоретически безупречные препозиции "яблочников" относительно
необходимости социальной ориентированности проводимых преобразований, о
демонополизации и поддержке малого и среднего бизнеса, о предотвращении
криминализации экономики неизбежно упирались в проблему неадекватности
сложившейся системы власти. Следовательно, существенное продвижение в правильном
направлении возможно лишь после радикальных перемен политического характера,
практически - после решающей победы "честных, принципиальных людей" над
перекрасившейся компартийной номенклатурой. Поэтому до поры до времени
сторонники Явлинского реализовывали свой реформаторский потенциал лишь
в ограниченных масштабах - преимущественно в сфере законотворчества.
Движение реформ по прагматической методологии Гайдара-Чубайса в конечном
итоге увязло в уплотняющейся номенклатурной среде. Более того, к рубежу
1996-1997 гг. реформаторская деятельность в значительной степени выродилась
в обслуживание интересов созревающих кланов финансовой олигархии, обеспечивших
переизбрание Ельцина на второй срок и ставших основной опорой режима в
данный период. Попытки реформаторов ослабить путы, связывающие исполнительную
власть с олигархами, не удались.
Лишенное необходимых степеней свободы действий, последнее либерально-реформаторское
правительство Сергея Кириенко в период кризисного обострения летом 1998
г. сделало фатальный выбор: вместо того чтобы спасать национальную экономику,
оно пыталось спасти деньги банкиров и портфельных инвесторов. В критический
момент после августовского дефолта у деятелей "Яблока" была принципиальная
возможность взять на себя инициативу корректирования проводимой экономической
политики, тем более что кандидатура Примакова на премьерский пост была
выдвинута именно Явлинским. Однако и в этом случае "яблочники" не согласились
принять свою долю власти и ответственности - в результате курс правительственной
политики и состав правительственной команды оказались значительно более
"левыми", чем можно было ожидать по непосредственным итогам событий августа-сентября
минувшего года.
В итоге многолетнего идейного противостояния ведущих деятелей отечественного
либерализма дальнейшие преобразования экономики вот уже более полугода
идут в обход всех либеральных схем и традиций. А над обломками недостроенного
либерально-олигархического уклада возникают реальные контуры специфического
государственно-корпоративного капитализма с перспективой консолидации старо-новономенклатурной
элиты под знаменами державности.
ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Партии и движения демократической ориентации все вместе могут рассчитывать
на голоса примерно 20% российских граждан. Обычно "Яблоко" собирало примерно
треть от этого количества, но на грядущих выборах рассчитывает добиться
большего - поскольку сейчас данное объединение выступает в роли почти что
монополиста демократической идеи. По элементарной логике, единственная
по-настоящему влиятельная политическая структура данного политического
направления должна была бы для начала предложить создание широкой коалиции
демократических сил - под своей эгидой, но с учетом интересов потенциальных
партнеров. Реальная перспектива для такого альянса - получение 15-18% голосов
избирателей и создание в будущей Госдуме мощной демократической фракции,
способной оказывать существенное влияние и на ход законодательного процесса,
и на кадровое наполнение структур исполнительной власти. Однако тактика
блокирования с идейно родственными политическими организациями на общефедеральном
уровне всегда отвергалась сторонниками Явлинского, и вряд ли такой подход
изменится по ходу начинающейся избирательной кампании. Самое большее, на
что способны "явлинцы" в данном контексте, - сотрудничество на уровне регионов
и одномандатных округов; здесь соответствующий позитивный опыт имеется.
Между тем совершенно не исключено, что эфемерное гайдаровско-немцовское
"Правое дело" сумеет должным образом сорганизоваться и проведет энергичную
кампанию; возможно также появление к выборам и иных конкурентоспособных
"фирм" праволиберального толка. В результате голоса демократически ориентированного
электората в очередной раз, скорее всего, будут распылены.
"Яблоко" возьмет свои 7-8% (может быть, чуть больше - до 10%), "гайдаровцы"
в лучшем случае преодолеют пятипроцентный барьер, по скромной доле процента
достанется прочим соискателям - но все успеют основательно переругаться
еще в ходе избирательной кампании.
Если у демократов все и далее пойдет, как идет, в будущей Госдуме они
вновь не смогут конкурировать по влиянию с левой оппозицией и с представителями
номенклатурного центризма, консолидирующимися в настоящее время в "Отечестве"
и в блоках региональной элиты.
ВОЙДЕТ ЛИ "ЯБЛОКО" ВО ВЛАСТЬ?
Нет сомнения, что Григорий Явлинский намерен вновь баллотироваться на
пост президента в 2000 г. В то же время есть все основания полагать, что
в число финальных претендентов на "царское место" лидер "Яблока" не попадет:
во втором туре, как и в 1996 г., скорее всего, будут соперничать представители
объединенной номенклатуры и левых сил. Следовательно, перед "Яблоком" вновь
встанет альтернатива - войти во власть в качестве младшего партнера в составе
той или иной номенклатурной коалиции либо продолжать практику принципиального
оппонирования власти с демократических позиций. Последний вариант, являвшийся,
безусловно, выигрышным в условиях социально-экономического кризиса последних
лет, может оказаться сугубо проигрышным в прогнозируемых реалиях ближайших
лет. Анализ динамики экономических показателей последних месяцев дает основание
предполагать, что длительный период спада производства завершается (возможно,
даже уже завершился), наблюдаемое оживление в реальном секторе экономики
постепенно переходит в режим стабильного роста в целом ряде отраслей промышленности
и агрокомплекса.
Специфическая российская модель рыночного хозяйства, с такими муками
формировавшаяся в последние годы, наконец-то начинает работать. При этом
мировая экономика также начинает оправляться после финансовых бурь 1997-1998
гг. В результате первому постельцинскому правительству уготована весьма
благая обязанность - пожинать плоды усилий предшественников. Партии и движения,
которые сумеют делегировать своих представителей в исполнительную власть,
при таких обстоятельствах выиграют не только в ситуативно-политическом
отношении, но и во мнении соответствующих групп электората.
POST SCRIPTUM
"Яблоко", несомненно, останется в большой политике по итогам больших
избирательных кампаний 1999-2000 гг. - прежде всего потому, что данное
объединение не испортило свой первоначальный облик "партии честных и принципиальных".
Депутаты, избираемые от "Яблока", как правило, весьма образованны, активны,
готовят качественные законы и не участвуют в разных скандальных историях.
Избирателям за них не стыдно - и этого сейчас достаточно.
Но уже в обозримом будущем, по мере того, как у интеллигентной части
российской общественности абстрактное равнение на общедемократические ценности
будет уступать место конкретике социального интереса, по мере реального
формирования структур гражданского общества явлинцам придется демонстрировать
не только превосходные интеллектуальные и нравственные свойства, но и ощутимые
для всех успехи, прежде всего - свое участие в делах управления страной.
И тогда гамлетовско-интеллигентское "быть или не быть в правительстве?"
может стать для "Яблока" камнем серьезнейшего преткновения.
|