В те романтические времена, когда зарплаты почти хватало и от
либерализации экономики ждали скорого чуда, старый спор, годится ли русским
западный капитализм, разыгрывался по образцу почти анекдотическому: «не
круглое, но зеленое». Можно ли вводить рыночные отношения в стране, где
по традиции слова «торговец», «купец», «частная лавочка» в любом контексте
воспринимаются как оскорбительные? Заработает ли либеральная экономика
в обществе, которому долго внушали, что богатым быть стыдно, а бедность
не порок? Есть ли перспективы у лозунга «Обогащайтесь!» среди населения,
честная часть которого свято хранит антибуржуазные идеалы, а остальные
усердно воруют без всяких идеологических санкций?
Так называемые «самобытники» обсуждали «русскую специфику» исключительно
в риторическом духе, ставя вопросы, отрицательный ответ на которые был
готов заведомо. Что же касается «крутых рыночников», то они, снисходительно
подсмеиваясь над младенческим лепетом об «особом пути», восклицали:
«Посмотрите на Польшу! Вспомните про Чили!»
Когда выяснилось, что пряников сладких и впрямь не хватает на
всех, я решила обратиться к тому, кто, казалось, обещал их в изобилии
и в самом скором будущем. На первую же мою телефонную реплику
- о верблюде, которому удобнее войти в игольные уши, чем богатому
в царство Божие, - Григорий Явлинский ответил неожиданно серьёзно:
«Я думал об этом давно ...»
Так стал возможен наш диалог.
Л.С.: Как вы решили создавать экономическую программу вхождения в
рынок, зная, что страна, народ, для которых вы работаете, имеют - как это
принято считать - природный и исторический иммунитет против накопительства,
частной собственности? Если «русская специфика» все же учитывалась вами,
какую тактику по отношению к ней вы избрали: проигнорировали или договорились
с самим собой, что с «национальной мистикой» можно подождать?
Г.Я.: Договориться с самим собой - это вы правильно сказали. Не принимать
в расчет особенности своей страны было бы или абсолютно невозможно, или
крайне опасно.
Но я не думал в то время, что, вступив в дискуссию по русскому вопросу,
можно было не завязнуть в нем и найти нечто новое. Поэтому захотелось дать
отчет самому себе, что я делаю: закладываю основы эффективной экономики,
меняю сознание людей или что-то еще. Ответ получился не сразу, но был очень
простой: прежде чем говорить «капитализм», «частная собственность»,
надо дать людям возможность сделать осознанный выбор, которого они давно
и насильно были лишены.
А дальше шли чисто профессиональные задачи. Конечно, я знал, что православие
сильно отличается от протестантизма, главенствующего во многих высокоразвитых
странах. Но я и не ставил малореальную цель - догнать их и перегнать. Свою
цель я сформулировал иначе: вот камень и перед ним стоит человек. Ему выбирать
дорогу, по которой идти, - прямо, налево или направо. Не мое дело советовать
или указывать ему, куда ходить. Но мое дело развязать человеку ноги, ибо
они у него связаны, и он давно уже не умеет ходить вообще. Экономически
это означало: отдать людям собственность, землю, создать для них настоящую
национальную валюту.
Л.С.: И тем не менее вы как экономист, политик не сочли для себя
необходимым публично заявить о своих замыслах. И, насколько я знаю, ни
разу не выступали с декларацией о намерениях, где бы объяснялось, какая
этическая подкладка лежит в основе вашей реформаторской программы. Вы,
разумеется, честны перед собой, но, согласитесь, вас мало кто понял. И
ваша программа «500 дней» скорее была воспринята как некое чародейство,
магическая формула, чем практическое руководство по развязыванию пут на
ногах.
Г.Я.: Почему я не заявлял о своих намерениях? Коротко отвечаю: а меня
не спрашивали. Я был готов к ответу, но общество не было готово к вопросу.
Вы первая, кто меня спросил об этом. Я стоял перед парламентом почти полгода,
и о чем только меня не спрашивали. Один очень-очень-очень большой руководитель,
главный, спрашивал, например, не получаю ли я деньги: из ЦРУ. В союзном
парламенте интересовались, сколько я уже заработал
на публикации программы «500 дней». А вы говорите, что для нас деньги не
главное. В российских структурах пытались разузнать, не подговорил ли меня
Горбачев писать эту программу, чтобы причинить вред Ельцину, а в союзных
все были убеждены, что это происки Ельцина. Ваших вопросов мне никто не
задавал. А почему я сам их не подымал? Хорош бы я был, если бы вдруг, на
полуслове прервав себя, сказал: а теперь давайте обсудим, как соотносится
моя программа с русской идеей. Я уверяю, несколько десятков человек у телевизоров
захлопали бы - всего несколько десятков на всю страну. Давайте посмотрим
на проблему иначе: почему общество - если - это гражданское общество -
не задает таких вопросов? Вот сейчас, когда оно вталкивается в весьма своеобразные
реформы, почему оно не спрашивает с реформаторов?
Л.С.: Тут я, может быть, с вами не соглашусь. Пусть не ваточных словах,
не в законченных формулировках, но оно подавало и подает сигналы своего
беспокойства.
И коммунистические митинги, и ностальгия по распределительному социализму,
и растерянность стариков-пенсионеров перед стихией рынка. Я могу
презирать Жириновского или любого другого политикана, но я не могу не сочувствовать
старой учительнице, которая клянется, что умрет с голоду, но не пойдет
торговать с лотка кооперативным товаром. Мне ее жалко, как жалко всех тех,
кого обманывали и обкрадывали. Не стоит их сейчас называть шариковыми -
несчастных, обездоленных людей. Что же касается парламентских сфер, то
я бы сильно удивилась, узнав, будто там кто-либо всерьез может интересоваться,
какая этика и религиозно-нравственная установка положена во главу угла
нынешних радикальных реформ. Почему? Потому что единую проблему расчленили
и растащили по партиям: либералам положено безусловно поддерживать рыночные
нововведения, а компатриотам - формировать оппозицию, используя как раз
этические аргументы.
Г.Я.: Я действовал не по поручению какой бы то ни было партии, а именно
как экономист. И как экономист считаю, что в основе любой экономической
программы, особенно реформаторской, лежит моральная концепция. Смысл моей
позиции - предоставить людям, по крайней мере для начала, исходные экономические
возможности, чтобы по своему усмотрению распорядиться своим трудом, своим
заработком, своей жизнью, наконец. Другими словами, предоставить человеку
возможность выбора.
Л.С.: Иначе говоря, программа «500 дней» была попыткой создать
базу для правового и экономического самоопределения каждого человека,
включая сюда и моменты национальной психологии?
Г.Я.: Совершенно верно. Там была заложена схема: все, что держало у
себя государство, отдавали людям. Исходная посылка: программа делается
не за счет людей, а за счет расставания государства со своими монополистическими
привычками. И этим мы очень сильно отличались - Польши и других стран,
где многих вещей никогда и не было у государства.
Л.С.: Итак, мы все были в тюрьме и со связанными ногами. Как вы думаете,
почему мы так и не вышли из нее?
Г.Я.: Грубо говоря, не захотели. Не знали, как захотеть так, чтобы по-
настоящему сделать что-то для себя и своих детей. Искали какие-то причины...
Говорили: Горбачев, Ельцин... Как только программа экономического освобождения
заработает, разница уйдет с повестки дня. Мы же прощали отсутствие серьезных
идей, реальных программ, прощали обман, виляние, дешевый популизм.
Л.С.: Многие считают вас идеалистом, фантазером. Вы покушались на
святая святых, на самые основы жизни. Вы хотели сделать человека свободным,
когда про него известно, что он с трудом выносит свободу, тяготится ею
и готов отдать ее всякому, кто посулит гарантированный кусок хлеба.
Г.Я.: Хорошо. Но пусть он сделает это сам. А на сегодняшний день он
даже этого сделать не может.
Л.С.: Значит ли это, что на пути выхода из тюрьмы ключ от ворот
кто-то перехватил?
Г.Я.: Нет. Одни просто хотели открыть ворота, а другие стали спорить
о качестве тюремных камер и ширине ворот. В общем, озаботились не тем,
как выйти из тюрьмы, а тем, как выходить. Чувствуете разницу? Им говорили:
давайте выйдем и разберемся на свободе. А они отвечали: как, все вместе?
У нас ведь разные национальности?! Так что пока все только и ходят туда-сюда
внутри тюрьмы, заглядывая в разные камеры и уточняя, как там кого называют.
Л.С.: Но тюремщики - они все-таки хотят выпустить заключенных на
свободу или нет?
Г.Я.: Хотят. Но при этом хотят оставаться главными. Они понимают, что
больше держать людей в камерах невозможно, ибо разнесут все к чертовой
матери. Говорят: мы давно решили всех вас выпустить. И мы вас как раз и
поведем. Правда, на одни ворота у нас многовато вождей.
Л.С.: Есть ли у них какой-нибудь план? Какая этика в его основе?
Вы не декларировали свои намерения по одной причине, но новые реформаторы
тоже отмалчиваются и в моральные дискуссии не вступают.
Г.Я.: Судите сами. Что заявило новое правительство? Мы не будем писать
программы - народ устал от программ. Потом писать нечто вроде программы
пришлось, но не для согласования с нами, а прямо сразу «для согласования
с Международным валютным фондом». Это и есть этическая позиция. Но если
они претендуют быть правительством народного доверия, почему они толком
не объяснили народу, что собираются делать? Вот у меня книжечка «Экономическая
политика правительства России». Посмотрите, как она устроена: указы, указы,
указы и ответы на придуманные ими самими вопросы об этих же указах. За
кого нас принимают?
Л.С.: Ну и как? Век свободы не видать? Или опять это будет слишком
дорогостоящая свобода? И что же здесь - бездарность или злой умысел, безответственность
или некомпетентность?
Г.Я.: Я отвечу иначе. Представьте себе художника: и кисти у него хорошие,
и краски, и холсты. Но вместо картины получается каша. Что, они не делают
приватизации? Делают. Что, они не хотят земельной реформы? Хотят. Что,
они не освобождают цены? Освобождают. Но что получается? Меня спрашивают:
почему я им не помогаю? Но как? Это всё равно что в дурной живописи подправить
один мазок. Я не могу это подправить. Между тем операция, которую следовало
бы проделать, именно такой сложности и такого качества... И теперь вернемся
к началу разговора: может быть, в России иначе нельзя? Может быть, действительно
свобода у нас нестерпима? А только так: выходи, стройся, бери лопату, копай.
После всех этих печальных митингов у меня появилось сравнение: можно проводить
реформы, пропитывая ими общество, как скрепляющим раствором, а можно расколоть...
Я не хотел сталкивать людей, что-то давая одним, уничтожать других.
Они все - мои люди, как мои пальцы. В этом, если хотите, мое ощущение
родины. Скажу точнее: что, «красно-коричневые» не президентские? Они даже
больше его, чем кого-либо другого... Свобода, власть, государственность,
Россия - все это глубочайшие категории, которые именно сейчас, через поражения,
много переосмысливаются.
Л.С.: Вы не упомянули еще и о легитимности власти. Сначала в припадке
политической экзальтации народ всем миром избирает себе спасителя,
затем, не дождавшись чуда, шарахается в сторону и шельмует прежних кумиров.
Может быть, у нас и преобладает стратегия указов вместо разумной экономической
политики, поскольку власть, самонадеянно полагаясь на - прецедент
всенародного волеизъявления, не заботится об укреплении своего статуса
и норовит обойти не только этику, но и логику своей жизнедеятельности?
Но смотрите, как быстро фактор всенародного волеизъявления перестает работать:
вот уже нет Гамсахурдиа, Муталибова... Кто следующий?
Г.Я.: Но «следующие»-то считают, что тех смели, потому что они плохие,
в отличие от них самих, хороших. Легитимность нужно не только получить,
но и заслужить, и подтвердить. Особенно сейчас.
Л.С.: И все-таки на каких принципах сегодня вы строите свои отношения
с властями? Вы включаетесь в их политическую игру, ибо как гражданин считаете
своим долгом им помогать, или умываете руки и работаете на себя, на будущее?
Г.Я.: С какими властями? С этими? Разве это власти? У их границ режут
и убивают, а они только смотрят. У них президент в каждом селе, и начались
референдумы о том, что их не хотят знать. Их валютой распоряжаются без
всяких согласований четырнадцать госбюджетов и столько же центральных банков.
Похоже, эти власти имеют только два рычага: они печатают деньги и выдают
лицензии на вывоз ресурсов. Но при этом везде не хватает уже заработанной
наличности, и если вы не получили лицензию, можно вывезти все и без лицензии.
Нашу экономику, нашу государственность накормили огромной дозой слабительного,
и оно уже впиталось в кровь. Сейчас нам дают еще и снотворное. Ахать и
охать по этому поводу бессмысленно.
Надо осознать, что процессы уже идут и их необходимо хотя бы обезопасить.
А вообще-то власть только тогда власть, когда она может что-то дать, а
не забрать. И мы пытались и будем пытаться участвовать в создании такой
власти.
|