Если Налоговый кодекс, одобренный Госдумой в первом чтении, будет принят
в нынешнем виде, местное самоуправление потеряет остатки финансовой независимости.
Сейчас доля собственных доходов в бюджетах муниципальных образований составляет
около 35%, а с введением кодекса она упадёт до 5-10%.
Прошлой осенью после долгих проволочек был наконец принят Закон о финансовых
основах местного самоуправления. Его главным достоинством стало закрепление
за местными бюджетами на постоянной основе фиксированных долей федеральных
налогов - половины поступлений от подоходного налога с физических лиц,
5% налога на прибыль, 10% НДС и 10% акцизов. Это дало местным бюджетам
гарантированный минимум собственных доходов, отобрать и перераспрделить
который губернаторы не вправе. К тому же закон запретил субъектам Федерации
уменьшать финансовую помощь местным властям, которые сумели увеличить собственные
доходы. Это очень важно - раньше муниципальным образованиям не было никакого
интереса изыскивать финансовые резервы, так как областные финансисты немедленно,
причём на столько же, уменьшали свой вклад.
Принятие Закона о финансовых основах означало колоссальный прогресс
в законодательстве о местном самоуправлении. Но теперь, судя по всему,
намечается большой откат. Проект Налогового кодекса лишает местное самоуправление
львиной доли собственных доходов. Количество местных налогов сокращается
до пяти, и в их число не попал налог с продаж, на который приходилось около
60% поступлений от местных налогов. В предыдущем варианте кодекса налог
с продаж значился как местный, однако в одобренном недавно документе он
отнесён к региональным.
"Те пять налогов, которые остались, не сумеют заменить отменённый налог
на жилищный фонд и социальную сферу. Собственная налоговая база местных
органов власти, таким образом, сокращается в три-четыре раза, - считает
заместитель председателя думского комитета по вопросам местного самоуправления,
член фракции "Яблоко" Сергей
Митрохин. - И это ещё не всё. Муниципалитеты вполне могут лишиться
ещё двух из оставшихся пяти налогов, если субъект Федерации вдруг решит
ввести налог на недвижимость. Нынешняя редакция Налогового кодекса предполагает
в таком случае консолидацию трёх налогов в один - речь идёт о налоге на
имущество юридических и физических лиц, а также о земельном. Последние
два отбираются у местного самоуправления. В итоге муниципалитеты смогут
твёрдо рассчитывать лишь на лицензионные сборы и мизерные поступления от
налогов на рекламу и наследование-дарение".
Это не значит, конечно, что средства не будут вообще поступать в местные
бюджеты. Будут, но решение, в какой пропорции и кому, Налоговый кодекс
относит к компетенции региональной власти. Местное самоуправление становится
заложником налоговой политики региона. А повиснув на крючке хронической
финансово-бюджетной недостаточности, местная власть вряд ли сможет сохранять
даже подобие независимости, дарованной ей Конституцией России.
Судя по всему Налоговый кодекс ближе к осени всё-таки примут. Правительство
настаивает на общем сокращении налогов. Федеральный бюджет и так трещит
по швам, а регионы себя так просто в обиду не дадут. Тем более что кодекс
должен будет пройти одобрение в Совете федерации. Местная власть остаётся,
таким образом, главным козлом отпущения. Депутатов Госдумы судьба
местного самоуправления, как показывает опыт подготовки Налогового
кодекса к первому чтению, волнует не очень сильно. По крайней мере, ссориться
с правительством ещё и по этому поводу они не настроены. Чуть ли не единственными
защитниками прав самоуправления остаются в таком случае объединения самой
местной власти - Союз российских городов, Российский союз местного самоуправления
и Союз малых городов России. Но их возможности влиять на законодателей
сегодня очень ограничены.
|