Интервью заместителя председателя комитета по вопросам местного самоуправления депутата Госдумы от фракции “Яблоко” Сергея Митрохина

НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ

Корр. - Сергей Сергеевич, есть ли, на ваш взгляд, существенные недостатки в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», требующие внесения изменений и дополнений в закон, и если есть, то какие именно?
С.С. - В законе, действительно, есть ряд недостатков. Они носят концептуальный характер, в частности, не проработан понятийный аппарат. Многие понятия определены недостаточно четко. Например, из определения муниципального образования не ясно, что это публично-правовая корпорация. Определение дается через понятие территории. Но территория - это вторичная характеристика общины как таковой, а первичная - совокупность жителей, имеющих всю полноту прав и обязанностей. Отсутствие четкости в определении влечет очень существенные недостатки в содержании закона: практически размывается понятие ответственности каждого гражданина, как субъекта местного самоуправления. Местное самоуправление таким образом  обезличивается.
Более существенный недостаток — внедрение принципа организации самоуправления в очень крупных городах, в городах-миллионниках. Когда столько жителей избирает органы местного самоуправления, то это ничем не отличается от формирования органов государственной власти на уровне субъекта федерации или даже какого-нибудь небольшого государства. В результате уничтожается сама суть местного самоуправления — местная власть отчуждается от жителей, а противовесов этому закон не создает. Например, он не обязывает развивать более близкие к населению структуры самоуправления. Это становится частной проблемой и отдается на усмотрение самих местных властей, которые, как правило, в этом не заинтересованы. Закон не несет стимулов для создания института самоуправления на микроуровне. 
Мы приветствовали в свое время принятие этого закона, активно участвовали в его разработке и считаем, что он сыграл очень позитивную роль. Его недостатки должны быть изменены, и мы работаем над этим. В частности, мы намереваемся внести в закон поправки, обеспечивающие гарантии функционирования территориального общественного самоуправления. При наличии инициативы со стороны граждан в этом вопросе и при соблюдении определенных, достаточно жестких, норм, власть обязана гарантировать определенный минимум прав на осуществление этой инициативы.
В законе не прописан четко принцип разделения властей. Это не актуально для мелких муниципальных образований, но для крупных - это проблема, потому что представительный орган местного самоуправления там часто вынужден подчиняться исполнительному. Мэр может возглавлять представительный орган местного самоуправления — закон этого не запрещает. Это может сыграть негативную роль и подлежит ограничению.
Корр. - Можно ли считать, что в России сформировано правовое пространство для деятельности местного самоуправления? Есть ли необходимость в дополнении законодательной и нормативной базы и в каких именно аспектах?
С.М. - Да, в общем виде правовое пространство сформировано. Формирование нормативной базы должно продолжаться. В первую очередь это касается финансовых основ местного самоуправления. Совсем недавно такой закон вступил в силу. «Яблоко» принимало активное участие в его разработке. Он еще нуждается в дальнейшей доработке, чтобы создать большие гарантии финансовой самостоятельности и независимости местных властей. 
Во-вторых, следует создать больше гарантий обладания собственностью,  муниципальной вообще и в первую очередь собственности на землю. Нужно четко сказать местным властям, какими землями они владеют, урегулировать вопрос передачи государственных полномочий местным органам власти. 
Необходимо прояснить вопрос о статусе выборного лица местного самоуправления и при этом запретить совмещать этот статус с каким-либо другим государственным статусом, что  у нас еще бывает. 
В законодательстве нужно усилить гарантии прав на местное самоуправление для жителей поселков, райцентров или городов районного подчинения, где это право дискриминируется. Нужно дать возможность гражданам образовать свою самоуправляющуюся общину, даже вопреки противодействию властей.
Очень важно развивать союзы и ассоциации местных властей, сотрудничество между ними  при решении конкретных вопросов, которые трудно решить в одиночку. Объединившись, они могли бы это сделать. В законодательстве нужно предусмотреть право создавать совместные целевые фонды,  под решение конкретных общих проблем. 
Корр. - Каковы на сегодня основные проблемы местного самоуправления?
С.М. - Прежде всего финансы. Местные бюджеты находятся в сильной зависимости от произвола региональных администраций при распределения финансовых ресурсов. В принципе решение этой проблемы содержится в законе о финансовых основах местного самоуправления и заключается в том, что федеральные налоги должны в определенной своей части оставаться в местных бюджетах. Однако закон нуждается в доработке.
Еще одна существенная проблема - отчуждение граждан от местного самоуправления. Эту проблему нужно решать, с одной стороны, стимулируя создание более мелких единиц общественного самоуправления. С другой, - облегчая нормотворческую инициативу населения, усиливая связи между выборными лицами самоуправления и населением. Надо способствовать проведению сходов, референдумов граждан, увеличивать долю решений, принимаемых на основе прямой демократии. У нас очень невысокая степень прямой демократии при решении вопросов местного значения. Прямая демократия - это возможность населения непосредственно принимать решения и диктовать властям свою волю. Прямую демократию нужно не бояться, а напротив, поддерживать и укреплять.
Еще одна острая проблема для местного самоуправления - контроль населения за деятельностью, особенно финансовой, местных властей. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность финансовых отношений на местах и сделать отчетность нормой: власть должна полностью отчитываться перед населением за использование денег, все финансовые операции власти на местном уровне должны быть гласными. Здесь нужно думать, как это закрепить и в федеральном законодательстве, и региональном.
Корр. - Кем и каким образом должен осуществляться контроль за деятельностью органов местного самоуправления?
С.М. - Для государственного контроля нормативная база уже есть — в законе об общих принципах самоуправления. Местные органы власти поставлены в достаточно жесткие рамки, и выход за них влечет возможность определенных санкций. Другое дело, что органы власти в регионах просто не представляют этих возможностей и пытаются контролировать по каким-то старым, чисто административным схемам: надавить, приказать - не умеют контролировать местное самоуправление путем законодательного регулирования и разрешения конфликта в суде. Контроль должен быть чисто правовым. 
Однако действенный и тщательный контроль за органами местного самоуправления возможен только при активности граждан.
 
 
yabloko@orc.ru
Начальная страница
1998 (C) Москва, Яблоко, 28 февраля 1998г.