Последнее время активизировалась работа Европейского Союза в направлении
так называемого «Северного измерения» - проекта, предполагающего привлечение
инвестиций для развития североевропейских стран.
Европа заинтересована в проекте потому, что на севере находятся основные
экономические ресурсы, прежде всего энергетические, особенно на северо-западе
России. Уже сегодня ясно, что от импорта энергоносителей зависит будущее
Европы, а потому она заинтересована в их разработке и транспортировке,
а значит, и во вложении средств. Инициатива проекта «Северное измерение»
выдвинута Финляндией, которая недавно стала членом Европейского сообщества
и стремится не только упрочить в нем свое положение, но и занять ведущие
позиции. С июля представитель Финляндии будет председательствовать в Европейском
союзе. Это чрезвычайно важно, потому что наш ближайший скандинавский сосед
имеет 1300 километров общей с Россией границы. Финляндия - высокоразвитая
страна, а одна из главных задач «Северного измерения» - выравнивание жизненного
уровня населения входящих в него государств. Только за последние месяцы
проведено несколько крупных международных форумов, посвященных «Северному
измерению».
В Финляндии прошел семинар на тему: «Северное измерение в политике Европейского
союза». В семинаре приняли участие парламентарии и политики Финляндии и
России (в том числе северных субъектов Российской Федерации). В марте подобный
семинар состоялся в Москве, его организовали посольства Финляндии и Швеции
при участии Европейского союза. И, наконец, с 7-го по 9-е апреля в норвежском
городе Алта прошла первая конференция парламентариев северных стран. В
ней приняли участие не только депутаты Государственной Думы России, но
и представители законодательных собраний Мурманской и Архангельской областей,
Карелии, Ненецкого автономного округа и Совета Федерации. Эта конференция
была самой представительной, ее организовали Европейский союз, Северный
совет (давно действующее объединение северных стран Европы) и парламент
Норвегии. Речь шла о довольно значительных средствах (800 млн. долл.),
вкладываемых Европейским союзом в программу помощи северным странам и северо-западу
России в 1994-1999 гг.
К реализации программы привлекаются такие международные финансовые институты,
как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Главное
внимание уделяется небольшим и средним проектам в области энергетики, транспорта,
развития коренных малочисленных народов, здравоохранения, утилизации
ядерных отходов атомных подводных лодок и ледоколов, а также атомных электростанций.
Некоторые проекты находятся в стадии вполне конкретной реализации. Например,
строятся и оборудуются пограничные переходы между Норвегией и Мурманской
областью, Финляндией и Мурманской областью, со стороны России к пунктам
перехода сооружаются автомобильные дороги. Делается все возможное, чтобы
уменьшить сложности для транспортов с товарами при пересечении границ.
Парламент России работает над созданием правового поля для привлечения
инвестиций.
Пока, по признанию представителей скандинавских стран, им, мягко говоря,
чрезвычайно трудно учитывать все особенности российского законодательства.
Предприниматели жалуются, что при согласовании тех или иных вопросов и
получении всевозможных разрешений приходится иметь дело
более чем с тридцатью контролирующими организациями - на преодоление таких
чиновничьих рогаток отваживаются далеко не все. Огромное количество ведомственных
бюрократических инструкций и нормативных актов не только осложняет взаимное
сотрудничество, но и создает благоприятную почву для коррупции. А наши
налоговые инспекционные службы стремятся как липку обобрать предпринимателей,
чтобы пополнить тощую местную казну, благо существующее законодательство
иногда позволяет неоднозначно трактовать его. Наша задача - сделать правовые
документы более простыми и соответствующими мировому опыту. В частности,
последнее время Думой принят закон об освобождении от таможенных пошлин
безвозмездной помощи, а также поправки к закону об СРП и некоторым другим.
Внимание, которое Европа уделяет проекту «Северное измерение», не идет
ни в какое сравнение с вниманием к нему российских властных структур. Мы
очень отстаем в понимании того непреложного факта, что экономика развивается
в северном направлении и будущее мировой, а тем более отечественной, экономики
напрямую зависит от сконцентрированных на севере огромных запасов углеводородных,
минеральных и энергетических ресурсов, золота, платины, цветных металлов
и т. д. Это подтверждают цифровые оценки, имеющиеся у руководства страны,
которое по-прежнему относится к Северу как к отсталой окраине. И даже упомянутые
выше представительные форумы не привлекают должного внимания наших властей.
Красноречивее всего о «внимании» к Северу и Думы и правительства говорят
статьи бюджета-99, не обеспечивающие не только развития, но и нормальной
жизнедеятельности населения в суровом полярном климате.
Сотрудничество с западными странами в освоении наших северных богатств
должно осуществляться по принципу двустороннего движения. Мы Западу - часть
своих полезных ископаемых, Запад нам - рабочие места, совершенствование
транспортной инфраструктуры в северных областях, развитие и технологическое
обновление российских предприятий. В этом - залог нашего будущего, ведь
все, что построят на Крайнем Севере, там и останется.
Трения с левым крылом думской оппозиции по поводу СРП устранены. Сейчас
заключаются соглашения о совместной разработке месторождений на основании
принятого Думой закона. Главным же тормозом развития Севера остается невнимание
к его нуждам не только властных структур, но и общества в целом. Средства
массовой информации сочувствуют северянам лишь тогда, когда они оказываются
в экстремальной ситуации, например, замерзают из-за несвоевременного завоза
топлива. А проблемы долговременного развития этого сурового края оказываются
в тени перманентно возникающих в нашем нескучном Отечестве скандалов, связанных
то с генеральным прокурором, то с импичментом, то с олигархами, не говоря
уже о событиях в Югославии. Кстати, воинственное отношение многих российских
политических деятелей к событиям на Балканах может серьезно повлиять на
наше сотрудничество в рамках проекта развития Севера, прежде всего на инвестиции
частного бизнеса. Таким образом, мы уже пожинаем плоды своей недальновидной
внешней политики - и у нас, и в странах НАТО появились «ястребы», преследующие
собственные вполне конкретные цели, чаще всего политические.
Тем не менее совместные северные проекты будут осуществляться - слишком
велика взаимная выгода, чтобы отказываться от нее в угоду политиканам.
Борис Мисник
Депутат Государственной Думы,
фракция «ЯБЛОКО»
Председатель Комитета по
проблемам Севера
|