Пока мы беседовали с сотрудником «ЭПИЦентра»
Алексеем Михайловым, несколько
раз звонил телефон. По отдельным репликам я понял: разговор касался
Нижнего Новгорода.
- Алексей Юрьевич, разве работа в Нижнем не закончена?
- Нет. За три с половиной месяца мы успели многое начать и слишком мало
завершили. То, что удалось, потребовало серьезной и довольно длительной
подготовки. Еще больше времени понадобится для реализации начатого. Поэтому
сотрудничество по обоюдному желанию будет продолжено. Но уже на договорной
основе.
- «ЭПИЦентр», как известно, пришел к выводу: потенциалом возрождения
России должны стать регионы. Одновременно о том же самом заявило и правительство.
Случайное совпадение?
- Думаю, это - признание того, что все мы, занимающиеся макроэкономикой,
недооценивали роль регионов. Между тем основные преобразования - коммерциализация,
приватизация, земельная реформа - зависят прежде всего от позиции местных
органов. Люди со своими проблемами в первую очередь идут к местным властям.
Поэтому вся социальная политика должна носить региональный характер. Сейчас
появилась масса социально-экономических программ - для всей страны. К сожалению,
ни одна не дает ответов на стоящие перед регионами вопросы.
- Но почему о регионах вспомнили только сейчас?
- Кардинально изменилась ситуация. Даже в годы так называемой
перестройки еще сохранялась чиновничья вертикаль: приказы
шли сверху, а низы обязаны были их выполнять. Нынче эта ось разрушена.
У федеральной власти остались лишь необходимые рычаги. Такие, как кредитная
и внешнеэкономическая политика, федеральный бюджет, и так далее. В сущности,
перераспределение функций уже произошло, осталось лишь признать его де-юре.
- О том же, кажется, говорит и правительство.
- Вот именно, говорит. На практике ничего похожего. Доходит до казусов.
Знаете ли вы, например, что каждый грузовик в России является частью федеральной
собственности, фактически им распоряжается лично Чубайс. В Нижнем
вместе с экспертами Международной финансовой корпорации был разработан
методический материал по приватизации грузового автотранспорта,
получено разрешение от Чубайса. Но после известного совещания в Чебоксарах,
где, между прочим, как раз и шла речь о том, что центр тяжести реформ должен
быть перенесен в регионы, оно отменено. Постановлением правительства все
грузовики в области отнесли к мобилизационному резерву. Недавно стало известно,
что и это решение утратило силу. Теперь вроде бы нет помех для приватизации.
Но никто не поручится, что центр не изобретет еще что-нибудь.
Получается так, что каждый регион должен постоянно что-то просить у
верховной власти. Ходить, кланяться, доказывать. Правительство не видит
в том большой беды. Напротив, это как бы повышает его акции с точки зрения
управляемости страной. Но вот регионы это все больше раздражает. Назревает
ситуация, чреватая острейшими конфликтами.
К тому же нынешний кабинет заметно тяготеет к эксклюзивным решениям.
Объясните, например, почему Якутии предоставлено право распоряжаться частью
золота, добываемого на его территории, а Архангельской или Мурманской
областям - нет? Что это за манера - делить области, края, автономии по
невесть кем и как установленному ранжиру? Да, есть регионы,
которые нуждаются в федеральных субсидиях. Скажем, Крайний Север. Это все
понимают. Но когда высочайшим повелением одним даются квоты на вывоз нефти
и цветных металлов, а другим в том категорически отказывают - это непонятно.
Пренебрежительное отношение к правам региона просочилось и в наши законы.
Разве правильно, когда в федеральный бюджет поступают налоги с эмиссии
муниципальных ценных бумаг. государственного займа области? Пусть федеральный
бюджет сам зарабатывает свои деньги. Облагать налогами доходы с местных
бюджетов - абсурд. Когда сталкиваешься с такими вещами, чувствуешь, что
сделать ничего не можешь. Тебя все равно обдерут как липку. Это тоже страшно
восстанавливает регионы против центра.
- Если заявление об особой роли регионов останется не более чем декларацией
- что тогда?
- На местах постепенно перестанут выполнять распоряжения центра, все
меньше и меньше будут подчиняться российским законам, станут принимать
свои решения, может быть, объявят о выходе из состава Федерации. И года
через два-три Россия превратится в несколько десятков самостоятельных государств.
- Перспектива, мягко говоря, не вдохновляющая. Чтобы ее предотвратить,
нужны какие-то указы, законы?
- Нужны. И указы, и законы. Но раньше всего - иная региональная стратегия,
построенная на разумных компромиссах и доверии. И вырабатываться она должна
совместно регионами и центром.
- И все же с чего стоило бы начать?
- С социальных проблем. У регионов сегодня слишком мало возможностей
реально влиять на положение своих жителей, защищать их от инфляции, безработицы.
Основную массу увольняемых дают крупные предприятия, являющиеся объектами
федеральной собственности, а на местах людям не в состоянии серьезно
помочь - нет средств. Стало быть, одно из двух. Либо правительство
должно взять на себя какие-то обязательства в этом отношении, либо
предоставить местным властям дополнительные права и возможности.
И еще об одном. Чтобы нормально развиваться, регионам нужна хотя бы
относительная стабильность. Когда курс рубля прыгает в умопомрачительном
диапазоне, а разовые решения подменяют собой индексацию доходов, когда
и бюджет, и цены, и инфляция - все непредсказуемо, что-то планировать на
местном уровне немыслимо.
|