Алексей Мельников, фракция "Яблоко",
Комитет по природным ресурсам и природопользованию
Закон о разделе продукции пока ещё не действует
|
В статье Александра Дейкина "Закон о разделе продукции действует, несмотря
на критику", опубликованную в "Финансовых известиях" от 11.07.96, утверждается,
что наперекор пессимистам закон "О СРП" уже работает. В качестве доказательства
даётся ссылка на запуск двух крупных сахалинских проектов и на свершившееся
определение основных условий для начала реализации Приобского проекта.
На самом деле всё обстоит не так радужно. Для того, чтобы экономика
России получила необходимые инвестиции, ещё предстоит значительная по объему
законодательная работа, к которой, в частности, относится и доработка закона
"О СРП".
Это положение несложно проиллюстрировать на примере абстрактного иностранного инвестора, вложившего средства в проект по разработке нефтяного месторождения, скажем, в 1990 году. Если бы это случилось, то экономика его проекта претерпела бы кардинальные изменения. Так, с 1991 года суммарный транспортный тариф вырос с 8 до 24 долларов за тонну. В 1992 году были введены экспортный тариф и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Величина платежей за имущество выросла примерно в 4 раза. Средняя ставка акциза в текущем году выросла с 39 до 70 тысяч рублей за тонну. И, наконец, введён новый средний транспортный налог в 3,8 рубля на тонно-километр. В не меньшей, чем инвесторы, степени в стабильной системе обложения заинтересовано государство. Тем более что действующая система налогообложения не только препятствует притоку инвестиций, но и стимулирует сокращение добычи на уже действующих месторождениях. Принятие закона "О СРП" было необходимым, но недостаточным шагом в улучшении законодательной составляющей инвестиционного климата. Для того чтобы законодательство "О СРП" заработало, необходимо внести поправки в целый ряд законов: инвестиционных, регулирующих право пользования недрами, налоговых, регулирующих внешнеторговую деятельность. Без этих поправок закон "О СРП" не заработает. Ухудшение закона на последней стадии разработки потребовало от правительства
более внимательной проработки поправок. Поскольку, например, возникла необходимость
более тщательного отражения в законе "О недрах" разграничения гражданско-правового
и административного режима пользования недрами.
Серьёзно ухудшило качество закона положение о необходимости утверждать
перечень месторождений, право пользования которыми возможно на условиях
соглашений о разделе продукции федеральным законом. Кроме бюрократизации
законодательного процесса, которая в реальности уже на целый год задержала
переход на СРП, страна не получила ничего - ни инвестиций, ни рабочих мест,
ни роста доходов бюджета.
Минтопэнерго ещё в конце июня сообщило, что, по оценочным расчётам,
разработка Приобского месторождения при существующей системе налогообложения
является нерентабельной и невозможна. Что же касается проектов "Сахалин-1",
"Сахалин-2" и Харьягинского проекта в Ненецком АО, то они имеют особый
статус, поскольку соглашения по ним были заключены до вступления в силу
закона "О СРП". Однако до начала полномасштабной реализации сахалинских
проектов ещё далеко, так как уже существующая дата начала работ всего лишь
означает, что в последующий период участники проектов выполнят на шельфе
ряд работ по оценке месторождений.
Но пока разработка законодательства не будет завершена, ни о каком действии
закона "О СРП" говорить не приходится. Тем большее недоумение вызывают
заявления о ещё несостоявшихся победах.
"Финансовые известия", 22 августа 1996 года, с.5 |
Яблоко. Начальная страница Яблоко. Публикации Яблоко. info@yabloko.ru |