Cергей Дон, фракция "Яблоко", Комитет по бюджету, банкам, налогам и финансам
Алексей Мельников, фракция "Яблоко",
Комитет по природным ресурсам и природопользованию
Экономику надо спасать не Глазьеву, а от Глазьева
|
В интервью "Общей газете" (№35 за 1996 год) начальник управления экономической
безопасности Совета безопасности РФ Сергей Глазьев заявил, что "огромное
количество решений, ведущих нас по траектории самоуничтожения, уже приняты.
И сейчас проблема заключается в их блокировании".
К числу вредных решений Глазьев причислил внесенный в конце мая правительством в Госдуму проект федерального закона "О перечне участков недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции". Вызывает не доумение и сожаление, что облеченный властью чиновник СБ, обосновывая негативное отношение к проекту закона, продемонстрировал удивительную некомпетентность. Он утверждает, что "в Думу внесен проект закона о передаче 250 месторождений полезных ископаемых зарубежным инвесторам на условиях соглашений о разделе продукции" (СРП). Что ни слово - то ошибка. Во-первых, это закон не "о пердаче", а о перечне месторождений, по которым могут быть заключены соглашения о разделе продукции. Это большая разница. Может получиться так, что государство и инвестор не договорятся и соглашение не будет заключено. Во-вторых, слово "передача" - неточно. Может создаться впечатление, будто участок недр предоставляется инвестору в собственность. Это неверно, поскольку в соответствии с законом "О СРП", "участок недр предоставляется в пользование инвестору". Другими словами, речь идет о долгосрочной аренде. Если инвестор не будет выполнять своих обязательств по соглашению, то государство в соответствии с законом "О СРП" может расторгнуть соглашение. В-тертьих, в рассматриваемом Госдумой проекте закона ни слова нет о том, что обозначенные в нем участки недр и месторождения будут переданы именно "зарубежным инвесторам". Закон "О СРП" "устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья…" Интересно, что на парламентских слушаниях именно представители крупнейших российских нефтяных компаний ("Сургутнефтегаз", "Роснефть", "Тюменская нефтяная компания") настаивали на одобрении закона "О перечне…". Точно такую же позицию заняли и российские компании, приславшие письменные предложения в Комитет по природным ресурсам Госдумы ("ЛУКойл" и "КомиТЭК"). Более того, "Сургутнефтегаз" и "ЛУКойл" предлагают радикально расширить перечень месторождений и включить в него все месторождения и участки недр, на которые они имеют лицензии. При этом "Сургутнефтегаз" привел экономические расчеты, в соответствии с которыми при переходе на СРП добыча по компании за 20 лет возрастает в два раза, увеличиваются доходы государства, растут капитальные затраты (а значит, и спрос на продукцию обрабатывающей промышленности). И, наконец, не стоит слишком пугаться цифры "250 месторождений". Если сравнить её с количеством выданных на сегодня лицензий - 10,5 тысяч, то правительство явно поскромничало. Сергей Глазьев утверждает: "Очевидно, отечественные производители денег нынче не имеют, значит, самые ценные участки для экономической деятельности могут перейти к иностранному капиталу". К сведению доктора экономических наук Глазьева, иностранные инвесторы денег на разработку месторождений также не имеют, поскольку в мировой практике разработка месторождений финансируется за счет заёмных средств. Иностранному инвестору тоже нужно идти в банк, доказывать, что его проект эффективен, заключать кредитное соглашение и платить проценты. "За красивые глаза" денег ни один банк не даст. Слов нет, у западных компаний финансовое положение несравненно устойчивее, чем у российских. Но применение СРП, создающее здоровую экономику проекта, служит важнейшей основой для получения кредитных ресурсов российскими предприятиями (в том числе на мировом кредитном рынке). Удивительная получается история. Удивительная тем, что Глазьев, на словах радеющий об экономической безопасности России, на практике наносит страшный удар именно той самой безопасности, о которой печется. Потому что практическим следствием борьбы Глазьева против закона "О перечне…" является затягивание с принятием крайне необходимого стране законодательства, способного, по оценкам специалистов, привлечь в российскую экономику в последующие 10 лет 60-70 млрд. долларов. Эти инвестиции дадут работу людям как в добывающих, так и обрабатывающих
отраслях промышленности, улучшат финансовое положение предприятий, увеличат
доходы бюджетов. Для того чтобы не мешать этому, Глазьеву следовало бы
просто ознакомиться с необходимой литературой, внимательнее вчитаться в
тексты обсуждаемых законов и не упорствовать в своем неведении.
"Общая газета", 12-18 сентября 1996 года, № 36, с.8 |
Яблоко. Начальная страница Яблоко. Публикации Яблоко. info@yabloko.ru |