С самого начала участия Григория Явлинского в российской политике он
и возглавляемое им движение "Яблоко" считались либералами - западниками.
Электоральной базой "Яблока" всегда были несколько групп избирателей -
интеллигенция, молодежь и работники ориентированных на экспорт предприятий.
Не случайно наиболее "яблочными" местами в Карелии являются Костомукша,
Кондопога и Петрозаводск.
В России и Карелии у "Яблока" достаточно сторонников, что позволяет
и федеральным, и региональным соратникам Явлинского расчитывать на успех.
Но весь вопрос в том, что считать успехом? Проход "яблочников". В Думу
с 5-6 процентами - это вовсе не успех. А если до выборов не предпринять
что-либо яркое и запоминающееся, то результат может оказаться и таким.
Явлинский несколько подзадержался на этапе критики всех - президента, правительства,
Думы, коммунистов, жириновцев, нашедомовцев. Необходима четкая линия, причем
максимально отдаленная от понятия "западничество", которое стало в последнее
время как минимум немодным.
Исходя из этих предполагаемых задач весьма убедительно выглядит проект
промышленной политики "Яблока", подготовленный А.Механиком. В прошлом месяце
этот документ за исходящим номером 55-316 от 29 марта поступил в Карельское
отделение "Яблока" для обсуждения. По замыслам авторов новый промышленной
политики "яблочников", в сентябре-октябре надо провести конференцию "Промышленники
и предприниматели за "Яблоко". Казалось бы, логичнее было бы другое название
- "Яблоко" за промышленников и предпринимателей, но с политической и предвыборной
точек зрения выгоднее именно первый вариант, поскольку он исключает навязывание
в друзья и "высвечивает" промышленников, готовых "Яблоко" поддержать.
А.Механик рекомендует провести в регионах "круглые столы" по проблемам
промышленных предприятий, выявить тех руководителей производства, которые
готовы поддержать "Яблоко". Предлагаются основные лозунги и тезисы: "честная
политика и честная экономика неразрывны", "оздоровление, а не банкротство",
"дешевый кредит", "импорт должен подпирать российскую промышленность, а
не уничтожать", "защитить российского потребителя от нечестной конкуренции",
"возрождение России невозможно без реальной промышленности".
Проект Механика - это довольно серьезная корректировка ориентации "Яблока".
Еще год назад посетивший Карелию депутат Госдумы И.Грачев утверждал, что
основной социальной базой движения является мелкий и средний бизнесмен.
Вряд ли надо доказывать, что коммерсант-челночник и директор-производственник
- далеко не одно и тоже. Сможет ли карельское "Яблоко" стать рупором местных
промышленников? Вопрос риторический. Часть промышленников поддерживала
"Яблоко" на прошлых выборах. Другие категорически сторонятся карельского
отделения движения, зная о его напряженных отношениях с правительством.
Карельское "Яблоко" весьма влиятельно, но численно невелико. "Яблоко"
представлено в парламенте двумя депутатами и двумя сочувствующими. Правда,
сочувствующие зачастую идут не в ногу с лидерами КРО. Впрочем, двое сочувствующих
- депутаты В.Мамонтов и А.Папченков - являются самыми что ни на есть представителями
промышленности. Так что в случае если в Москве решат, что надо принять
линию Механика, то разногласий, или лучше сказать, разноголосований тех
же А.Чаженгина и А.Папченкова будет меньше.
Сегодня, в преддверии выборов, никто не хочет говорить о том, что он
за банкиров или торговых коммерсантов. Все хотят быть выразителями интересов
промышленников. Последним должно быть приятно, что коммунисты, жириновцы,
отечественники, нашедомовцы, лебедисты, а теперь и "яблочники" встали в
очередь на дружбу с ними. Проблема, однако, в том, что промышленник промышленнику
не друг, не товарищ и не брат. Заставить одного директора покупать продукцию
другого, если он может купить ее в другом месте дешевле и качественнее,
- невозможно. Все партии и движения, утверждающие, что готовые ринуться
на защиту отечественных промышленников, либо не понимают серьезных противоречий
между ними, либо просто берут на вооружение популярный политический лозунг.
|