Продолжающееся сейчас падение курса рубля по отношению к доллару ставит
под угрозу выполнение обсуждаемого в эти дни в Госдуме проекта федерального
бюджета на 1999 год в его нынешнем виде. В этом закономерном процессе находит
свое объективное отражение состояние российской экономики, находящейся
в сложном положении -процесс стагнации системного кризиса, финансовый кризис,
спад промышленного производства, кризис неплатежей.
Более того, уже в конце прошлого года было совершенно очевидно, что
курс доллара будет неуклонно расти на протяжении всего 1999 года, в то
время как курс рубля будет падать.
Поэтому прогнозные оценки Министерства финансов РФ и Центробанка о том,
что средневзвешенный курс доллара будет равен в 1999 году 21,5 руб., можно
воспринимать в лучшем случае, как фантазию, но ни в коем случае - как расчетные
показатели.
Такая цифра не мотивирована ничем: ни экономикой, ни- финансовой ситуацией,
ни положением в стране.
Что касается заявления Центробанка РФ о стабилизации курса национальной
валюты, то это, на мой взгляд, - очередная попытка выдать желаемое за действительное.
Безусловно, благие намерения - дело хорошее. Только я боюсь, что этими
благими намерениями, такими заявлениями вымощена дорога в ад.
Если Центробанк РФ реально не отдает себе отчета в том, что происходит
с финансовой ситуацией в стране, действительно считает, что у нас идет
стабилизация и что средневзвешенный курс рубля в 1999 году будет 21,5 руб.,
то остается только развести руками и задуматься о квалификации руководства
уважаемого банка но главе с Виктором Геращенко.
На мой взгляд, на сегодняшний день предпринимаемые Центробанком РФ меры
по защите курса рубля носят односторонний, исключительно административно-регулировочный
характер. То есть курс рубля сдерживается в основном за счет различных
административных мероприятий нормативного характера в области валютного
регулирования.
А ведь, казалось бы, ясно всем, что без двух показателей, формулируемых
ЦБ РФ, - объема планируемой денежной эмиссии и расчетного курса доллара
- в принципе невозможно формирование макроэкономических показателей федерального
бюджета-99.
Более того, правительство РФ фактически использовало валютные резервы
ЦБ РФ для обслуживания внешнего долга, о чем мы узнали в конце прошлого
года. Это еще более ухудшило положение самого Банка России на валютном
рынке. Я думаю, что здесь была согласованная позиция правительства и ЦБ
РФ. Какими мотивами они руководствовались при этом, известно только Виктору
Геращенко и Юрию Маслюкову.
Я считаю, что это было недопустимо. Вообще, политика использования правительством
валютных резервов ЦБ РФ в принципе порочна. Ведь это последний оставшийся
у нас островок стабильности, последний резерв валюты, последний загашник,
который имеет не только Центробанк РФ, но и страна. Вот почему использование
этого последнего резерва совершенно неоправданно и неразумно.
На сегодняшний день, я полагаю, правительство восстановило в какой-то
степени ситуацию, то есть возвратило взятые средства, хотя у меня на этот
счет нет точной информации. Но даже если возврат и состоялся, то он произведен
далеко не ликвидными валютными активами, например драгоценными металлами,
алмазами. Это означает не только ухудшение самой структуры наших валютных
резервов, теряющих свою ликвидность, ной самой валюты, наличных средств
в банке все меньше и меньше. Я допускаю, что на определенные шоковые моменты
там вообще почти ничего нет.
Безусловно, можно и нужно более широко использовать получаемую Центробанком
РФ прибыль на бюджетные траты как дополнительный источник доходной части
бюджета.
Однако в последние три года его прибыль искусственно занижалась путем,
в частности, перечисления значительных сумм в пенсионный фонд работников
ЦБ РФ. Подобные манипуляции и бесконтрольность в части расходования средств
банка создавали возможность для искусственного уменьшения прибыли и, следовательно,
поступления ее в федеральный бюджет. Со стороны Госдумы этот вопрос неоднократно
поднимался, предпринимались попытки урегулировать его законодательно, однако
они, к сожалению, блокировались Центробанком РФ.
Насколько мне известно, резервы ЦБ РФ в части увеличения прибыли существуют,
например в сфере переоценки балансовых и забалансовых активов, валютных
активов. Многие из них оценены по ценам 10-ти, 15-летней давности. Однако
такую переоценку банк проводить не хочет.
Сейчас руки у Центробанка в части использования прибыли развязаны очень
широко, практически решение об этом отдано на откуп его Совету директоров.
Совершенно справедливой, я считаю, является и критика Центробанка РФ
за установленные зарплаты для своих сотрудников с огромным количеством
различных выдач, начислений, премиальных, вознаграждений. Общий доход его
служащих, безусловно, является супервеликим, выше, чем в другой какой-либо
госструктуре.
Безусловно, Центробанк РФ, имея обширнейшую автономию деятельности сегодня,
гораздо автономнее, чем правительство. Он оказался практически неподконтролен
или, скажем, менее подконтролен Госдуме, чем правительство. Поэтому и существуют
не только в Госдуме, но и Совете Федерации настроения о том, чтобы увеличить
контроль над деятельностью ЦБ РФ.
И в заключение, возвращаясь к бюджету-99, хочется подчеркнуть, что главный
финансовый документ страны нереален: все заложенные в расчет его показатели
не соответствуют действительности. Падение производства у нас будет не
3%, как планируется в проекте бюджета, а порядка 6-8%, инфляция составит
не 30°о, а все 60%, а курс доллара конечно превысит 21,5 руб., для того
чтобы убедиться в этом, достаточно уже сейчас посетить ближайший обменный
пункт.
Весь парадокс, абсурдность ситуации заключаются в том, что это понимают
и правительство и ЦБ РФ. Поэтому процедура прохождения проекта федерального
бюджета во втором, третьем и четвертом чтениях не меняет принципиально
ситуации. Любые вносимые в проект бюджета поправки не устраняют его внутренней
порочности - это бюджет благих намерений.
|