3 сентября 1998 года, будучи исполняющим обязанности председателя правительства,
В.С. Черномырдин подписал постановление “Об утверждении плана мероприятий
по повышению эффективности использования государственного имущества РФ,
находящегося за границей”. Безусловно, заслуживает одобрение сам факт,
что хотя и поздно, но все-таки обращено внимание на необходимость наведения
порядка в такой серьезнейшей проблеме, как использование загрансобственности
Российской Федерации. Учитывая, что данного вопроса измеряется десятками
миллиардов долларов США и эти десятки миллиардов, пожалуй, единственный
до конца не разворованный резерв бюджета страны, логично было бы ожидать,
что эффективное его использование будет предметом открытого государственного
обсуждения и публичного принятия решений. Однако анализ постановления
в очередной раз подтвердил, что принцип работы, провозглашенный В.С. Черномырдиным:
“Хотели как лучше, а получилось как всегда”, сработал и на этот раз.
Не только недоумение, но и серьезные возражения вызывают планы создания
в четвертом квартале текущего года “акционерных обществ открытого типа
с целью коммерческого использования вносимого в их уставной капитал государственного
имущества Российской Федерации, находящегося за границей”. Таким
образом, без какого-либо гласного и открытого обсуждения открывается возможность
бесконтрольной “прихватизации” всей имеющейся за рубежом собственности
России.
Столь масштабная “прихватизация” российского имущества, не ограниченная
никакими нормативными и законодательными актами, может стать акцией в десятки
раз более ущербной для бюджета, чем печально известные залоговые аукционы.
Более того, в случае заведомо ускоренного, неудачного коммерческого использования
собственности и банкротства данных акционерных обществ, Россия лишится
последнего многомиллиардного потенциала, который ей достался. Мы останемся
один на один лишь с новыми долгами поспешно созданных, бесконтрольных со
стороны государства акционерных обществ. А доход, полученный от подобных
сомнительных операций в виде нашего имущества, окажется в руках неизвестных
лиц. Причем вывозить из России и “отмывать” его не надо. Все и так
уже находится за рубежом.
Подписанное Черномырдиным постановление, наверное, дает наконец-то цифровой
(десятки миллиардов долларов США) ответ на вопрос, зачем ему надо было,
несмотря на все унижения, испытанные в Госдуме, хотя бы на две недели возглавить
правительство РФ. По сути, данное постановление можно назвать программой
“прихватизации” последнего, что осталось у России.
В связи с этим, я обратился с депутатским запросом к председателю правительства
Е.М. Примакову и предложил срочно отменить один из пунктов “Плана мероприятий
по повышению эффективности использования государственного имущества Российской
Федерации, находящегося за границей”. А затем внести для обсуждения в Государственную
Думу программу работы с государственными активами России, находящимися
за рубежом, что не раз предлагалось сделать в различных документах Федерального
Собрания. Нужно разработать и проект законодательного акта, определяющего
порядок использования российского загранимущества.
Неплохо бы знать, кто готовил и визировал проект постановления правительства.
Следует, наконец, установить, совершены ли уже какие-либо сделки с российским
загранимуществом. Думаю, что эти вопросы интересуют и избирателей.
|