Действительно, это какой-то злой рок: все предложения, касающиеся улучшения
инвестиционного климата в России, постигает незавидная судьба. Это тем
более удивительно, если принять во внимание крайнюю нужду российской экономики
в инвестициях. За примером далеко ходить не надо – достаточно вспомнить
злоключения законодательства об СРП.
Сегодня речь пойдёт о крайне небольшой, в одну строчку, но исключительно
важной поправке к закону об НДС. Эта поправка уравнивает в правах строительство
капитальных объектов хозяйственным и подрядным способом: в соответствии
с ней НДС при строительстве подрядным способом не относится на балансовую
стоимость (с последующим многолетним возвратом через амортизацию), а подлежит
возмещению. Что это означает на практике? На практике это означает, что
стоимость вновь вводимых капитальных объектов снижается на 20%. Проекты,
которые в действующих условиях оказываются нерентабельными, после принятия
данной поправки могут получить зелёный свет. А это рабочие места, заказы,
налоги в бюджет и т.д., а в макроэкономическом смысле – рост совокупного
эффективного спроса, столь важного для перехода нашей экономики к устойчивому
росту.
Может быть, этот вопрос незнаком нашим законодателям и правительству?
Нет, эта льгота была прописана (и принята в первом чтении!) в специальной
части Налогового кодекса ещё в 1997 году, содержалась в законодательных
инициативах правительства в 1998 году и в нынешнем, 1999 году, в составе
бюджетного послания. Однако статус нормы закона эта поправка так ни разу
и не обрела. И в этом, как ни странно, есть своя закономерность. Почему?
Да потому, что, как только работа над бюджетом и налоговыми поправками
переносится в трёхстороннюю согласительную комиссию (состоящую из представителей
Государственной Думы, Совета Федерации и правительства) , интересы инвесторов
перестают кого-либо интересовать: главное – это «накачать» бюджет «виртуальными»
деньгами (яркий пример – изменение величины собираемости налогов), с тем,
чтобы был предмет для «доработки» бюджета во втором и третьем чтениях.
Но при таком подходе мы никогда не приблизим нашу налоговую систему к цивилизованной,
мы не получим инвестиций из-за рубежа, а наши отечественные инвесторы будут
правдами и неправдами стремиться переводить свои капиталы за границу.
Фракция «ЯБЛОКО» полагает, что при реформировании налоговой системы
нельзя руководствоваться исключительно фискальными краткосрочными интересами
(дополнительными, а на деле «бумажными» доходами обсуждаемого бюджета),
пришло время от разговоров о благоприятном инвестиционном климате переходить
к его созданию.
Фракция «ЯБЛОКО» считает исключительно важным, чтобы действующая Государственная
Дума приняла льготу по НДС для застройщиков, с тем чтобы уже с начала 2000
года она превратилась в норму закона.
|