- Большинство депутатов оценили бюджет как "жесткий, но честный".
Что именно в этом направлении не устроило вас и что заставило голосовать
"против"?
- Начнем с того, что жестким этот многокилограммовый фолиант был разве
что на ощупь, да по отпущенному на знакомство с ним сроку, за который большинство
депутатов просто не смогли его толком прочесть. Что касается честности...
Еще 25 ноября, за месяц до принятия бюджета в первом чтении, было выпущено
постановление правительства № 1391 "О федеральной целевой программе "Медицина
высоких технологий", где предполагается на создание одноименного центра
выделить заемные средства за счет действующих кредитных линий. В бюджете
же эта статья расходов и сумма никак не прослеживаются. Из одного этого
можно сделать вывод, что либо программа внешних заимствований не
имеет отношения к действительности, либо правительство предполагает вообще
не придерживаться этой программы и любые средства расходовать так, как
ему покажется нужным. Смею предположить, что это не единственный пример
столь "честного" подхода к составлению бюджета.
- Тем не менее деньги на охрану здоровья выделены. Что представляет
собой этот раздел бюджета?
- На первый взгляд здравоохранение, по сравнению с прошлым годом,
получило небольшой приварок. Вместо 9,4 млрд. руб. нам предлагается 9,7
млрд. В то же время правительство обещает 30%-ную инфляцию, которая по
самым скромным расчетам будет выше как минимум вдвое. Мы в своем комитете
договорились с правительством о том, что зарплата работников здравоохранения
будет проиндексирована и с 1 апреля увеличена почти на 40%. Получаем готовый
бюджет и видим вместо обещанных сорока чуть больше восьми, включая пенсии
и фиксированные социальные трансферты. А ведь по действующему законодательству
у нас должно быть опережающее индексирование той же заработной платы.
- Выходит, надо ждать новых голодовок и забастовок медиков?
- Если так пойдет дело, надо ждать окончательного разрушения системы
бесплатного здравоохранения в тех местах, где она еще осталась. Чтобы ее
сохранить даже в условиях 30%-ной инфляции, нам не- , обходимо на такую
же величину проиндексировать защищенные статьи, а именно: зарплату медиков,
оплату медикаментов и питания больных. У нас же суммарная индексация выплат
по всем трем позициям произойдет всего лишь на 3%. Это означает, что мы
сейчас уже можем констатировать, что около четверти заявок на медикаменты,
перевязочные материалы, питание, расходные материалы для рентгеноаппаратуры
будут не выполнены. А учитывая, что и нынешнее выполнение их составляет
около 60% потребностей нашей системы, грядущее суммарное исполнение по
товарному покрытию не превысит 40% от бюджета 1998 года. Это означает,
что две трети государственных лечебных учреждений просто прекратят существование
и бесплатная медицина прикажет долго жить.
- Что придет ей на смену?
- То же, что пришло на смену государственным предприятиям, - теневая
медицина. Сами больницы никуда не испарятся. Больные будут вынуждены приходить
туда же лечиться. Только их будут обдирать как липку, и они будут вынуждены
продавать последнее, чтобы оплатить лечение. Больницы, естественно, не
будут показывать львиную долю своих доходов, перейдут на обычный "черный
нал", и тут же к ним явятся накачанные и абсолютно здоровые ребята и предложат
делиться. В результате очень скоро вместо ведомственной, федеральной и
муниципальной медицины у нас появится медицина "солнцевская", "тамбовская"
и "измайловская".
- Давайте поговорим о чем-нибудь более обнадеживающем. Как обстоят
дела с целевыми федеральными программами?
- Номинально финансирование их предполагается увеличить. На программу
по борьбе с туберкулезом, к примеру, денег собираются выделить почти в
два раза больше: 820 млн. руб. против 460 млн. руб. в прошлом году, добавить
средства на программу "АнтиВИЧ" (с 29 млн. до 35), немножко прибавить "безопасному
материнству". Помимо этого, вводятся новая программа по развитию медицинской
промышленности, программа "Старшее поколение".
- Выходит, все не так уж бесперспективно?
- Очень бы хотелось так думать. И хотя бы по федеральным программам
увидеть "свет в конце тоннеля", но, к великому сожалению, и его застил
резко подскочивший курс доллара.
Дело в том, что 60% всех лекарств и препаратов, необходимых для выполнения
программ, как правило, исключительно импортные. И цена их с 17 августа
выросла уже более чем в три раза. Поэтому если мы говорим о реальном бюджете
здравоохранения, то он должен составлять не 9 млрд. руб., а как минимум
32!
- Смогут ли в сложившейся ситуации компенсировать недостаток федеральных
средств местные бюджеты?
- Не смогут, поскольку, приняв приложенный к бюджету пакет налогообложений,
местные бюджеты сразу теряют около 70 млрд. руб. А это означает, что они
реально вообще прекратят финансировать здравоохранение. Единственное,
что им будет под силу, - это платить врачам зарплату.
- Зарплата у медиков сегодня мизерная. Судя по вашим словам, ждать
повышения ее ближайшее время не приходится. Предусмотрено ли в бюджете
увеличение каких-либо социальных пособий?
- Их решили "заморозить" на уровне 83 руб. 40 коп. Формально они приравнены
к минимальному уровню оплаты труда, и поэтому авторов вроде бы нельзя обвинить
в ухудшении условий социально нуждающихся. Но к МРОТу уже отношения не
имеют, поскольку идут по совершенно другой статье. Эта сумма не подлежит
индексации в случае инфляции, ее величину нельзя по закону оспорить в Конституционном
суде, как это можно сделать в отношении минимального размера оплаты труда.
Для человека, получающего социальное пособие, 83 руб. 49 коп. остаются
величиной постоянной, точкой отсчета всех социальных выплат. В то же время
все штрафы за нарушение административного права, Налогового кодекса, Таможенного
кодекса накрепко и навечно привязаны к МРОТ. Так что, если Дума в очередной
раз захочет увеличить оплату труда, она, по существу, увеличит штрафы,
а не социальные платежи населению. И в результате произойдет фантастическое
обесценивание всех социальных обязательств государства.
- Что, на ваш взгляд, следует исправить в первую очередь?
- Надо изменить сам принцип взаимоотношений государства и нации.
Если власть не знает и не имеет, что дать народу, пусть даст ему возможность
выживать самостоятельно и посильно поможет именно в этом. А значит, резко
снизит прямые налоги, перейдя на косвенные, которые могут быть заложены
в каждой условной единице потребления: в стоимости газа, электроэнергии,
воды, земли. То, что называют рентными платежами, которые легко собрать.
Необходимо уменьшить и общий объем налогов. Для промышленных предприятий
он не должен превышать 20%, для сельскохозяйственных -10%, для физических
лиц - 10%. Одновременно с этим надо немедленно пересмотреть итоги приватизации
через систему банкротств. Не через долгие судебные разбирательства, как
предлагает Юрий Лужков, а по факту: не справляешься с работой, не платишь
зарплату, не платишь за газ и электроэнергию - банкрот. Правительство должно
отказаться от каких-либо претензий на господство в обществе и бизнесе.
Все, что оно могло сделать сейчас, - это предложить технически точный бюджет,
в котором, выражаясь медицинским языком, четко указаны сроки остановки
пульса и остывания тела больного, но который не имеет никакого отношения
к процессу реанимационных мероприятий.
|