[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации]
 
Интервью Ольги Беклемищевой
Бюджет с летальным исходом
"Аргументы и факты", беседовал Владимир Ермаков, 
январь 1999 года
 
Приняв почти без проволочек в первом чтении бюджет-99,  Государственная Дума встретила Новый год. Депутаты разъехались в избирательные округа отчитываться о проделанной работе,  советоваться с народом и думать о том, как и за что голосовать при  втором чтении закона. А подумать есть о чем. Удовлетворивший думское большинство "политический бюджет" Евгения Примакова никак не  хочет превращаться в экономический документ. И если, по мнению специалистов, нашей, больной экономике от этого ни жарко ни холодно, то для  здоровья нашего населения такой бюджет может быть смертельно опасным.  Так считает заместитель председателя Комитета Государственной Думы  по охране здоровья Ольга Беклемищева (фракция "ЯБЛОКО"), с которой  беседует наш парламентский корреспондент Владимир Ермаков.
 
 
- Большинство депутатов оценили бюджет как "жесткий, но честный". Что именно в этом направлении не устроило вас и что заставило голосовать "против"?

- Начнем с того, что жестким этот многокилограммовый фолиант был разве что на ощупь, да по отпущенному на знакомство с ним сроку, за который большинство депутатов просто не смогли его толком прочесть. Что касается честности... Еще 25 ноября, за месяц до принятия бюджета в первом чтении, было выпущено постановление правительства № 1391 "О федеральной целевой программе "Медицина высоких технологий", где предполагается на создание одноименного центра выделить заемные средства за счет действующих кредитных линий. В бюджете же эта статья расходов и сумма никак не прослеживаются. Из одного этого можно сделать  вывод, что либо программа внешних заимствований не имеет отношения к действительности, либо правительство предполагает вообще не придерживаться этой программы и любые средства расходовать так, как ему покажется нужным. Смею предположить, что это не единственный пример столь "честного" подхода к составлению бюджета.

- Тем не менее деньги на охрану здоровья выделены. Что представляет собой этот раздел бюджета?

- На  первый взгляд здравоохранение, по сравнению с прошлым годом, получило небольшой приварок. Вместо 9,4 млрд. руб. нам предлагается 9,7 млрд. В то же время правительство обещает 30%-ную инфляцию, которая по самым скромным расчетам будет выше как минимум вдвое. Мы в своем комитете договорились с правительством о том, что зарплата работников здравоохранения будет проиндексирована и с 1 апреля увеличена почти на 40%. Получаем готовый бюджет и видим вместо обещанных сорока чуть больше восьми, включая пенсии и фиксированные социальные трансферты. А ведь по действующему законодательству у нас должно быть опережающее индексирование той же заработной платы.

- Выходит, надо ждать новых голодовок и забастовок медиков?

- Если так пойдет дело, надо ждать окончательного разрушения системы бесплатного здравоохранения в тех местах, где она еще осталась. Чтобы ее сохранить даже в условиях 30%-ной инфляции, нам не- , обходимо на такую же величину проиндексировать защищенные статьи, а именно: зарплату медиков, оплату медикаментов и питания больных. У нас же суммарная индексация выплат по всем трем позициям произойдет всего лишь на 3%. Это означает, что мы сейчас уже можем констатировать, что около четверти заявок на медикаменты, перевязочные материалы, питание, расходные материалы для рентгеноаппаратуры будут не выполнены. А учитывая, что и нынешнее выполнение их составляет около 60% потребностей нашей системы, грядущее суммарное исполнение по товарному покрытию не превысит 40% от бюджета 1998 года. Это означает, что две трети государственных лечебных учреждений просто прекратят существование и бесплатная медицина прикажет долго жить.

- Что придет ей на смену?

- То же, что пришло на смену государственным предприятиям, - теневая медицина. Сами больницы никуда не испарятся. Больные будут вынуждены приходить туда же лечиться. Только их будут обдирать как липку, и они будут вынуждены продавать последнее, чтобы оплатить лечение. Больницы, естественно, не будут показывать львиную долю своих доходов, перейдут на обычный "черный нал", и тут же к ним явятся накачанные и абсолютно здоровые ребята и предложат делиться. В результате очень скоро вместо ведомственной, федеральной и муниципальной медицины у нас появится медицина "солнцевская", "тамбовская" и "измайловская".

- Давайте поговорим о чем-нибудь более обнадеживающем. Как обстоят дела с целевыми федеральными программами?

- Номинально финансирование их предполагается увеличить. На программу по борьбе с туберкулезом, к примеру, денег собираются выделить почти в два раза больше: 820 млн. руб. против 460 млн. руб. в прошлом году, добавить средства на программу "АнтиВИЧ" (с 29 млн. до 35), немножко прибавить "безопасному материнству". Помимо этого, вводятся новая программа по развитию медицинской промышленности, программа "Старшее поколение".

- Выходит, все не так уж бесперспективно? 

- Очень бы хотелось так думать. И хотя бы по федеральным программам увидеть "свет в конце тоннеля", но, к великому сожалению, и его застил резко подскочивший курс доллара.

Дело в том, что 60% всех лекарств и препаратов, необходимых для выполнения программ, как правило, исключительно импортные. И цена их с 17 августа выросла уже более чем в три раза. Поэтому если мы говорим о реальном бюджете здравоохранения, то он должен составлять не 9 млрд. руб., а как минимум 32!

- Смогут ли в сложившейся ситуации компенсировать недостаток федеральных средств местные бюджеты? 

- Не смогут, поскольку, приняв приложенный к бюджету пакет налогообложений, местные бюджеты сразу теряют около 70 млрд. руб. А это означает, что они реально вообще прекратят финансировать здравоохранение.  Единственное, что им будет под силу, - это платить врачам зарплату.

- Зарплата у медиков сегодня мизерная. Судя по вашим словам, ждать повышения ее ближайшее время не приходится. Предусмотрено ли в бюджете увеличение каких-либо социальных пособий?

- Их решили "заморозить" на уровне 83 руб. 40 коп. Формально они приравнены к минимальному уровню оплаты труда, и поэтому авторов вроде бы нельзя обвинить в ухудшении условий социально нуждающихся. Но к МРОТу уже отношения не имеют, поскольку идут по совершенно другой статье. Эта сумма не подлежит индексации в случае инфляции, ее величину нельзя по закону оспорить в Конституционном суде, как это можно сделать в отношении минимального размера оплаты труда. Для человека, получающего социальное пособие, 83 руб. 49 коп. остаются величиной постоянной, точкой отсчета всех социальных выплат. В то же время все штрафы за нарушение административного права, Налогового кодекса, Таможенного кодекса накрепко и навечно привязаны к МРОТ. Так что, если Дума в очередной раз захочет увеличить оплату труда, она, по существу, увеличит штрафы, а не социальные платежи населению. И в результате произойдет фантастическое обесценивание всех социальных обязательств государства.

- Что, на ваш взгляд, следует исправить в первую очередь?

- Надо изменить сам принцип взаимоотношений государства и нации.
Если власть не знает и не имеет, что дать народу, пусть даст ему возможность выживать самостоятельно и посильно поможет именно в этом. А значит, резко снизит прямые налоги, перейдя на косвенные, которые могут быть заложены в каждой условной единице потребления: в стоимости газа, электроэнергии, воды, земли. То, что называют рентными платежами, которые легко собрать. Необходимо уменьшить и общий объем налогов. Для промышленных предприятий он не должен превышать 20%, для сельскохозяйственных -10%, для физических лиц - 10%. Одновременно с этим надо немедленно пересмотреть итоги приватизации через систему банкротств. Не через долгие судебные разбирательства, как предлагает Юрий Лужков, а по факту: не справляешься с работой, не платишь зарплату, не платишь за газ и электроэнергию - банкрот. Правительство должно отказаться от каких-либо претензий на господство в обществе и бизнесе. Все, что оно могло сделать сейчас, - это предложить технически точный бюджет, в котором, выражаясь медицинским языком, четко указаны сроки остановки пульса и остывания тела больного, но который не имеет никакого отношения к процессу реанимационных мероприятий.
 

Владимир Ермаков
"Аргументы и факты", январь 1999 года, № 3, с. 20
 
Обсуждение статьи

См. также: О.Беклемищева, Социальная политика, Бюджет-1999, Новая экономическая политика
 

[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации]
info@yabloko.ru