1. Финансирование в центре и на местах.
Лимиты бюджетных обязательств на здравоохранение в первом полугодии
1998 года составили 2340,2 миллиона рублей. Однако, к сожалению, лимиты
- не то же самое, что и бюджет. Как правило, на деле происходит весьма
значительное сокращение финансирования в связи с низкой собираемостью налогов.
Фактически с января по июнь было перечислено 1476,6 миллиона рублей, то
есть 63,1% от запланированного. Такова ситуация с федеральной частью бюджета
нашего здравоохранения.
В субъектах Российской Федерации положение несколько другое. Если, к
примеру, в Нижнем Новгороде исполнение бюджета по лечебным организациям
за девять месяцев составило те же 63%, то в Кирове - 45% и так далее, различные
цифры в различных регионах. Важно, что на местах есть еще одно подспорье,
еще один источник пополнения бюджета - средства обязательного медицинского
страхования, которые расходуются только на территориальные медицинские
учреждения (областные, городские,районные поликлиники и больницы). И собирают
с предприятий в регионах довольно успешно: в Кировской области за девять
месяцев - 101% от плана , в Нижегородской области - 133% за четыре месяца
(там лишь недавно создан такой фонд), в Москве - 105% за девять месяцев,
включая кризисный сентябрь (хотя в сентябре, конечно, сборы резко упали,
в Москве удалось собрать только 54%). Таким образом, страховая система
оправдала себя в плане сбора средств на медицину с работодателей. Однако
и здесь проблемы есть: в частности, данная система предусматривает получение
денег за неработающее население, а у нас фактически на одного работающего
приходится 1,2 неработающих (пенсионеры, дети). По всем субъектам Федерации,
которые я обзвонила, не собрано ни копейки платежей за неработающее
население. Думаю, вы сами прекрасно понимаете: одному работающему содержать
еще полтора человека чисто физически очень сложно.
2. Торговые наценки на лекарства.
И без того непростую ситуацию усугубляют своими некомпетентными действиями
наши чиновники. Впрочем, может быть, не столько некомпетентными, сколько
хорошо продуманными? Судите сами: 3 августа сего года тогдашний глава кабинета
министров С. Кириенко подписал постановление правительства N 882 “О внесении
изменений в постановление правительства от 30 июня 1994 N 890”, которое
разрешило устанавливать ограничения торговых наценок на медикаменты
не к цене завода-изготовителя или оптовика-поставщика лекарств прямо из-за
рубежа, а к цене первого посредника. Мы сделали запрос в регионы, пока
в соответствии с этим постановлением начали считать только в Москве,но
в других субъектах Федерации поставщики уже начинают наседать, и прогнозируется
рост цен на лекарства на 12-15% только благодаря постановлению Кириенко.
Похоже, правительство кому-то помогает: сначала “накинет” себе первый посредник,
и только потом будет действовать ограничение торговой надбавки. Иначе
как лоббированием на правительственном уровне это не назовешь.
3. Махинации с закупками медикаментов.
Другой пример игр чиновников и бизнесменов приводит “Фармацевтический
вестник”.Как известно, льготное обеспечение основывается на выделении бюджетами
разных уровней средств на закупки лекарств для социально незащищенных слоев
населения. Вот схема закупок: комиссии на местах составляют списки жизненно
важных либо льготных препаратов, но не по международным непатентованным
наименованиям, а по торговым. В качестве примера, а не имея в виду конкретное
лекарство и производителя: в список включается, скажем, не “Ацетилсалицилловая
кислота”, а “Аспирин-упса”, не “Парацетамол”, а “Панадол”. Соответственно,
и закупаются не различные лекарства, имеющие определенный состав, а лишь
совершенно конкретные препараты. Это выгодно ряду производителей и поставщиков,
но невыгодно нашим людям, так как приходится платить на 35% больше средств.
Подобная практика порождает взяточничество, и попытка “Фармацевтического
вестника” проконтролировать внесение в списки лекарств по общепринятому
в мире принципу непатентованных наименований заслуживает уважения и всяческой
поддержки.
4. Цена “президентского” здравоохранения.
Еще один интересный вопрос, интересующий многих: во сколько нам обходится
здоровье президента, точнее, содержание медучреждений, обслуживающих кремлевскую
администрацию. Соотношение затрат на одно посещение обычной городской поликлиники,
больницы и медицинского центра управления делами президента составляет
в старых деньгах 200 тысяч рублей к полутора миллионам. Разница в 6 раз.
Кроме того, из всех международных кредитов, выделенных по линии здравоохранения,
на президентский медцентр уходит около 35-37% средств. Треть всех
денег! Сравните это с финансированием отдельных областей. Я не знаю другого
такого президента, который держал бы для себя громадную многопрофильную
медицинскую службу. В США, например, в случае надобности президент лечится
в военных госпиталях. А у нашего, помимо гигантского медцентра (около 6
тысяч человек персонала, если не ошибаюсь, приблизительно 2 тысячи койко-мест),
еще и санатории, поликлиники и так далее. Не имею ничего против этого прекрасного
комплекса, но лечить там надо не привилегированные слои населения, а
самые социально незащищенные, либо не выделять сверхнормативные затраты
из бюджета за счет всего остального здравоохранения. Пока же мы отдаем
одному половину пирога, а другую делим на десятки и сотни мелких кусочков.
В нашем бедственном положении подобная роскошь совершенно непозволительна
и в финансовом, и в моральном отношении.
|