На следующий день после назначения премьер-министром Евгений Примаков
позвонил в администрацию Петербурга и попросил прислать пакет налоговых
и инвестиционных законов, принятых в городе. Говорят, в Москве хотят знать,
каким образом "северной столице" удаётся довольно стойко переносить удары
всероссийского финансового кризиса.
Этот интерес закономерен. Нестандартная, динамичная деятельность
городского комитета финансов, который возглавляет первый вице-губернатор
Игорь Артемьев, заставила говорить об "экономическом опыте Петербурга".
А два года назад, когда 35-летний лидер питерского "ЯБЛОКА" Артемьев вошёл
в правительство Владимира Яковлева, его называли "беспомощным дилетантом".
Он, впрочем, и не строил из себя крупного финансиста. "Я не экономист,
а политик, - сказал он однажды. - Может быть, именно поэтому нашей команде
удаётся то, что не удалось матёрым экономистам".
Вначале я попросила Игоря Артемьева прокомментировать это утверждение.
-
Игорь Юрьевич, вы в самом деле ставите политику над экономикой?
-
В известном смысле - да. Экономист, как правило, находится в плену определённых
теорий, мёртвых или кажущихся живыми схем. Реальному человеку места в них
нет. "Норма прибыли", "платёжеспособность", "спрос" - разве это всё, чем
определяется поведение личности в обществе? Политик же любой свой шаг планирует
с учётом того, как он будет воспринят людьми, и поэтому скорее добивается
успеха.
-
Что унаследовало ваше правительство от администрации Анатолия Собчака?
-
Высокопрофессиональные кадры - и шаткую, колеблющуюся на грани обрушения
"пирамиду" МКО. Огромные кредиты, которые надо было возвращать каждые три
месяца, - и грамотно сформированный рынок ценных бумаг. Блестяще проведённую
приватизацию - и остродефицитный, непрозрачный бюджет. К Алексею Кудрину,
бывшему руководителю комитета, я отношусь с уважением, но факт остаётся
фактом: бюджет администрации Собчака 1994-95 годов состоял из трёх-пяти
страничек. Понять из них ничего было нельзя. Сейчас бюджет - это толстый,
экономический "роман", из которого можно извлечь массу конкретной информации.
Когда мы рассказываем на Западе о наших действиях и спрашиваем, что, на
их взгляд, является главным, западные финансисты дружно отвечают: открытый
бюджет - без этого ничего не может получиться.
-
Какие меры позволили укрепить городскую экономику?
-
Первым делом была создана стабильная налоговая система. Когда бизнесмены
получают закон о налогах на будущий год 31 декабря, они не только не могут
ничего планировать, вообще отказываются в таких условиях работать. О серьёзных
инвестициях и думать не приходится. Поэтому в октябре 1996 года мы обнародовали
трёхлетний налоговый закон Санкт-Петербурга, своего рода региональный
налоговый кодекс… Снизили налог на прибыль, отменили налог на образование,
ввели "правило 6 месяцев". Суть в следующем: если власти хотят повысить
налоги, они могут это сделать через полгода после того, как соответствующий
закон будет принят. И если ты захочешь свернуть дело и уйти со своими инвестициями,
у тебя будет время. Так возникает доверие.
Тогда же губернатор внёс программу сбора доходов. Над её 44 пунктами
все вначале потешались. И зря. Мы публично сказали: возьмём больше денег,
не увеличивая налоги. Заставили платить за незаконную аренду, незарегистрированный
бизнес, и доходы выросли на 9 процентов. А главное, лишили монополистов
- поставщиков элктроэнергии, воды, тепла всех налоговых льгот. Какой поднялся
крик, как они боролись, грозили перекрыть кран … Многие региональные власти
на такой конфликт не решились, а мы только на этом сэкономили 150 миллионов
долларов.
-
У городского бюджета был большой долг. Как его удалось погасить?
-
По программе еврооблигаций мы получили 300 миллионов долларов. Столько
же дали Москве и Нижнему Новгороду. Им на три, а нам на пять лет. Они,
основываясь на позитивном прогнозе развития России, направили капитал на
строительство - домов, инженерных сетей. Надеялись на быструю отдачу, а
получилось, что деньги потрачены, доходов нет (новое жильё не покупают
из-за дороговизны), капитал омертвлён. Мы поступили иначе. Конвертировали
доллары и получили 1,7 триллиона "старых" рублей под 18 процентов годовых.
Унаследованный нами огромный долг - 3,5 триллиона - требовал к тому времени
уже 70 процентов годовых. И мы решили больше чем наполовину заместить "дорогой"
долг более "дешёвым", сэкономив 100 миллионов долларов. Это дало возможность
повысить зарплату работникам культуры, детских дошкольных учреждений, учителям.
Зависимость от долговых обязательств уменьшилась, доходы возросли. Это
открыло дорогу к бездефицитному бюджету нынешнего года.
-
Подобная схема может быть применена в масштабах страны?
-
А кто мешал российскому правительству в 96-м году, после выборов президента,
действовать таким же образом? Никто. Но оно, получая валютные кредиты,
расходовало их неизвестно на что и в итоге пришло к ситуации, когда на
покрытие долгов уходило 60 процентов доходов бюджета. В России - 60, а
в Петербурге - 6!
-
Поэтому кризис не так сильно потряс Петербург?
-
Он нас всё же не миновал. Наши мечты о том, чтобы Петербург оставался островком
стабильности, жизненны только при курсе доллара не выше 12 рублей. После
пересечения этой отметки нам становится очень трудно. Пока что российское
население традиционным для нашей страны способами поддержало рубль: вместо
того, чтобы покупать "зелёные", оно смело с прилавков товары. Только в
Петербурге было было за эти дни снято со счетов 800 миллионов рублей и
около 100 миллионов долларов.
Ещё два месяца назад мы подготовили четыре сценария: позитивный, негативный,
прагматический и нейтральный. Пока всё развивалось по прагматическому сценарию,
мы почти не теряли доходов и чувствовали себя уверенно. Но когда курс приблизился
к 20 рублям за доллар, мы были вынуждены воспользоваться негативным прогнозом.
Перестали выпускать ценные бумаги, занялись поддержкой банков, начали обсуждать
вопросы индексации зарплат, пособий и меры помощи Пенсионному фонду.
Кризис не застал нас врасплох: мы его ожидали, хоть и и много позже
- через два года, в связи с выборами президента. И, готовясь к нему, закупали
наличную валюту - сейчас её достаточно для выплат по внешним долгам. А
валюту, которую зарабатывал город, не тратили, обеспечивая резерв "на чёрный
день". Наконец, Европейский банк реконструкции и развития только что дал
нам 100-миллионный кредит, предварительно "просветив" нас изнутри.
-
Сегодня в городе всё громче звучат призывы отложить уплату внешних
долгов и все деньги направить в социальную сферу. Ваше мнение?
-
Для нас возвращение долгов - вопрос чести. Россия, объявив дефолт, потеряла
свой авторитет на долгие годы, а у Петербурга осталась реальная возможность
сохранить доброе имя. Безусловное и честное выполнение обязательств по
внешнему долгу вместе с новыми инвестиционными законами позволят нам выиграть
конкурентную борьбу за инвестиции у большинства российских регионов, а
значит, обеспечить городу будущее.
-
Не опасаетесь ли вы как либеральный рыночник конфронтации с новым,
полевевшим правительством?
-
Не очень. Регионы-доноры всё равно смогут проводить самостоятельную финансовую
политику. К тому же, я надеюсь, что новое правительство будет прежде всего
командой прагматиков, а не доктринёров.
|