Алексей Арбатов, заместитель председателя комитета Государственной РФ по оборонной политике, фракция "Яблоко" 

Петр Ромашкин, консультант аппарата фракции "Яблоко" 

Кто не выполняет распоряжений Президента? 

Игры Минфина вокруг проекта бюджета в части расходов на национальную оборону продолжаются 

 
При рассмотрении проекта федерального бюджета на 1998 год в первом чтении по предложению комитета по обороне в постановление Государственной Думы было включено положение о том, что расходы на национальную оборону должны составлять в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации 3,5% от валового внутреннего продукта (ВВП), с чем согласились и председатель правительства РФ Виктор Черномырдин, и первый заместитель министра финансов Владимир Петров. 

В соответствии с принятым постановлением созданная в Госдуме рабочая комиссия по рассмотрению оборонных статей расходов и комитет по обороне внесли поправку о том, что расходы по разделу проекта бюджета "Национальная оборона" должны составлять 99,4 млрд. рублей (деноминированных), что соответствует 3,5% от принятого в первом чтении размера ВВП - 2840 млрд. рублей.

В проекте бюджета, представленном правительством РФ, эта сумма составляла 81,75 млрд. рублей. Таким образом, поправка предполагала увеличение расходов на оборону на 17,65 млрд. рублей, или на 21,6%. 

При этом рабочая комиссия и комитет по обороне исходили из положения принятого в 1996 году Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации", в соответствии с которым расходы на пенсии военнослужащим проходят по разделу "Социальная политика", что и соответствует реальности, так как они не направлены на обеспечение боеспособности Вооруженных сил РФ. В проекте бюджета, представленном правительством Российской Федерации, эти средства также включены в раздел "Социальная политика" в объеме 11 млрд. рублей. 

Чтобы каким-то образом сделать вид, что распоряжение президента РФ о финансировании расходов на национальную оборону выполнено, Министерство финансов при подготовке проекта федерального бюджета на 1998 год включило в состав этих расходов затраты на пенсии военнослужащим, а также другие расходы, которые в соответствии с Законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" никак нельзя отнести к национальной обороне. Даже с учетом этих расходов их доля составила всего лишь 3,3% от ВВП. 

В результате такой "рокировки" расходы по разделу "Национальная оборона" остались в прежнем объеме (81,75 млрд. рублей), что составляет 2.88% от ВВП, уточненного трехсторонней комиссией. 

Таким образом, Министерство финансов поручение президента РФ при подготовке проекта бюджета к повторному внесению правительством РФ проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" в Государственную Думу практически не выполнило. 

Теперь надо разобраться, для каких же целей нужно увеличить в 1998 году расходы на национальную оборону. Если в прошлые годы, когда военная реформа никак не двигалась с места, заявка Министерства обороны РФ при подготовке проекта федерального бюджета, как правило, превышала выделенные средства на национальную оборону в два раза и более, что говорило только о стремлении выкачать как можно больше денег, то теперь просят увеличить эти затраты только на 21,6%. При этом первые шаги по военной реформе уже делаются. В частности, в 1998 году намечено сократить численность Вооруженных сил РФ более чем на 200 тыс. человек и началась радикальная структурная перестройка всех Вооруженных сил государства. 

Реформирование вооруженных сил должно быть приоритетной задачей государства, так как без его надлежащего финансирования они превращаются из опоры государства в потенциальную угрозу, потому что армия - голодная, раздетая, бездомная, морально сломленная, имеющая на вооружении все более и более устаревающие системы (но в то же время и ядерное оружие), - может оказаться крайне опасным элементом нестабильности в нашей и без того крайне неустойчивой ситуации. И это может подтолкнуть преобладающую массу военнослужащих к тем радикальным партиям, которые появляются сейчас на политической сцене. 

Не следует забывать и об оборонной промышленности, которая все эти годы все в большей и большей степени приходит в упадок, предприятиям не оплачивается даже тот минимальный оборонный заказ, который они с горем пополам выполняют. Но и никаких конкретных шагов по конверсии оборонной промышленности не предпринимается, те крохи из федерального бюджета, которые предусмотрены на эти цели, реально не выделяются. 

Надо, наконец, понять, что никакая военная реформа бесплатно не делается и что усеченный бюджет в части расходов на национальную оборону приведет только к деградации Вооруженных сил и породит огромную массу озлобленных вооруженных людей. 

Можно отметить также, что поправки рабочей группы и комитета по обороне были рассмотрены на заседании комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и не встретили там поддержки. И это несмотря на то, что раздел "Национальная оборона" - практически единственный в федеральном бюджете, который финансируется только из федерального бюджета, в то время как все остальные расходные разделы финансируются из консолидированного бюджета, который состоит из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. А такие вопросы, как сельское хозяйство, к примеру, в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации, не относятся даже к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Тем не менее аграрной депутатской группе удалось добиться от правительства РФ выделения дополнительных 6 млрд. рублей на сельское хозяйство, хотя запрос этот гораздо менее убедительно обоснован, чем потребности военной реформы. 

Если денег мало, как нас все время убеждает правительство, то тем более необходимо четкое определение национальных приоритетов и финансирование их хотя бы на минимально достаточном уровне. Военная реформа, безусловно, относится к самым главным таким приоритетам и является теперь не просто делом укрепления обороноспособности, а важнейшим вопросом внутренней социально-политической стабильности России. Указы президента и деятельность руководства Министерства обороны отражают осознание этой реальности. Однако бюджетная политика правительства и Госдумы пока ещё сильно отстает от развития ситуации. Остается только надеяться, что понимание реальности придет не слишком поздно. 



"Независимая газета", 23 декабря 1997 года 
 

Яблоко. Начальная страница 
Яблоко. Публикации 
Яблоко. info@yabloko.ru