[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Алексей Арбатов
Последний шанс России на Балканах
Независимая Газета, 15 июля 1999 года
Один из самых поразительных эпизодов балканской эпопеи - это переданное телевидением высказывание президента Бориса Ельцина о "блестяще проведенной политике" России в ходе югославского кризиса, которая увенчалась участием российских войск в миротворческой операции в Косово. Так сказать можно только в двух случаях: или живя в воображаемом мире, потеряв всякую связь с реальностью - или считая всех своих сограждан, "дорогих россиян", круглыми дураками. Что из двух хуже - вопрос весьма дискуссионный... 

На Балканах в очередной раз внешняя политика Москвы потерпела сокрушительное, возможно, уже непоправимое поражение. Хуже того, что случилось, может быть только одно - обманывать себя и других, выдавать провал за "блестящий" успех и тем самым отрезать для себя возможность хоть частично, хоть задним числом подправить положение.

У многих еще свежо в памяти, как вскоре после публичного заявления президента Ельцина ("Косово в обиду не дадим") начались бомбардировки. Как официальная Москва резко осудила неприкрытую агрессию НАТО против суверенного государства и потребовала безоговорочного прекращения авианалетов. На фоне беспрецедентного взрыва массовых антиамериканских чувств дебаты в России шли лишь о том, предоставить ли жертве агрессии прямую военную помощь, вступая в вооруженное столкновение с НАТО, - или же оказать политическую поддержку, употребив все имеющиеся рычаги влияния на Запад, чтобы он прекратил агрессию и признал свою ошибку.

Но шли недели, авиаудары наращивались, множились разрушения и гибли сотни людей, сотни тысяч беженцев покидали Косово, где продолжалась война - а политическое влияние Москвы на НАТО все никак не проявлялось. Хуже того, после назначения Виктора Черномырдина спецпредставителем президента на переговорах по Косово (человека, который путал Хорватию с Боснией и ничего не знал об Уставе ООН), посредническая миссия России превратилась в дымовую завесу. Под ее прикрытием НАТО продолжала погром Югославии с воздуха, успокаивая тревогу своих парламентов и общественности ссылками на "прогресс миссии" Черномырдина. 

И такой прогресс действительно был, но состоял он в навязывании условий НАТО руководству СРЮ российским посредником. Как могло быть иначе, если война шла "в одни ворота", бомбили только одну сторону, которая даже не сопротивлялась? А посредник между бьющим и избиваемым так и не сумел выработать (или хотя бы вразумительно озвучить) российский план урегулирования кризиса, который мог бы стать непременным условием миссии России.

Вернее, помимо Черномырдина такой план был, и на разных уровнях исполнительной власти обнародовался. Вот только план этот в ходе миссии ЧВС (и скорее всего с ведома Кремля), быстро и неуклонно эволюционировал, как выражаются дипломаты, методом "слива". Сперва говорили: безусловное прекращение агрессии и размещение в Косово с согласия Белграда миротворцев из России и нейтральных стран. НАТО, как прямой участник конфликта, не может выполнять миротворческую операцию, иначе это будет оккупацией.

Потом "съехали" на шаг и сказали: так и быть, пусть в операции участвуют страны НАТО, но только те, что не лидировали в авианалетах, а главные державы блока останутся в Албании и Македонии. Потом еще подвинулись к "компромиссу" и согласились на присутствие в Косово войск США и их основных союзников. Но при этом гарантировали, что 10-тысячный российский контингент будет участвовать на самостоятельной основе, то есть подчиняться только Москве и иметь свой собственный сектор контроля - на равных с США, ФРГ, Францией, Британией и Италией. Об этом в середине июня заявил по телевидению и президент Ельцин, пока в Хельсинки шли переговоры министров обороны и иностранных дел России и США. 

Это же обещал Белграду Черномырдин, наряду с контингентом в 10 тысяч российских миротворцев и тем, что резолюция Совета безопасности ООН признает над Косово суверенитет Сербии и будет основана на VI-й, а не на VII-й главе Устава ООН (миротворчество с согласия сторон, в отличие от силового принуждения к миру одной из них). В итоге за согласие вывести все военные формирования из Косово Югославию обманули по всем пунктам. Стоит ли удивляться после всего этого, что Черномырдина так славят на Западе, (и так проклинают в Югославии), что там так восторженно приветствуют "огромную миротворческую роль России" и даже отправляют в Москву делегации рассказать нам о нашем "великом мирном вкладе".

Резолюция СБ ООН No.1244 опирается на VII-ю главу; российские миротворцы не будут иметь никакого своего сектора, а в количестве 3,6 тысяч будут размещены в четырех из пяти секторов стран НАТО, куда отправляются с задержкой на две недели. Кроме зоны в американском секторе, остальные батальоны окружены контингентами НАТО. Спасибо разве что российским десантникам, марш-бросок которых из Боснии в Косово оставил за Россией аэродром Слатина около Приштины, хотя воздушные коридоры оставлены под управлением НАТО (как и наземное сообщение в каждом секторе). Чего стоит контроль над аэродромом без воздуха над ним показала отсрочка переправки самолетами первых росийских частей из-за новых проволочек с коридорами над Венгрией, Болгарией и Румынией. 

Что касается независимости российских войск от НАТО, то и она весьма эфемерна. Ведь миротворческие контингенты не могут действовать без плотной координации, но при этом командование секторов в принципе может действовать вопреки командованию зон, но не наоборот. На маловероятный крайний случай, как все негласно понимают, российские батальоны без боевых действий могут быть полностью заблокированы в своих гарнизонах, а НАТО имеет всеоюъемлющую свободу действий, кроме использования аэродрома Слатина.

Тем временем в Косово вошли 25 тысяч войск НАТО, а вместе с ними вернулись 500 тысяч албанских беженцев, Освободительная армия Косово в полном вооружении и многочисленные банды албанских мародеров. Пока миротворцы НАТО занимали свои сектора, а российские десантники обустраивались для охраны аэродрома, в Косово развернулись массовые убийства, похищение заложников, грабежи и захват жилья сербов. ОАК явочным порядком берет административную власть в крае, неалбанское население под обстрелами террористов покидает Косово (в том числе 130 тысяч сербов за первые две недели). Все это - в нарушение положений резолюции 1244, которую авиация НАТО и Черномырдин навязали Слободану Милошевичу и которую теперь умоляют выполнять ни кто иной, как сами сербы.

Отсрочка прибытия российских десантников, их малочисленность (7% от всех миротворческих сил) и рассредоточенность по секторам НАТО в зонах с преимущественно албанским населением может повлечь создание в Косово моноэтнического края, из которого уйдут все неалбанцы. Суверенитет СРЮ над Косово, о котором говорится в резолюции 1244, на деле равен нулю (там даже предполагается ввести чужую валюту), а территориальная целостность при открытой границе с Албанией и Македонией - чистая фикция.

Набомбив в Югославии на 100 млрд. долларов, НАТО отказывается помогать в восстановлении, пока у власти остается руководство Милошевича. Сербии предстоит холодная и темная зима, особенно для беженцев из Косово, число которых может достичь 200 тысяч человек.

Иные говорят: все это печально, но это закономерная расплата сербов за преступную политику Белграда в отношении косовских албанцев. Но так можно оправдать что угодно! Почему тогда не считать этнические чистки против албанцев весной 1999 года их расплатой за вооруженное восстание ОАК и за авиаудары НАТО, которые приветствовали албанские боевики и на которые сербы не могли ответить никаким другим способом? И почему тогда сербам не ответить на погромы в Косово развертыванием партизанских и террористических действий в крае и за его пределами? 

Президенту, видно, не терпелось ехать в Кельн на заседание Большой Восьмерки собирать мелкую дань, и министров в Хельсинки очень торопили заключить соглашение по миротверческой операции. Уезжая, Борис Ельцин выразился перед прессой в том духе, что "подрались - пора и помириться". Если бы так...Не было никакой драки, а имело место одностороннее избиение: физическое - Югославии и морально-политическое - России. И не мириться ехал в Кельн российский президент, а смириться со свершившимся фактом за уступки Запада по кредитам, реструктуризации внешнего долга и так далее.

Вот такая "блестящая линия" по Югославии... 

Теперь тактика НАТО состоит в затягивании развертывания миротворцев, особенно российских, в пассивном созерцании идущих процессов в крае. Продолжающийся исход неалбанского населения избавляет от лишней головной боли (не нужно кого-то защищать, разводить от столкновений, мирить) и облегчает осуществление дальнейших реальных планов США в отношении Косово и всей Югославии. А такие планы, похоже, есть, и они не имеют ничего общего с резолюцией 1244. 

Иначе, почему боевиков ОАК не разоружили в их учебных лагерях в Албании? Почему сразу плотно не перекрыли границу, чтобы фильтровать террористов и мародеров? Почему так медлят с организацией временной гражданской администрации и международного полицейского персонала? Почему дали три месяца (!) на демилитаризацию ОАК, позволяя боевикам пребывать в центрах сосредоточения и разгуливать с оружием и в униформе, смотря сквозь пальцы на захват ими власти явочным порядком? Почему не реагируют на сигналы о погромах и убийствах, ссылаясь на недостаток сил? (Раньше, в мирное время 12 тысяч сербских полицейских поддерживали правопорядок в Косово до начала массового вооруженного восстания ОАК.) Почему не охраняют сербских беженцев и не способствуют их возвращению домой?

Все потому, что это не соответствует негласной стратегии Вашинтгтона и некоторых его союзников по урегулированию в Косово. Эта стратегия - сокрушение режима Милошевича, в первую очередь, через отделение Косово, а не прекращение гуманитарной катастрофы в крае и вокруг него, реализация духа и буквы резолюции ООН. 

Впредь НАТО постарается изолировать российские батальоны в их зонах в отрыве друг от друга и от границы с остальной Сербией, способствовать созданию моноэтнического края и передачи власти представителям ОАК. Политикой кнута и пряника Запад, судя по всему, постарается вызвать отделение Черногории (как в свое время Словении и Хорватии), вслед за чем исчезнет СРЮ. Тогда можно спокойно проводить референдум в Косово и предоставлять краю независимость: ведь по резолюции 1244 на Косово распространяется суверенитет и территориальная целостность СРЮ, а не Сербии. Потом российских миротворцев попросят удалиться. А затем та же модель повторится с последними сербскими провинциями, которыми являются Санджак и Воеводина. 

Ради устранения ненавистного Вашингтону режима Милошевича уничтожат Сербию - народ и государство с тысячелетней культурой и огромной ролью во всей европейской истории. Мало того, дестабилизация и взрыв этнических конфликтов пойдет вширь: на Македонию, Боснию и другие Балканские страны. 

Президент Милошевич может нравиться или не нравиться, но в отличие от Саддама Хусейна и прочих диктаторов, этот режим поддерживается большинством югославских граждан на основе свободного волеизъявления. Ошибки или даже преступления режима, нарушающие нормы международного права, в том числе относящиеся к внутренним делам государства, должны пресекаться и наказываться, включая и применение силы - но исключительно на основе международного права на базе решений СБ ООН (в соответствии с главой VII Устава ООН). Однако карать государство действиями, которые сопровождаются еще более вопиющими нарушениями международных норм и жертвами среди гражданского населения, как было с недавней военной акцией НАТО, - это значит возводить произвол силы в главное правило международных отношений. То же относится к линии на добивание режима Милошевича, только потому, что он не нравится США. (В отличие, скажем, от полицейского режима Франьо Туджмана в Хорватии, повинного в массовой этнической чистке сербов в Сербской Краине в 1995 году, который однако является полностью прозападным и потому нравится.) 

Похоже, демонизация Милошевича и продолжающееся его преследование со стороны Запада объясняется и тем, что таким путем задним числом хотят оправдать противоправные и разрушительные акции НАТО, принесшие гуманитарный, материальный и политический ущерб, совершенно несоизмеримый с публично провозглашенными целями.

Что касается российской политики, то приведенный анализ ее плачевных итогов нужен вовсе не для того, чтобы сыпать соль на раны или кого-то обидеть или обвинить персонально. Это необходимо потому, что самообман сейчас пагубен как никогда, ибо перед Москвой стоит крайне трудная дилемма. 

Остаться в Косово в заведомо неэффективном и дорогостоящем мероприятии и тем самым пост-фактум легализовать все предшествовавшие действия НАТО, стать невольным, хоть и пассивным соучастником дальнейшей линии на расчленение СРЮ? Или демонстративно уйти, раз не удалось добиться организации миротворческой операции должным образом? Второе означало бы окончательно оставить сербов один на один с НАТО, лишить их всякой поддержки и надежды, толкнуть к отчаянному самоубийственному сопротивлению всеми средствами и способами.

Первое ужастно, а второе еще хуже. Выход из этой шахматной "вилки" может состоять только в том, чтобы после окончания развертывания российских сил поставить со всей определенностью вопрос перед НАТО о пересмотре хельсинкской военно-технической договоренности, если и дальше будет де-факто саботироваться резолюция 1244.

В первую очередь, нужно добиться новой нарезки секторов с выделением России самостоятельного сектора на северо-западе Косово, примыкающего к центральной Сербии. Туда могли бы вернуться сербские беженцы, не боясь что их отрежут от остальной Сербии и будут, как сейчас, расстреливать на дорогах. Там росийский контингент не был бы распылен и изолирован. Могут сказать: это раздел Косово на сербскую и албанскую части. Конечно, такой вариант нежелателен. Но он много более предпочтителен, чем создание чисто албанского края и отделение в полном объеме, к чему идет дело сейчас. Косово не сможет отделиться от Сербии частью своей территории, что, видимо, объясняет столь упорное спротивление российскому сектору со стороны США, но что вполне соответствует духу и букве резолюции ООН. Таким образом, наряду с другими мерами, можно было бы остановить дальнейшее расчленение Югославии и дестабилизацию Балкан, способную повлечь новую конфронтацию России и НАТО.

Понятно, что такое предложение будет встречено в штыки Вашингтоном, и просто на основе логики и фактов, апеллируя к духу резолюции 1244, ничего не добъешься. Финансовая зависимость России от Запада очень велика, а рычагов политического давления на партнеров не так уж много. Но все-таки, если миротворчекая операция в Косово является важным приоритетом внешней политики России, кое-какие ресурсы для этого мобилизовать можно. Это и намеченные на осень переговоры по СНВ-2 и СНВ-3, пересмотр Договора по ПРО, в котором крайне заинтересованы США, учет интересов Запада в области контроля над распространением ядерного оружия и ракетных технологий и так далее.

Подправить, хотя бы частично, плачевные итоги балканского кризиса и российской политики - безусловно заслуживает этого и является важнейшим приоритетом. Ведь речь идет не только о судьбах Югославии и стабильности в регионе. Дело обстоит гораздо шире - на кон поставлена вся будущая модель обеспечения безопасности в Европе и прилегающих зонах, утверждение верховенства права над произволом силы, перспективы сотрудничества или конфронтации Росcии и НАТО на уровне региональной и глобальной безопасности... 

Сможет ли решить такую задачу Москва - другой вопрос. Ведь ход событий на Балканах во многом был предопределен провальной политикой Кремля. Но если еще остается хоть малейший шанс, его нельзя не использовать.
 

Независимая Газета, 15 июля 1999 года
Обсуждение интервью

См. также: А.Арбатов, Внешняя политика, Оборонная политика

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru