Один из самых поразительных эпизодов балканской эпопеи - это переданное
телевидением высказывание президента Бориса Ельцина о "блестяще проведенной
политике" России в ходе югославского кризиса, которая увенчалась участием
российских войск в миротворческой операции в Косово. Так сказать можно
только в двух случаях: или живя в воображаемом мире, потеряв всякую связь
с реальностью - или считая всех своих сограждан, "дорогих россиян", круглыми
дураками. Что из двух хуже - вопрос весьма дискуссионный...
На Балканах в очередной раз внешняя политика Москвы потерпела сокрушительное,
возможно, уже непоправимое поражение. Хуже того, что случилось, может быть
только одно - обманывать себя и других, выдавать провал за "блестящий"
успех и тем самым отрезать для себя возможность хоть частично, хоть задним
числом подправить положение.
У многих еще свежо в памяти, как вскоре после публичного заявления президента
Ельцина ("Косово в обиду не дадим") начались бомбардировки. Как официальная
Москва резко осудила неприкрытую агрессию НАТО против суверенного государства
и потребовала безоговорочного прекращения авианалетов. На фоне беспрецедентного
взрыва массовых антиамериканских чувств дебаты в России шли лишь о том,
предоставить ли жертве агрессии прямую военную помощь, вступая в вооруженное
столкновение с НАТО, - или же оказать политическую поддержку, употребив
все имеющиеся рычаги влияния на Запад, чтобы он прекратил агрессию и признал
свою ошибку.
Но шли недели, авиаудары наращивались, множились разрушения и гибли
сотни людей, сотни тысяч беженцев покидали Косово, где продолжалась война
- а политическое влияние Москвы на НАТО все никак не проявлялось. Хуже
того, после назначения Виктора Черномырдина спецпредставителем президента
на переговорах по Косово (человека, который путал Хорватию с Боснией и
ничего не знал об Уставе ООН), посредническая миссия России превратилась
в дымовую завесу. Под ее прикрытием НАТО продолжала погром Югославии с
воздуха, успокаивая тревогу своих парламентов и общественности ссылками
на "прогресс миссии" Черномырдина.
И такой прогресс действительно был, но состоял он в навязывании условий
НАТО руководству СРЮ российским посредником. Как могло быть иначе, если
война шла "в одни ворота", бомбили только одну сторону, которая даже не
сопротивлялась? А посредник между бьющим и избиваемым так и не сумел выработать
(или хотя бы вразумительно озвучить) российский план урегулирования кризиса,
который мог бы стать непременным условием миссии России.
Вернее, помимо Черномырдина такой план был, и на разных уровнях исполнительной
власти обнародовался. Вот только план этот в ходе миссии ЧВС (и скорее
всего с ведома Кремля), быстро и неуклонно эволюционировал, как выражаются
дипломаты, методом "слива". Сперва говорили: безусловное прекращение агрессии
и размещение в Косово с согласия Белграда миротворцев из России и нейтральных
стран. НАТО, как прямой участник конфликта, не может выполнять миротворческую
операцию, иначе это будет оккупацией.
Потом "съехали" на шаг и сказали: так и быть, пусть в операции участвуют
страны НАТО, но только те, что не лидировали в авианалетах, а главные державы
блока останутся в Албании и Македонии. Потом еще подвинулись к "компромиссу"
и согласились на присутствие в Косово войск США и их основных союзников.
Но при этом гарантировали, что 10-тысячный российский контингент будет
участвовать на самостоятельной основе, то есть подчиняться только Москве
и иметь свой собственный сектор контроля - на равных с США, ФРГ, Францией,
Британией и Италией. Об этом в середине июня заявил по телевидению и президент
Ельцин, пока в Хельсинки шли переговоры министров обороны и иностранных
дел России и США.
Это же обещал Белграду Черномырдин, наряду с контингентом в 10 тысяч
российских миротворцев и тем, что резолюция Совета безопасности ООН признает
над Косово суверенитет Сербии и будет основана на VI-й, а не на VII-й главе
Устава ООН (миротворчество с согласия сторон, в отличие от силового принуждения
к миру одной из них). В итоге за согласие вывести все военные формирования
из Косово Югославию обманули по всем пунктам. Стоит ли удивляться после
всего этого, что Черномырдина так славят на Западе, (и так проклинают в
Югославии), что там так восторженно приветствуют "огромную миротворческую
роль России" и даже отправляют в Москву делегации рассказать нам о нашем
"великом мирном вкладе".
Резолюция СБ ООН No.1244 опирается на VII-ю главу; российские миротворцы
не будут иметь никакого своего сектора, а в количестве 3,6 тысяч будут
размещены в четырех из пяти секторов стран НАТО, куда отправляются с задержкой
на две недели. Кроме зоны в американском секторе, остальные батальоны окружены
контингентами НАТО. Спасибо разве что российским десантникам, марш-бросок
которых из Боснии в Косово оставил за Россией аэродром Слатина около Приштины,
хотя воздушные коридоры оставлены под управлением НАТО (как и наземное
сообщение в каждом секторе). Чего стоит контроль над аэродромом без воздуха
над ним показала отсрочка переправки самолетами первых росийских частей
из-за новых проволочек с коридорами над Венгрией, Болгарией и Румынией.
Что касается независимости российских войск от НАТО, то и она весьма
эфемерна. Ведь миротворческие контингенты не могут действовать без плотной
координации, но при этом командование секторов в принципе может действовать
вопреки командованию зон, но не наоборот. На маловероятный крайний случай,
как все негласно понимают, российские батальоны без боевых действий могут
быть полностью заблокированы в своих гарнизонах, а НАТО имеет всеоюъемлющую
свободу действий, кроме использования аэродрома Слатина.
Тем временем в Косово вошли 25 тысяч войск НАТО, а вместе с ними вернулись
500 тысяч албанских беженцев, Освободительная армия Косово в полном вооружении
и многочисленные банды албанских мародеров. Пока миротворцы НАТО занимали
свои сектора, а российские десантники обустраивались для охраны аэродрома,
в Косово развернулись массовые убийства, похищение заложников, грабежи
и захват жилья сербов. ОАК явочным порядком берет административную власть
в крае, неалбанское население под обстрелами террористов покидает Косово
(в том числе 130 тысяч сербов за первые две недели). Все это - в нарушение
положений резолюции 1244, которую авиация НАТО и Черномырдин навязали Слободану
Милошевичу и которую теперь умоляют выполнять ни кто иной, как сами сербы.
Отсрочка прибытия российских десантников, их малочисленность (7% от
всех миротворческих сил) и рассредоточенность по секторам НАТО в зонах
с преимущественно албанским населением может повлечь создание в Косово
моноэтнического края, из которого уйдут все неалбанцы. Суверенитет СРЮ
над Косово, о котором говорится в резолюции 1244, на деле равен нулю (там
даже предполагается ввести чужую валюту), а территориальная целостность
при открытой границе с Албанией и Македонией - чистая фикция.
Набомбив в Югославии на 100 млрд. долларов, НАТО отказывается помогать
в восстановлении, пока у власти остается руководство Милошевича. Сербии
предстоит холодная и темная зима, особенно для беженцев из Косово, число
которых может достичь 200 тысяч человек.
Иные говорят: все это печально, но это закономерная расплата сербов
за преступную политику Белграда в отношении косовских албанцев. Но так
можно оправдать что угодно! Почему тогда не считать этнические чистки против
албанцев весной 1999 года их расплатой за вооруженное восстание ОАК и за
авиаудары НАТО, которые приветствовали албанские боевики и на которые сербы
не могли ответить никаким другим способом? И почему тогда сербам не ответить
на погромы в Косово развертыванием партизанских и террористических действий
в крае и за его пределами?
Президенту, видно, не терпелось ехать в Кельн на заседание Большой Восьмерки
собирать мелкую дань, и министров в Хельсинки очень торопили заключить
соглашение по миротверческой операции. Уезжая, Борис Ельцин выразился перед
прессой в том духе, что "подрались - пора и помириться". Если бы так...Не
было никакой драки, а имело место одностороннее избиение: физическое -
Югославии и морально-политическое - России. И не мириться ехал в Кельн
российский президент, а смириться со свершившимся фактом за уступки Запада
по кредитам, реструктуризации внешнего долга и так далее.
Вот такая "блестящая линия" по Югославии...
Теперь тактика НАТО состоит в затягивании развертывания миротворцев,
особенно российских, в пассивном созерцании идущих процессов в крае. Продолжающийся
исход неалбанского населения избавляет от лишней головной боли (не нужно
кого-то защищать, разводить от столкновений, мирить) и облегчает осуществление
дальнейших реальных планов США в отношении Косово и всей Югославии. А такие
планы, похоже, есть, и они не имеют ничего общего с резолюцией 1244.
Иначе, почему боевиков ОАК не разоружили в их учебных лагерях в Албании?
Почему сразу плотно не перекрыли границу, чтобы фильтровать террористов
и мародеров? Почему так медлят с организацией временной гражданской администрации
и международного полицейского персонала? Почему дали три месяца (!) на
демилитаризацию ОАК, позволяя боевикам пребывать в центрах сосредоточения
и разгуливать с оружием и в униформе, смотря сквозь пальцы на захват ими
власти явочным порядком? Почему не реагируют на сигналы о погромах и убийствах,
ссылаясь на недостаток сил? (Раньше, в мирное время 12 тысяч сербских полицейских
поддерживали правопорядок в Косово до начала массового вооруженного восстания
ОАК.) Почему не охраняют сербских беженцев и не способствуют их возвращению
домой?
Все потому, что это не соответствует негласной стратегии Вашинтгтона
и некоторых его союзников по урегулированию в Косово. Эта стратегия - сокрушение
режима Милошевича, в первую очередь, через отделение Косово, а не прекращение
гуманитарной катастрофы в крае и вокруг него, реализация духа и буквы резолюции
ООН.
Впредь НАТО постарается изолировать российские батальоны в их зонах
в отрыве друг от друга и от границы с остальной Сербией, способствовать
созданию моноэтнического края и передачи власти представителям ОАК. Политикой
кнута и пряника Запад, судя по всему, постарается вызвать отделение Черногории
(как в свое время Словении и Хорватии), вслед за чем исчезнет СРЮ. Тогда
можно спокойно проводить референдум в Косово и предоставлять краю независимость:
ведь по резолюции 1244 на Косово распространяется суверенитет и территориальная
целостность СРЮ, а не Сербии. Потом российских миротворцев попросят удалиться.
А затем та же модель повторится с последними сербскими провинциями, которыми
являются Санджак и Воеводина.
Ради устранения ненавистного Вашингтону режима Милошевича уничтожат
Сербию - народ и государство с тысячелетней культурой и огромной ролью
во всей европейской истории. Мало того, дестабилизация и взрыв этнических
конфликтов пойдет вширь: на Македонию, Боснию и другие Балканские страны.
Президент Милошевич может нравиться или не нравиться, но в отличие от
Саддама Хусейна и прочих диктаторов, этот режим поддерживается большинством
югославских граждан на основе свободного волеизъявления. Ошибки или даже
преступления режима, нарушающие нормы международного права, в том числе
относящиеся к внутренним делам государства, должны пресекаться и наказываться,
включая и применение силы - но исключительно на основе международного права
на базе решений СБ ООН (в соответствии с главой VII Устава ООН). Однако
карать государство действиями, которые сопровождаются еще более вопиющими
нарушениями международных норм и жертвами среди гражданского населения,
как было с недавней военной акцией НАТО, - это значит возводить произвол
силы в главное правило международных отношений. То же относится к линии
на добивание режима Милошевича, только потому, что он не нравится США.
(В отличие, скажем, от полицейского режима Франьо Туджмана в Хорватии,
повинного в массовой этнической чистке сербов в Сербской Краине в 1995
году, который однако является полностью прозападным и потому нравится.)
Похоже, демонизация Милошевича и продолжающееся его преследование со
стороны Запада объясняется и тем, что таким путем задним числом хотят оправдать
противоправные и разрушительные акции НАТО, принесшие гуманитарный, материальный
и политический ущерб, совершенно несоизмеримый с публично провозглашенными
целями.
Что касается российской политики, то приведенный анализ ее плачевных
итогов нужен вовсе не для того, чтобы сыпать соль на раны или кого-то обидеть
или обвинить персонально. Это необходимо потому, что самообман сейчас пагубен
как никогда, ибо перед Москвой стоит крайне трудная дилемма.
Остаться в Косово в заведомо неэффективном и дорогостоящем мероприятии
и тем самым пост-фактум легализовать все предшествовавшие действия НАТО,
стать невольным, хоть и пассивным соучастником дальнейшей линии на расчленение
СРЮ? Или демонстративно уйти, раз не удалось добиться организации миротворческой
операции должным образом? Второе означало бы окончательно оставить сербов
один на один с НАТО, лишить их всякой поддержки и надежды, толкнуть к отчаянному
самоубийственному сопротивлению всеми средствами и способами.
Первое ужастно, а второе еще хуже. Выход из этой шахматной "вилки" может
состоять только в том, чтобы после окончания развертывания российских сил
поставить со всей определенностью вопрос перед НАТО о пересмотре хельсинкской
военно-технической договоренности, если и дальше будет де-факто саботироваться
резолюция 1244.
В первую очередь, нужно добиться новой нарезки секторов с выделением
России самостоятельного сектора на северо-западе Косово, примыкающего к
центральной Сербии. Туда могли бы вернуться сербские беженцы, не боясь
что их отрежут от остальной Сербии и будут, как сейчас, расстреливать на
дорогах. Там росийский контингент не был бы распылен и изолирован. Могут
сказать: это раздел Косово на сербскую и албанскую части. Конечно, такой
вариант нежелателен. Но он много более предпочтителен, чем создание чисто
албанского края и отделение в полном объеме, к чему идет дело сейчас. Косово
не сможет отделиться от Сербии частью своей территории, что, видимо, объясняет
столь упорное спротивление российскому сектору со стороны США, но что вполне
соответствует духу и букве резолюции ООН. Таким образом, наряду с другими
мерами, можно было бы остановить дальнейшее расчленение Югославии и дестабилизацию
Балкан, способную повлечь новую конфронтацию России и НАТО.
Понятно, что такое предложение будет встречено в штыки Вашингтоном,
и просто на основе логики и фактов, апеллируя к духу резолюции 1244, ничего
не добъешься. Финансовая зависимость России от Запада очень велика, а рычагов
политического давления на партнеров не так уж много. Но все-таки, если
миротворчекая операция в Косово является важным приоритетом внешней политики
России, кое-какие ресурсы для этого мобилизовать можно. Это и намеченные
на осень переговоры по СНВ-2 и СНВ-3, пересмотр Договора по ПРО, в котором
крайне заинтересованы США, учет интересов Запада в области контроля над
распространением ядерного оружия и ракетных технологий и так далее.
Подправить, хотя бы частично, плачевные итоги балканского кризиса и
российской политики - безусловно заслуживает этого и является важнейшим
приоритетом. Ведь речь идет не только о судьбах Югославии и стабильности
в регионе. Дело обстоит гораздо шире - на кон поставлена вся будущая модель
обеспечения безопасности в Европе и прилегающих зонах, утверждение верховенства
права над произволом силы, перспективы сотрудничества или конфронтации
Росcии и НАТО на уровне региональной и глобальной безопасности...
Сможет ли решить такую задачу Москва - другой вопрос. Ведь ход событий
на Балканах во многом был предопределен провальной политикой Кремля. Но
если еще остается хоть малейший шанс, его нельзя не использовать.
|