Соединенные Штаты сейчас находятся в политически возбужденном состоянии:
с одной стороны - удар по Ираку и его сомнительные результаты, с другой
- процесс импичмента президента Клинтона. Все это создает крайне нервозную
обстановку, в которой это государство начало вести себя непредсказуемо
и достаточно агрессивно. Я рассматриваю демарш США по поводу якобы имеющего
место сотрудничества между тремя российскими исследовательскими центрами
и Ираном именно как следствие этих обстоятельств.
Экономическая версия нынешнего поведения США по отношению к России тоже
имеет право на существование. Но в данном случае, я считаю, Америка не
пытается вытеснить Россию из Ирана и сама в ближайшее время не собирается
вторгаться на иранский рынок.
Тем не менее встают два вопроса. Во-первых, должны ли другие страны
руководствоваться в своей внешней политике чужими капризами или предпочтениями?
Я думаю, что нет. Все государства должны руководствоваться исключительно
международным правом и международными договорами. И в этом плане важно
- является ли сотрудничество России с Ираном совместимым с существующей
системой ограничений по линии ядерного сотрудничества? И Россия, и Иран
- члены Договора о нераспространении ядерного оружия, все их сделки в атомной
сфере должны быть под присмотром соответствующих международных организаций,
в частности МАГАТЭ. Чтобы обвинить нас в чем-то, следует представить факты,
свидетельствующие не о том, что Россия имеет отношения со страной, которая
не нравится Вашингтону, а подтверждающие, что Россия не соблюдает установленных
ограничений и лимитов.
Что касается совместных космических проектов, то они обоюдовыгодны,
как любая коммерческая сделка. Они не плод американской благотворительности.
Поэтому отказ от них навредит обеим странам. Но поскольку Россия находится
в тяжелом финансовом положении, то это, конечно, дороже обойдется России.
Исполнение заключенных с американцами контрактов для нашей космической
отрасли, так же как продажа урана в США со стороны Минатома, стало жизненно
необходимым компонентом в финансировании обеих отраслей, без которого они
если и выживут, то потерпят очень большой ущерб.
Надо признать, что Соединенные Штаты имеют на нас очень большое влияние.
У них крупные козырные карты, которые они используют в отношении с нами.
Другой вопрос - этично ли и правильно ли оказывать такое прямое, неприкрытое
давление, пользуясь нынешним ослаблением России? Ведь ратификацию Договора
СНВ-2 они уже фактически сорвали, проведя ту самую операцию, которая в
России остроумно и достаточно точно называется "Моника в пустыне". Действия
США по линии санкций и угрозы разорвать космическое сотрудничество - это
уже следующий этап развития кризиса в наших отношениях. Отказ России от
ратификации СНВ-2 и то, что мы в ближайшее время не вернемся к этому вопросу
по совершенно понятным политическим причинам, вызывает в США дополнительное
раздражение. Но дальнейшее разрастание кризисных тенденций в отношениях
России с США вобьет последний гвоздь в гроб СНВ-2.
Выйти из создавшейся ситуации можно, лишь встретившись и договорившись.
Пусть Соединенные Штаты прежде всего представят конкретные факты, которые
свидетельствовали бы о том, что Россия в своем сотрудничестве с Ираном
нарушает взятые ею на себя обязательства. Что же касается России, то нужно
предпринять все меры, чтобы снизить нашу зависимость от США. И общую финансово-экономическую,
и по линии урановых взаимоотношений, космических и всяких иных. Только
это - залог равноправных отношений.
|