- В чем суть закона «Об альтернативной гражданской службе»?
- Этот закон предоставляет возможность всем молодым людям призывного
возраста вместо службы в Вооруженных Силах идти служить государству, выполняя
тяжелые и малооплачиваемые общественно-полезные работы. Это работа в больнице,
в домах престарелых и многое другое.
Также этот закон позволяет идти на эту альтернативную гражданскую службу
по месту жительства. Сейчас у нас военная служба стала проходить вне места
жительства. Альтернативная служба подразумевает, что человек может даже
жить дома и нести службу в течение трех лет, как предполагалось по закону.
Но Дума не пропустила закон.
- Мой второй вопрос как раз об этом: почему такое сопротивление в
Думе этому закону, всего 78 депутатов проголосовало «за»?
- Фракция «Яблоко» полностью поддержала закон об альтернативной гражданской
службе, потому что для нас это вопрос политический, а не профессионального
выбора. Это для нас дело принципа, хотя представленный вариант закона далеко
не лучший. В нем много недостатков.
Помимо сопротивления думского большинства, нам очень сильно сейчас вредит
исполнительная власть, без политической воли которой ввести альтернативную
службу нельзя. Ведь вопрос альтернативной гражданской службы - это не просто
вопрос конституционных прав. Это вопрос о том, как организовывать военную
службу в условиях альтернативной гражданской? Пойдет ли кто-нибудь в армию
вообще? Перспективы в этом направлении абсолютно неясны.
Не более ясны перспективы финансирования Министерства обороны. В этом
году в результате всех кризисов и зигзагов политики правительства оно составляет
всего 30% от плана бюджета 98 года. А это уже почти катастрофа. Если мы
вводим альтернативную службу, мы должны создать привлекательные условия
для военной службы, чтобы люди не шли на альтернативную службу, лишь
бы не служить в армии. Для этого нужна военная реформа. Она в свою очередь
требует немалых средств. Содержание Вооруженных Сил тоже требует больших
затрат.
Кроме того, если ввести альтернативную службу прямо завтра, то в армию
вообще никто не пойдет. Следовательно, нужно переходить на контрактную
систему. А это потребует раза в два больше средств, чем запланировано на
этот год.
Нам не ясна ни экономическая, ни административно-организационная перспектива.
Президент подписал указ о том, что с 2000 года все переводятся на контракт.
Если так, то закон об альтернативной службе вообще не нужен. Через год
перейдут все на контракт, и вопрос отпадет сам собой. Потом были приняты
новые концепции, при которых уже этот указ как бы считается недействующим.
Теперь с 2005 года мы будем переходить на контрактную основу, но не в Вооруженных
Силах, где предлагается сохранить смешанную структуру, а в иных силовых
структурах. Получается полная неразбериха. В этой ситуации, конечно, очень
трудно принимать такой важный закон.
Я думаю, что сейчас, когда снова начнется работа над этим законом, если
не отдать его в руки Макашова, а сохранить в руках разумных представителей
Комитета по обороне, то совместно с другими комитетами можно разработать
разумный приемлемый новый вариант закона и быстро его принять. Но для этого
нам должна быть ясна и финансовая, и военно-стратегическая перспектива.
А она зависит от исполнительной власти.
- Вы считаете, что голосование остальных депутатов, тех, кто проголосовал
«против» или вообще не голосовал, было продиктовано не политическим, а
профессиональными интересами?
- Конечно, нет. Фракция Жириновского, значительная часть коммунистов
голосуют против этого, потому что они за сохранение призыва и вообще за
воссоздание Советской армии. Они ни при каких условиях не проголосуют за
альтернативную гражданскую службу.
А вот другая значительная часть депутатов, которая или не голосовала
вообще, или голосовала против, приняла такое решение из-за тех неясностей,
о которых я говорил. И эта часть депутатов может изменить свое мнение.
|