Госдума может ратифицировать СНВ-2, если Ельцин не будет противиться
выборам по партийным спискам, считает зам председателя Комитета Госдумы
по обороне Алексей Арбатов.
— Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2),
подписанный президентами России и США в 1993 году, сенат США ратифицировал
полтора года назад, а Ельцин вынужден ограничиваться обещаниями, что ратификация
в российском парламенте состоится вот-вот. Ситуация принимает скандальный
оттенок. Сроки следующего российско-американского саммита на высшем уровне
(называется даже такой срок — июль этого года) американцы прямо увязывают
с ратификацией. Сейчас в этом непростом деле вроде бы наметился прогресс.
— Договор СНВ-2 предусматривает сокращение ядерных боеголовок в стратегических
силах США и России примерно вдвое — до 3-3,5 тысячи с каждой стороны. С
1993 года много воды утекло. Прошли слушания в Верховном Совете РСФСР,
первой Думе, второй. Все аспекты проблемы были разобраны, что называется,
по косточкам. В результате позиции “за” и “против” Договора обозначились
довольно четко. Но и сторонники и противники его, чтобы принять окончательное
решение, требовали от Правительства России дополнительной информации о
затратах на это сокращение и программе развития наших стратегических ядерных
сил. От прежнего кабинета мы этих данных получить не могли.
Важное решение о продлении сроков выполнения Договора на 5 лет было
принято в прошлом году В Хельсинки на саммите глав России и США. Теперь
сокращение предполагается осуществить к 31 декабря 2007 года. Этот вполне
устраивает Россию и снимает проблему сроков.
— Но ратификация все равно под вопросом?
— Мы — я имею в виду тех, кто “за” Договор, — рассчитывали, что при
проведении быстрой и интенсивной кампании в Думе, шансы на ратификацию
могут быть неплохие. Но, как всегда у нас бывает, последующие события смели
все планы. Их два. Внешнеполитическое: в конце апреля сенат США подавляющим
большинством голосов ратифицировал договор о расширении НАТО на восток
и принятии в этот союз трех новых государств. Конечно, большинство депутатов
Госдумы восприняли такой шаг как провокацию со стороны США с целью еще
раз унизить Россию.
— Вы тоже так считаете?
— Я так не считаю, потому что знаю: в Америке политика бывает не менее
сумбурна и дезорганизована, чем в России. Тем не менее в случайном стечении
обстоятельств у нас убедить никого нельзя.
Второй момент менее существенен, но также серьезно осложнил судьбу
Договора. В ходе правительственного кризиса, во время которого и так всем
было не до него, президент в очередной раз унизил Думу и продемонстрировал,
что с ней не считается. Демонстративное пренебрежение к депутатам подорвало
концепцию партнерства во взаимоотношениях ветвей власти. И теперь президент
не может рассчитывать на благожелательное отношение парламента (демократически,
кстати, избранного) к весьма неоднозначному Договору. Поэтому все планы
пошли в утиль. Встреча министров обороны и иностранных дел с лидерами фракций,
групп и председателями комитетов отложена на июнь, а слушания по СНВ-2,
возможно, и вовсе будут перенесены на сентябрь. Дума настроена сейчас настолько
негативно, что отказалась принять даже постановление о создании комиссии
по их проведению и ратифицировать договор с Белоруссией о выводе наших
ракет с ее территории, хотя все ракеты давно уже выведены. Иначе как рефлекторно-негативной
реакцией на все, что хотя бы отдаленно связано с сокращением стратегических
вооружений, такое поведение назвать нельзя.
— Так сколько сейчас у Договора сторонников и противников?
— Если бы СНВ-2 завтра поставили на голосование, я уверен, его бы провалили.
“За” были бы максимум 130-150 человек: НДР, “Яблоко”, часть “Российских
регионов”.
— Вы считаете, что Договор , безусловно выгоден для России. Чем?
— Противники СНВ-2 считают, что Договор менее жестко ограничивает США
и более жестко — нас. Отчасти это справедливо. И если бы сейчас финансовое
положение России и состояние ее стратегических сил было такое же , как
в 1993 году, можно было бы спорить: нужен ли нам такой Договор или имеет
смысл поставить перед американской стороной вопрос о СНВ-3. Но имеем то,
что имеем. Бюджетное финансирование за эти 5 лет обвалилось настолько,
что российские стратегические силы неизбежно, при любых обстоятельствах,
в последующие десять лет будут сокращаться сами по себе. Будут сниматься
с дежурства не только технически устаревшие системы (а сроки этого сокращения
совпадают со сроками Договора), но и другое вооружение, на содержание которого
попросту нет средств. Обновление техники практически заморожено. Поэтому
даже если бы нам удалось оздоровить экономическую ситуацию и выделять больше
средств на нужды обороны, “добровольное” сокращение все равно бы продолжалось.
Весь вопрос в том, до какого уровня. При нынешних объемах финансирования
— на много больше, чем предполагается договорами СНВ-2 (3 тыс. боеголовок)
и СНВ-3 (2 тыс.). Фактически Договор СНВ-2 никак не касается наших Вооруженных
сил, а вот ВС США он сокращает. Без него американцы могли бы поддержать
число боеголовок на нынешнем уровне — 6-7 тыс. единиц, что им позволено
по Договору СНВ-1. Без СНВ-2 они , не тратя ни цента, получат сначала двойное,
потом тройное, а позже пятикратное превосходство над нами. В соответствии
же с СНВ-2 они будут вынуждены сокращаться. Преимущество, правда, останется,
но через 10 лет оно не будет многократным. Если в ближайшее время мы подпишем
и СНВ-3, предусматривающий еще больший уровень сокращения, то к 2008 году
при нашем бедственном финансовом положении мы будем иметь такое же соотношение
сил, как сейчас. Так что СНВ-2 крайне необходим.
— Как и чем можно убедить левое большинство?
— Часть депутатов можно проинформировать на слушаниях, и правительство
теперь, кстати, имеет все запрашиваемые нами документы. Так что наиболее
разумную часть удастся убедить расчетами и цифрами. Но остальных техническими
подробностями не убедишь: не поймут или не поверят. Здесь нужны более широкие
политические договоренности. И возглавить процесс согласований должен не
кто иной, как президент. Его американскому коллеге не стыдно приходить
в сенат, пробивать свои предложения, тратить время, звонить каждому сенатору.
Ельцин считает, что “не царское это дело”. Напрасно. Президент — единственный
человек, который может добиться ратификации Договора.
— И что он должен сделать?
— Встретиться с лидерами фракций и групп, председателями комитетов,
провести широкий разговор с парламентариями, и не только по СНВ-2, пойти
на кое-какие компромиссы.
— На какие?
— Например, для Думы очень важен закон о выборах.
— Вы предлагаете президенту поторговаться?
— Во всех парламентах это абсолютно нормальная практика. Если через
депутатов “проталкивается” какой-то важный и неоднозначный документ, поиск
компромисса — это нормально. Для того чтобы сенат США в прошлом году ратифицировал
Конвенцию по химическому оружию, президент Клинтон пошел не только на огромные
уступки по вопросам экономики и бюджета, но и на ликвидацию отдельных ведомств
в своей администрации, которые требовал сенат. Он считал это важным. Наш
президент пока этого не понимает. |