Фракция «ЯБЛОКО» голосовала против внесенного
Правительством РФ законопроекта «Об альтернативной гражданской
службе» при его рассмотрении 17 апреля 2002 года. Правительственный
законопроект был принят в первом чтении 251 голосом «за» при 58
«против» и трех воздержавшихся. Из 17 членов фракции «ЯБЛОКО»
против правительственного проекта закона проголосовали 16, один
депутат не участвовал в голосовании.
Депутаты «ЯБЛОКА» считают:
– срок АГС должен быть равен сроку службы по призыву или не
превышать его более чем в 1,25 раза;
– АГС следует проходить исключительно в социальной сфере, в
сфере здравоохранения или Министерства по чрезвычайным ситуациям,
но не в Вооруженных Силах РФ и других войсках;
– призывник не должен в обязательном порядке обосновывать свое
желание проходить АГС вместо срочной службы в армии, достаточно
его заявления об этом.
Между тем правительственный законопроект предусматривал 4-летний
срок АГС (два срока службы по призыву. Такого срока прохождения
АГС нет ни в одной стране Европы. В международной практике срок
АГС, превышающий срок воинской службы более чем в полтора раза,
считается дискриминационным).
В правительственном законопроекте не сказано ни слова о прохождении
АГС в социальной сфере, здравоохранении, зато указано, что АГС
можно проходить в качестве гражданского персонала в Вооруженных
Силах.
Этот законопроект обязывал призывника доказывать обоснованность
своего желания проходить АГС, что противоречит статье 29 Конституции
РФ, в которой сказано, что «никто не может быть принужден к
выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Поскольку
направлять на АГС по этому законопроекту будут военкоматы, есть
основания опасаться, что большинство призывников, подавших заявления
о прохождении АГС, будут направлены для прохождения альтернативной
службы в Вооруженных Силах против их воли.
Таким образом, правительственный законопроект, подготовленный
Министерством обороны, практически блокирует создание института
альтернативной гражданской службы. Такой закон только увеличит
количество уклоняющихся от службы по призыву и расширит поле
для коррупции. Те же, кто пойдет в армию из-под палки, под страхом
альтернативной гражданской службы, которая превратится в трудовую
армию, все равно не станут хорошими солдатами и не будут добросовестно
выполнять свой долг по защите Отечества.
Принятый Федеральный закон об АГС существенно ослабит стимулы
для «силовых структур» к проведению военной реформы, поскольку
практически консервирует отжившую и полностью дискредитировавшую
себя систему подневольного комплектования ВС и других войск
по призыву.
Путь к усилению боеспособности Вооруженных Сил состоит не
в «драконовском» законе об альтернативной гражданской службе,
а в переходе на контрактную армию, других мерах военной реформы
– и не в течение десятилетия, а за 2–3 года.
Депутаты от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов, И.Ю. Артемьев и
С.В. Иваненко внесли на рассмотрение Государственной Думы проект
федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон «Об альтернативной гражданской службе», суть которого
заключается в следующем.
Пункт 2 статьи 4 действующего Федерального закона «Об альтернативной
гражданской службе» предусматривает, что граждане проходят альтернативную
гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов
Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
Таким образом государство заранее принимает на себя обязанности
по транспортировке граждан к месту прохождения альтернативной
гражданской службы, а также предоставлению ему общежития для
проживания по месту прохождения этой службы, что повлечет за
собой значительные финансовые затраты из федерального бюджета.
В то же время прохождение альтернативной гражданской службы
по месту жительства не повлечет за собой таких расходов. Кроме
того, прохождение альтернативной гражданской службы по месту
жительства позволит значительно более полно использовать все
возможности гражданина при прохождении такой службы.
Срок альтернативной гражданской службы действующим Федеральным
законом «Об альтернативной гражданской службе» устанавливается
как в 1,75 раза превышающий срок прохождения военной службы
по призыву. Такой срок носит характер своеобразного наказания
за отказ от прохождения военной службы по призыву. В то же время
альтернативная гражданская служба должна максимальным образом
использовать все способности гражданина. Поэтому было бы целесообразным,
чтобы срок прохождения альтернативной гражданской службы разумно
превышал срок прохождения военной службы по призыву, а именно
в 1,25 раза.
Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных
расходов за счет федерального бюджета и, даже наоборот, позволит
сократить эти расходы по сравнению с действующим Федеральным
законом.