При обсуждении проектов федеральных бюджетов на 1995– 2003
годы депутатами фракции «ЯБЛОКО» были внесены поправки, направленные
на увеличение расходов на проведение научно-исследовательских
работ по созданию новых перспективных образцов вооружения и
военной техники, особенно для стратегических ядерных сил (СЯС).
Значительная часть этих поправок была принята Государственной
Думой.
Кроме того, были разработаны поправки, направленные на улучшение
материального положения военнослужащих и военных пенсионеров,
обеспечения их жильем и других вопросов жизни и деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, например, при обсуждении
всех бюджетов начиная с 1998 года были предложены законодательные
инициативы, направленные на открытие ряда статей расходов на
национальную оборону, так как они все были предложены Правительством
РФ в закрытом виде. Иначе налогоплательщики лишаются права знать
конкретно, на какие цели расходуются государственные средства.
Такое положение приведет и к ограничению возможностей осуществления
гражданского контроля за деятельностью военных организаций.
Эти поправки были приняты Государственной Думой – и целевые
статьи по подразделу «Содержание Вооруженных Сил» стали открытыми.
При обсуждении федеральных бюджетов мною предлагались поправки,
направленные на увеличение расходов на утилизацию атомных подводных
лодок, выведенных из боевого состава ВМФ.
Узким местом боеготовности ВС РФ является то, что около 80%
вооружения и военной техники, находящихся в эксплуатации, уже
выработали свои гарантийные сроки хранения или выработают их
в ближайшие 1–2 года. Это вызвано тем, что в последние годы
большая часть средств, выделяемых по разделу федерального бюджета,
шла на обеспечение содержания ВС, а закупки вооружения и военной
техники и НИОКР финансировались по остаточному принципу на уровне
30–40% от запланированного. Такое финансирование (в целом 20–25%
затрат на «Национальную оборону») привело к значительному отставанию
наших средств ведения вооруженной борьбы обычными средствами
от аналогичных образцов развитых стран. Сейчас на вооружении
Российской армии находятся в основном средства, произведенные
10–15 лет назад. Не находят развития средства высокоточного
поражения объектов противника.
В связи с этим при обсуждении федеральных бюджетов мною предлагалось
изменить структуру оборонных расходов таким образом, чтобы соотношение
между затратами на содержание Вооруженных Сил и инвестиционными
затратами (на НИОКР, закупки В и ВТ, капитальное строительство)
составляло не 75:25, а хотя бы 60:40.
В результате этих усилий в федеральном бюджете на 2003 год
это соотношение составляет 65:35.
При рассмотрении проекта федерального бюджета на 2003 год
депутатами от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатовым, И.Ю. Артемьевым
и С.В. Иваненко были внесены следующие поправки, направленные
на:
• увеличение расходов на национальную оборону
на 7848000 тыс. руб. (на перевод РВСН, ВКС, стратегической авиации,
подводного флота, ВДВ, 12-го ГУ МО, спецвойск МО на контрактный
метод комплектования);
• увеличение расходов на органы пограничной службы
на 300000 тыс. руб. (на увеличение расходов на обустройство
границы на Северном Кавказе);
• увеличение расходов на утилизацию и ликвидацию
вооружений на 1500000 тыс. руб. (на увеличение расходов на утилизацию
атомных подводных лодок);
• увеличение расходов на военную реформу на 3500000
тыс. руб. (на увеличение расходов на выплату выходного пособия
увольняемым военнослужащим).
Однако проправительственным большинством Государственной Думы
эти поправки были отклонены.
В отличие от СПС «ЯБЛОКО» и раньше уделяло военной реформе
первоочередное внимание. Им были разработаны и представлены
на обсуждение альтернативные бюджеты на 2001–2003 годы.
В альтернативном бюджете на 2001 год «ЯБЛОКО» предложило выделить
расходы по проведению военной реформы из раздела «Национальная
оборона» в самостоятельный раздел. Это было вызвано тем, что
военная реформа в целом – более широкое понятие, чем реформа
Вооруженных Сил, так как реформированию должны быть подвергнуты
не только армия и флот, но и другие составляющие военной организации
государства: Внутренние войска, Пограничные войска, Железнодорожные
войска и другие.
Это предложение было принято, и начиная с 2002 года в федеральном
бюджете предусматриваются расходы по разделу «Военная реформа».
В альтернативных бюджетах на 2002–2003 годы фракция «ЯБЛОКО»
предлагала:
1. Увеличение расходов по разделу «Национальная оборона» до
уровня 3,5% от ВВП с целью повышения:
• денежного довольствия военнослужащих с целью
доведения его уровня до уровня федеральных государственных служащих;
• денежного довольствия военнослужащих рядового
и сержантского состава, проходящих военную службу по контракту,
с целью увеличения привлекательности военной службы как одного
из шагов по переходу на контрактный метод формирования Вооруженных
Сил РФ;
• расходов на продовольственное обеспечение военнослужащих
с целью их полного обеспечения этим видом довольствия;
• расходов на оплату и хранение специального топлива
и горюче-смазочных материалов с целью обеспечения полномасштабной
боевой подготовки войск;
• расходов на НИОКР, закупку техники вооружения
и военной, ремонт техники вооружения и военной и капитальное
строительство с целью обеспечения постепенного перехода к соотношению
между расходами на содержание ВС и инвестиционными расходами
от 70:30 к 55:45. Предлагаемое увеличение в бюджете 2002 года
позволит обеспечить такое соотношение в размере 65:35.
2. Увеличение расходов по разделу «Утилизация и ликвидация
вооружений, включая выполнение международных договоров» с целью
направления их на подраздел «Утилизация и ликвидация вооружений,
исключая международные договоры» в части затрат на утилизацию
ядерных энергетических установок, вывод из эксплуатации ядерных
и радиационноопасных объектов, капитальное строительство хранилищ
радиоактивных отходов. Это позволит осуществлять более быстрый
вывод из состава ВМФ списанных атомных подводных лодок.
3. Увеличение расходов по разделу «Военная реформа» с целью
направления их на обеспечение всех увольняемых с военной службы
выходными пособиями в полном объеме и на профессиональную переподготовку
этой категории граждан.
4. Увеличение расходов по разделу «Правоохранительная деятельность
и обеспечение безопасности государства» с целью направления
их на обеспечение органов пограничной службы для повышения укомплектованности
ФПС вооружением и военной техникой, а также обустройства границы
с Казахстаном.