1. Повышение социального уровня
военнослужащих, членов их семей
и военных пенсионеров
Наиболее острая борьба в последнее время разгорелась в этой
области в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам
денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных
льгот» (в части установления нового порядка расчета денежного
содержания военнослужащих, приведения его к уровню оплаты труда
федеральных государственных служащих, а также отмены военнослужащим
отдельных льгот).
Принят Государственной Думой 10 апреля 2002 года.
Одобрен Советом Федерации 24 апреля 2002 года.
Подписан Президентом Российской Федерации 7 мая 2003 года.
15 ноября 2001 года Государственная Дума приняла в первом чтении
проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного
довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот»,
внесенный Президентом Российской Федерации. В основном он был
направлен на то, чтобы одновременно с предполагаемым с 1 июля
2002 года увеличением должностных окладов военнослужащих и доведением
их до уровня должностных окладов федеральных государственных
служащих ликвидировать некоторые дополнительные выплаты к денежному
довольствию военнослужащих, в том числе и компенсационные выплаты
за подоходный налог, а также льготы по коммунальным услугам
и жилью. Кроме того, в законопроекте предлагалось при расчете
пенсий военнослужащих ликвидировать компенсацию за продовольственный
паек.
Таким образом, принятие законопроекта, с одной стороны, привело
к формальному увеличению окладов военнослужащих, а с другой,
уменьшило реальное денежное довольствие за счет других составляющих.
С учетом инфляции материальное положение военнослужащих и военных
пенсионеров практически не улучшилось.
Исходя из того положения, что в соответствии с Конституцией
РФ нормативные акты, приводящие к снижению уровня материального
благосостояния граждан, не должны приниматься, депутаты Государственной
Думы, члены фракции «ЯБЛОКО» – А.Г. Арбатов, В.С. Останин и
С.А. Попов – перед вторым чтением этого законопроекта внесли
поправки, направленные на улучшение материального благосостояния
военнослужащих и военных пенсионеров. К этим поправкам относятся:
1. Поправка, направленная на сохранение при расчете военных
пенсий компенсации за продовольственный паек.
Цель такой поправки – дать дополнительный прирост пенсий в
размере 400–500 руб. в месяц.
2. Поправка, направленная на одновременное с федеральными
государственными служащими (и в той же пропорции) повышение
размеров денежного довольствия военнослужащих.
Ее цель – сохранить в дальнейшем соответствие денежного довольствия
военнослужащих денежному содержанию федеральных государственных
служащих.
3. Поправка, направленная на введение ежегодной индексации
размеров окладов денежного содержания военнослужащих до 1 апреля
каждого текущего года на разницу между величинами реального
уровня инфляции в предыдущем году и уровня инфляции, установленного
законом о федеральном бюджете на предыдущий год, и до 1 октября
– на величину, равную уровню инфляции, установленному законом
о федеральном бюджете на предыдущий год. Принятие поправки должно
было сохранить в какой-то мере покупательную способность денежного
довольствия военнослужащих, если инфляция превышает запланированный
в федеральном бюджете уровень.
4. Поправка, направленная на предоставление в первоочередном
порядке жилой площади членам семей военнослужащих, погибших
(умерших) военнослужащих (в том случае, если она не была получена
при жизни военнослужащего).
5. Поправка, направленная на повышение окладов по воинскому
званию не с января 2004 года, как предлагает Правительство РФ,
а с 1 января 2003 года.
6. Поправка, направленная на введение денежных компенсаций
за отмену льгот по коммунальным услугам и оплате жилья. Отмена
льгот по коммунальным услугам и оплате жилья может значительным
образом обесценить повышение денежного довольствия военнослужащим.
Однако их сохранение в существующем виде ведет к дальнейшему
ухудшению обслуживания жилищного фонда, в том числе и военных
городков. Поэтому предлагалось помимо повышения денежного довольствия
ввести адресную денежную компенсацию за отмену этих льгот.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении Государственная
Дума приняла поправки № 1, 2.
В результате этих решений военные пенсионеры получили относительно
крупную прибавку к своей пенсии. Действующие военнослужащие
получили гарантию того, что их денежное довольствие будет приравнено
к денежному содержанию федеральных государственных служащих.
Эти поправки были поддержаны депутатами фракций «ЯБЛОКО» и
КПРФ, Агропромышленной депутатской группой и некоторыми депутатами
из «Народного депутата» и «Регионов России». Против поправок
голосовали депутаты «Единства», «Отечества», ЛДПР и СПС.
Поправки № 3 и 6 были отклонены проправительственным большинством
Государственной Думы. В результате этого решения военнослужащие
были практически лишены права на ежегодную индексацию денежного
довольствия в зависимости от уровня инфляции и денежной компенсации
за отмену льгот на жилье и коммунальные услуги.
Таким образом, можно сделать вывод, что значительная часть
поправок фракции «ЯБЛОКО» была принята Государственной Думой,
что позволило значительно улучшить редакцию законопроекта по
сравнению с редакцией, принятой в первом чтении.
Но, несмотря на эти положительные изменения в законопроекте,
фракция проголосовала против его принятия во втором чтении.
Причины тому – отказ от ежегодной индексации денежного довольствия
военнослужащих в зависимости от уровня инфляции; отказ от денежной
компенсации за отмену льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
а также отказ от компенсации за выплаченный подоходный налог.
Таблица 1.
Рабочей группой под моим руководством разработан проект федерального
закона «О статусе участников военных конфликтов и боевых действий».
В настоящее время статус участников большинства войн и боевых
действий, которые проводились (проводятся) Советским Союзом
и Российской Федерацией, определяется целым рядом федеральных
законов, регулирующих отдельные его составляющие: «О ветеранах»,
«О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О чрезвычайном положении»,
«О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, и членов их семей», «О дополнительных
гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную
службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики
Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных
прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных
конфликтах» и другими.
Положения этих законов относятся к событиям, прошедшим ранее,
не всегда стыкуются между собой, и, кроме того, многие участники
реальных боевых действий, проводившихся в последнее время, получают
дополнительные льготы и выплаты только в соответствии с подзаконными
нормативными правовыми актами (указами Президента Российской
Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации).
Поэтому представляется целесообразным, чтобы статус участников
вооруженных конфликтов и участников боевых действий регулировался
федеральным законом, в соответствии с которым государство берет
на себя определенные материальные и моральные обязательства
перед участниками боевых действий до их возникновения.
Наличие такого закона гарантирует, что исполнительная власть,
начиная любые боевые действия, должна будет учитывать, что государство
обязано нести крупные расходы, обеспечивать их участников и
членов их семей соответствующими материальными благами за риск
и потерю здоровья. В известном смысле это закон о правах человека,
которые всегда предавались забвению и в СССР, и в России, –
права человека в погонах, честно выполнившего свой долг перед
Родиной с риском для своего здоровья и жизни. В демократическом
государстве, которым стремится стать Россия, обязательно признается
и законодательно закрепляется и долг государства перед этими
людьми.
Законопроект включает в себя юридическое понятие участника
вооруженных конфликтов и участника боевых действий, дает определение
понятиям «боевые действия», «вооруженный конфликт», «район боевых
действий», устанавливает конкретные выплаты, льготы и привилегии
во время проведения боевых действий, после их завершения, а
также в случае гибели или смерти участника, устанавливает мероприятия
по комплексной реабилитации участников вооруженных конфликтов
и участников боевых действий, а при необходимости и членов их
семей.
Финансирование мероприятий, которые предусматриваются законопроектом,
осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и в основном уже предусмотрено в этих бюджетах
в соответствии с другими федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской
Федерации.
В то же время, устанавливая перечень льгот и компенсаций,
требующих расходов, законопроект предоставляет Президенту Российской
Федерации право определять по представлению Министра обороны
Российской Федерации или руководителя иного федерального органа
исполнительной власти перечень воинских частей, штабов и учреждений,
временных формирований, участвовавших в боевых действиях, районы
боевых действий и период их проведения. Это дает возможность
просчитать «социальную» цену и частично расходы на ведение возможных
боевых действий, но не потребует финансовых затрат до принятия
соответствующего решения Президентом Российской Федерации.
Депутаты Государственной Думы – руководитель рабочей группы
по разработке проекта федерального закона «О статусе участников
боевых действий» А.Г. Арбатов (фракция «ЯБЛОКО») и член группы
Е.А. Зеленов (депутатская группа «Российские регионы») – в целях
обсуждения законопроекта с участниками боевых действий в Чеченской
Республике были командированы 29–31 мая 2001 года в 14-й пограничный
отряд ФПС России, расположенный на юге Чечни на границе с Грузией.
При возвращении из этой командировки 31 мая 2001 года на границе
между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия террористами
был обстрелян вертолет Федеральной пограничной службы Российской
Федерации Ми-8, на котором возвращались из командировки депутаты
Государственной Думы. Экипаж вертолета проявил в этих условиях
высокое мастерство и сумел посадить поврежденный вертолет в
безопасном месте. Командир вертолета подполковник Л.С. Константинов
был смертельно ранен и скончался на руках своих товарищей. Трое
пассажиров, включая депутатов, получили ранения. Мужество и
выдержку проявили при этом и депутаты Государственной Думы,
которые впоследствии были награждены медалями «За отличие в
охране Государственной границы».
В период с 24 по 28 октября 2001 года состоялся визит официальной
делегации Государственной Думы под руководством заместителя
Председателя Государственной Думы В.П. Лукина (фракция «ЯБЛОКО»)
в Республику Таджикистан. Среди наиболее острых проблем были
обозначены перебои с подачей электроэнергии.
Фракция «ЯБЛОКО» изучила этот вопрос и сочла возможным закупить
для 12-й погранзаставы автономный дизель-генератор, с получением
которого вопрос обеспечения заставы электроэнергией был решен.
В целях повышения материального и социального уровня военнослужащих
и членов их семей в конце 2001 года был создан фонд помощи военнослужащим
и служащим 76-й дивизии ВДВ, приоритетным направлением работы
которого стала финансовая помощь по медицинскому обслуживанию
и получению образования членов семей военнослужащих этой дивизии,
пострадавших при выполнении своего воинского долга. В создании
фонда и в его работе активное участие принимал заместитель Председателя
Комитета Государственной Думы ФС РФ по обороне от фракции «ЯБЛОКО».
В конце 2002 г. за счет средств фонда была оказана материальная
помощь нескольким семьям военнослужащих 76-й дивизии, которые
во второй половине 90-х годов погибли при исполнении воинского
долга в Чеченской Республике.
А.Г. Арбатовым, И.Ю. Артемьевым и С.В. Иваненко разработан
и внесен на рассмотрение Государственной Думы проект федерального
закона «Об увеличении денежного довольствия военнослужащих в
связи с ростом потребительских цен».
В мае 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и
предоставления им отдельных льгот», в соответствии с которым
были увеличены почти в два раза должностные оклады военнослужащим
(с 1 июля 2002 года), а оклады по воинскому званию – в полтора
раза (с 1 января 2003 года) и одновременно (с 1 июля 2002 года)
были отменены некоторые дополнительные выплаты к денежному довольствию
военнослужащих (в том числе и компенсация за подоходный налог),
а также льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Поэтому реальное увеличение денежного довольствия произошло
всего лишь на 10–12%. В федеральном бюджете на 2003 год предусматривается
инфляция в размере 12%, которая практически «съедает» увеличение
денежного довольствия военнослужащих. Это чревато особо негативными
последствиями в нынешних условиях, когда вступит в силу новое
законодательство о ЖКХ, влекущее резкое увеличение стоимости
жилья и коммунальных услуг. Внесенный законопроект состоит из
8 статей.
Он содержит понятие индексации денежного довольствия военнослужащих
как установленный государством механизм увеличения денежного
довольствия военнослужащих в связи с ростом потребительских
цен.
Целью индексации является поддержание покупательной способности
денежного довольствия военнослужащих.
В законопроекте предлагается проводить индексацию денежного
довольствия военнослужащих два раза в год: при утверждении Федерального
закона о федеральном бюджете на соответствующий год и при необходимости
корректировки расходов по денежному довольствию в случаях, когда
реальный уровень инфляции превышает запланированный федеральным
бюджетом.
Законопроектом определены объекты индексации, индексы потребительских
цен, пороги индексации, размеры повышения денежного довольствия,
порядок выплаты индексированного денежного довольствия военнослужащих,
источники индексации и вступление в силу принятого Федерального
закона.