Программа задумывалась как взаимоувязанный комплекс мер по выходу
из кризиса на полтора года, или на 500 дней, с конечной целью
- переход к рынку. Мы видели, что страна стоит на грани инфляции,
кризиса финансовой системы. Инерция разлагающих экономику дезинтегрирующих
процессов была очень сильна, они накапливались, умножались и вели
к качественному ухудшению ситуации. Главная особенность "500
дней" была в том, что она позволяла использовать все возможности
как государства, так и специальных экономических механизмов, проверенных
мировой практикой, для стабилизации финансового положения и предотвращения
гиперинфляции, дальнейшего разрыва хозяйственных связей, падения
уровня жизни, остановки производства.
Что удалось? Руководители союзных республик поддержали программу,
а многие субъекты Федерации разработали программы для своих территорий
в развитие и наших предложений. Некоторые республики даже приняли
программы на своих Верховных Советах. Правительство России разработало
тогда меры по реализации "500 дней". Иначе говоря, чиновники
впервые поставили перед собой задачу перехода экономики на рыночные
отношения и стали всерьез готовиться к реформе. Раньше таких задач
не ставилось вовсе. Гражданам же программа объясняла, что такое
рыночная экономика, что в ней хорошего и что плохого, чего ждать
и что делать.
Программа была идеологией перехода к рынку, но не стала технологией.
Почему это произошло? Экономическая реформа такой глубины и масштаба
могла быть осуществлена только при условии достаточно сильной
власти и поддержки народа. Сильную власть мог бы обеспечить в
сложившейся в стране ситуации честный политический союз президентов
СССР и России - Горбачева и Ельцина. Только это при взаимопонимании
с первыми руководителями других республик позволило бы быстро
провести важнейшие меры по финансовой стабилизации, которые ни
одна республика самостоятельно осуществить не смогла бы в принципе.
Но зоны совпадения интересов не оказалось, все позиции были максимально
радикальны.
Вот почему программа "500 дней", которая задумывалась
как компромисс - между республиками и союзными органами власти,
между самими республиками, между необходимостью быстрого перехода
на рыночные отношения и плавностью предлагаемых мер, - не была
реализована.
В результате вместо программы приватизации по честным и четким
правилам была ваучерная приватизация. А мы предлагали приватизацию
за деньги, пусть и небольшие, но реальные: тогда был один источник
средств - деньги населения в Сбербанке. Наша приватизация была
действительно народной - те, кто скопил деньги, могли сохранить
их, участвуя в приватизации.
Вместо экономического союза между республиками и превращения
союзных органов в межреспубликанские произошел развал Советского
Союза, а та степень интеграции, которая была записана в "500
днях", не достигнута до сих пор и неизвестно, когда будет
достигнута.
Вместо плавной либерализации цен с возможностью для граждан сохранения
их денежных сбережений в альтернативных формах, которые защищают
от скачка цен (например, участие этих денег в приватизации, через
выпуск золотых сертификатов), произошел одномоментный скачок цен
больше чем в три раза, и сбережения оказались потерянными.
Многие задачи, которые ставились в этой программе, не решены
до сих пор. Экономическая интеграция между республиками буксует,
честная, справедливая, конкурентная экономика не работает, эффективная
собственность не появилась. Возникли новые задачи, которые не
стояли перед нами в начале 90-х или не были так актуальны: борьба
с коррупцией, теневой экономикой, утечкой капитала, обеспечение
экономического роста.
Как курс, как магистраль перехода к рынку программа "500
дней" действовала. Но реализовалась, к сожалению, совсем
не она. Вход в рынок произошел крайне болезненным и даже губительным
образом.
|