… нужен был подчеркнуто прагматический, "экономо-технократический"
подход, но в том смысле, про который говорят, что нет ничего
прагматичнее научной теории.
Вместо этого (видимо, желая подольше сохранить идеологическую
девственность) парт- и госбюрократы увели практику в дебри технических
проблем. Денежная реформа или реформа ценообразования? Вначале
стабилизация, потом рынок или наоборот? Разгосударствление и
приватизация - одно и то же или нет?
Но, во-первых, все это человеку непонятно и неинтересно. Во-вторых,
тут можно и добросовестно заблудиться, если даже экономисты
не могут между собой решить, что делать. И в-третьих, бюрократия
получает прекрасную возможность саботировать новое, морочить
всем головы, выдвигать массу искусственных проблем и просто
ничего не делать, сваливая ответственность за это на перестройку
и ее лидеров. Что и происходило. Экономическая политика де-факто
во всех вопросах проходила всю "лестницу" мыслимых
ошибок и запозданий, прежде чем совершила какой-то шаг вперед.
Вдобавок ко всему аппарат КПСС навязал обществу бессмысленные
споры по идеологическим вопросам, обвиняя демократов и реформаторов
в том, что они сбивают страну с пути социализма, который несет
благоденствие, и толкают к капитализму, который чахнет с каждым
днем. Кроме того, подручные большевиков из литературной среды
продолжали, продолжают и сейчас мерзкий спор о том, в чьих жилах
течет более патриотическая кровь, а в чьих менее.
В результате оказалась утраченной возможность использовать основное
преимущество в переходе к рынку - его огромные потенциальные
размеры в рамках Союза. Такая возможность существовала, на мой
взгляд, где-то до середины 1989 года и могла быть использована
в случае проведения центром - смелой и дальновидной, радикальной
политики как собственно в экономике, так и в обновлении федерации
на новой основе. Того и другого не произошло. Программа "500
дней" еще хранила в себе надежду, но и она была утеряна
на дороге раздоров в высших эшелонах власти.
Второе опоздание - стабилизация рубля. Рынок может заработать
в одном, и только в одном случае: если рубль станет тем, чем
он должен в принципе быть. Иначе нет никакого смысла выходить
на рынок, если поставки организуются через бартер. Начинать
стабилизацию рубля, вырвав контроль и произвол произвол над
ним из рук правительства, надо было еще в 1985 году, даже безотносительно
к политике перестройки. И сегодня это остается задачей номер
один.
Не было своевременно осознано, что попытку осмыслить экономическое
положение и его перспективы на основе таких категорий, как "затратность",
"самофинансирование", "хозрасчет" и т.п.,
теоретически и психологически напоминают критерии экономики
застоя. Это то же самое, как если бы во внешней политике призывали
к "гуманизации ядерной конфронтации", к "цивилизованным
формам ведения атомной войны" и чему-то подобному.
Либо есть нормальная экономика, в которой перечисленные понятия
просто не могут существовать, поскольку сама такая экономика
не может не быть самоокупаемой. Либо есть патология экономики,
и сколько бы мы ни клали на все грима, с каким бы художественным
вкусом ни занимались макияжем, сути это изменить не может. Не
говоря уже о том, что и ограниченные реформы успешно торпедировались
правительством.
Правомерен и вопрос о том, а не было ли изначального упрощения
в подготовке перехода к рынку с сугубо "технологической"
точки зрения? Я знаю, с каким трудом пробивала себе дорогу эта
идея и эта практика. Сколько гневных тирад обрушилось на головы
тех, кто предлагал быстрее идти к нормальной экономике.
И все же ретроспективно складывается впечатление,
что переход к рынку мыслился как некое одномоментное мероприятие,
рывок: "с 1 января 19... года". Но так невозможно.
Необходимы и объективно неизбежны в любом случае разные стадии
в процессе такого перехода: и по глубине проникновения рыночных
отношений в экономику, и по тому, какие ее сферы и в какой последовательности
будут "захватываться" рынком. Именно сферы, а не отрасли.
Александр Яковлев, "Предисловие. Обвал. Послесловие",
Москва, "Новости", 1992, с.172-174
|