Корр.: Как вы считаете, какая сегодня была одержана победа
- экономическая или политическая?
Г. Явлинский: Лично для меня это событие - всего лишь нормальный
процесс освоения разумной экономики. Но в том, что и республикой,
и страной сделан первый шаг в этом направлении, - победа есть.
Большая победа. А какая она - экономическая или политическая,-
задумайтесь сами: депутаты проголосовали за экономику, которая
давно кормит весь мир.
Корр.: Что должно было случиться, чтобы они пришли к такому
решению?
Г. Я.: Прежде всего их привела к этому жизнь: пустые полки, все
тяжелое и мучительное, увиденное за последние годы. И, конечно,
ответственность перед избирателями, работа в комиссиях и комитетах
Верховного Совета. Настало очень трудное время, многое упущено.
Еще в 1987 году можно было начать плавный перевод экономики на
другие рельсы. Я пытался тогда выступать с предложениями, но они,
к сожалению, приняты не были. У меня есть личные наблюдения, горькие.
Парадокс был в том, что говорили о плавном переводе, а решения
принимали такие, от которых экономику лихорадило нещадно. Теперь
вот к чему уже пришли...
- Корр.: Вы не только стояли у истоков новой реформы, но в
ее основу оказалась заложена ваша антикризисная концепция "400
дней". Не обидно ли вам, соавтору, отдавать лавры почета
другим, подключившимся к работе гораздо позже?
- Г. Я.: Ничего похожего я не испытываю. Действительно, в феврале
этого года мы, трое экономистов, закончили разработку программы
по стабилизации экономики, назвав ее "400 дней". И она
была использована, сыграла свою роль. Но мы бы никогда втроем
не смогли создать программу подобную принятой сейчас в парламенте
России. Ее можно было сделать только вместе с нашими единомышленниками.
В группе академика С. С. Шаталина нас было фактически одиннадцать.
Н. П. Шмелев находился в зарубежной командировке и не смог, к
сожалению, принять участия, а Л. И. Абалкин не работал с нами
потому, что имел другую точку зрения, придерживался иной концепции.
Корр.: Простите меня за резкость, но, может быть, и эта программа
- лишь очередной миф?
Г. Я.: Я не знаю, может быть, это и миф, но если весь окружающий
мир прекрасно живет в этом мифе, то почему бы не попробовать и
нам? Не хочу убеждать, уговаривать, как не уговаривал и депутатов
- я с ними спорил. Каждый должен решить за себя сам.
Корр.: Как проходило обсуждение в парламенте?
Г. Я.: Очень остро и принципиально, компетентно. Я хотел бы отметить,
что опыт союзного парламента не прошел даром. Люди осваивают новую
профессию, доселе в нашей стране неизвестную. Они учатся не только
вести дебаты, но и более серьезным вещам: сравнивать, анализировать,
делать выводы. Депутаты смогли быстро разобраться и дать оценку
сразу двум программам перехода к рынку -нашей и представленной
союзным правительством. Но я уверен, появись наша программа год
назад, - она была бы ими отвергнута.
Корр.: Были драматические моменты, заставившие вздрогнуть
ваше сердце?
Г.Я.: В один из дней обсуждение программы проходило совместно
с директорами промышленных предприятий. Стоять перед ними - это
и значит "вздрогнуть". К разговору с ними я готовился
заранее и по-особому. Уточнил, какова сейчас текущая ситуация
- что с оптовыми ценами, какое отношение к налоговой системе,
госзаказу, что с оплатой труда и социальной защитой работников,
почему идет развал хозяйственных связей - словом, как бы предвосхищал
их вопросы.
Корр.: Какими показались вам люди, возглавляющие производство?
Консервативными? Что для них переход к рынку - благо или гроза?
Г. Я.: Нет, они мне вовсе не показались консервативными. Это
усталые, измученные, издерганные люди, здраво понимающие, что
надо что-то делать, готовые к разумным шагам и поступкам. И это
серьезный и важный симптом. Они уже не могут в нынешней ситуации
работать, вот ведь в чем дело. Невмоготу. Тупик. Нет холоднокатаного
листа, нет импортных нитей и прекращен импорт сырья на будущий
год, нет... Приди я к ним с такими разговорами лет десять назад,
они бы не пустили меня и на порог. Теперь же они приняли решение
о поддержке программы. Чрезвычайно важный момент.
Корр.: Понимаю, что директорам проблемы экономики близки,
а депутатам... Как они постигали суть программы?
Г. Я.: Сама процедура обсуждений была продуманной и качественной.
К тому же неформальной. Каждый раз происходило примерно следующее:
меня приглашали председатели комитетов и комиссий и я стоя по
5-6 часов отвечал на вопросы депутатов, имеющих на руках программу.
Пересказывать ее содержание было не надо. Лотом шло обсуждение,
они выступали, выступали, а мне предоставляли слово либо для реплики,
либо для короткого выступления в конце. Когда тебя спрашивают
часами, тут уж волей-неволей покажешь все, что знаешь. А вопросы
были компетентными. И очень больными. За это время не было такого
депутата, который не получил бы ответа на свой вопрос.
Корр.: А как же те двое, проголосовавшие против программы?
Что вы думаете о них?
Г. Я.: Ничего не думаю. Вернее, думаю, что они имеют право на
свою точку зрения. В своем заключительном слове я сказал, что
дело это рискованное. Может человек испугаться риска?
Корр.: Все рискуют, а один не хочет. А чем мы рискуем?
Г. Я.: Рискуем получить не все сразу. Людям самим нужно думать
о собственном месте в экономике - никто не подскажет и не научит.
Но возможностей для самостоятельной деятельности будет открываться
все больше. С одной стороны, государство даст простор для действия,
с другой - должно будет оградить людей от хаоса, защитить их интересы.
Главная сейчас задача - канализировать все эти процессы, организовать
их и оформить, И тогда все талантливые люди, а их в стране и в
республике очень много" смогут прояснить себя так, как им
захочется. Потенциал, думаю, большой. Просто за годы бездействия
естественные интересы людей были задавлены.
Корр.: Кто эти люди, которые уже на первых порах станут покупать
землю, мелкие предприятия, открывать свое дело? Человек, сидящий
на окладе, в бизнес не ударится. Значит, легализуется теневая
экономика, мафия? Эта реформа для них?
Г. Я.: Нет, напротив. Думаю, что в таких условиях "теневикам"
просто не поздоровится. Ведь на чем они сейчас играют? У них существует
монополия на теневую деятельность. То есть имеются какие-то мафиозные
структуры, связанные с теми, кто у власти. Монополию надо будет
порушить. Предпринимательство станет доступно всем, и тогда теневая
экономика окажется с очень вялыми перспективами. В конкуренцию
вступит гражданин в сообществе с государством. Появятся законы
и механизмы с высокой степенью социальной защиты. Я, например,
считаю, что приватизация должна проводиться гласно...
Корр.: Не понимаю, что это даст?
Г. Я.: Даст возможность снизить социальную напряженность вокруг
этого процесса. Скажем, в небольшом городке исполком сообщает
в местной печати о продаже через два месяца булочных, овощных
магазинов и т. д. А через месяц публикует фамилии тех, кто изъявил
желание их купить. И люди видят, кто есть кто, откуда взял деньги,
-декларации с указанием доходов тоже не возбраняются. В общем,
все это вопросы механизмов реализации курса программы. И они не
менее важны, чем принципы рыночной экономики.
Корр.: А вы не боитесь, что голодный бунт положит конец всем
благим намерениям - и нашим, и вашим?
Г. Я.: Боюсь, конечно, а кто же его не боится? Профессиональных
прогнозов на этот счет мы не делаем, но меры будем принимать уже
сейчас. Я имею в виду и парламент, и российское правительство.
Случиться может, конечно, всякое, но мы просто не имеем сейчас
необходимых для конкретных действий прав. Чтобы можно было включить
механизм - и он заработал бы. Прежде всего хотелось бы понять,
что произошло, почему нет хлеба, табака...
Корр.: Так что же, по-вашему, произошло?
Г. Я.: Видимо, сработали три фактора. Самый главный - начала
проявляться разбалансированность экономики, о которой мы так много
говорили. Второй - некомпетентность тех, кто стоит у руля управления.
Третий - безответственность в сочетании с элементами саботажа.
Раньше могли потребовать сдать партбилет, а чем пугать сейчас?
Корр.: Как вести себя людям в переходный период? Что бы вы
могли посоветовать? Определиться? Или что-то еще?
Г. Я.: Посоветовал бы успокоиться, понять, что появилась перспектива,
близкая, а не на 2005 год. Разумеется, это не значит, что через
500 дней наступит изобилие и полки магазинов будут завалены дешевыми
товарами. За это время нужно сделать не менее важное - заложить
основы саморазвивающейся экономики. Непременное условие - спокойное
состояние общества, взаимодействие республик с нормальным Центром,
содействие и сочувствие армии и других властных структур. Если
же начнется конфронтация, не сдвинемся с места и за 5000 дней.
И все будет гораздо хуже, чем сегодня, потому что деструктивный
процесс не остановится.
Корр.: Выходит, сами авторы программы остаются в стороне?
Г. Я.: Это новая трактовка "командной идеи". Раньше
был "отец народов", который отвечал за счастливую жизнь.
Теперь хотим найти команду, которая обеспечит нам процветающую
рыночную экономику. Создана программа, открывающая ворота свободной
инициативе и предпринимательству. Остальное зависит только от
вас самих. Нашей задачей было придумать и убедить. Мы ее выполнили
- разработали программу и убедили Верховный Совет в ее пригодности
и действенности.
Корр.: Пока что это первый парламент, российский. Как будет
действовать группа академика С. С. Шаталина дальше?
Г. Я.: Так же, как и в российском парламенте: будем работать
с депутатами. С одной стороны - набираться у них ума, с другой
- доказывать свои позиции, обсуждать, уточнять, отстаивать программу.
И в Верховном Совете СССР, и в парламентах республик.
Корр.: Но вокруг программы идет напряженная борьба... Какой
здесь прогноз?
Г. Я.: Борьба идет больше месяца, а с 15 августа мы ведем открытую
дискуссию с правительством СССР. Но борьба была и здесь, в российском
парламенте. Так что все нормально.
Корр.: Вам не кажется, что союзное правительство зашло в тупик?
Г. Я.: У них иная точка зрения, и в этом все дело. А кто из нас
прав - скоро станет ясно.
Корр.: Арбитр между вами парламент?
Г. Я.: Нет, арбитр - это народ. Самый точный и честный. Но свое
отношение к программе он выразит через парламент. Обществу предстоит
тяжелая операция и делать ее должен тот врач, которому оно поверит.
Корр.: А если Верховный Совет СССР не примет вашу программу,
что тогда?
Г. Я.: Уверен, он вернется к ней снова, после того как ее примут
республики. Через несколько месяцев.
Корр.: Сможет ли Россия одна пуститься в такое бурное экономическое
плавание?
Г. Я.; Сможет, конечно, но для этого ей надо будет выпустить
свои деньги, создать таможни, установить границы... Это займет
еще несколько лет и очень дорого обойдется ее народам. Люди еще
раз заплатят за то, что 3-4 чиновника из Госплана, Минфина, других
центральных экономических ведомств никак не хотят понять, что
безнадежно отстали в своих экономических представлениях.
Корр.: А что вы скажете о позиции Н. И. Рыжкова и Л. И. Абалкина?
Г. Я.: Мне бы не хотелось давать оценки - я с ними работал, это
был целый этап в моей жизни. Если бы вы меня спросили о некоем
Сидорове, которого, кроме меня, никто не знает, я бы все рассказал.
А здесь все у всех перед глазами.
Корр.: Каковы, на ваш взгляд, экономические перспективы Союза
в целом? Способен ли общий рынок сохранить его, как государство?
Многие в это уже не верят.
Г. Я.: Я могу только сказать, что преклоняюсь перед мудростью
российского парламента и его руководства, которые в момент крайней
политизации и неверия уже ни во что предложили республикам контакты
на совершенно новой основе. Россия протянула руку и сказала: давайте
будем иметь единое экономическое пространство, валюту, защищать
капиталы друг друга на любой территории... Если проще - установила
нормальные, равноправные экономические отношения с другими суверенными
республиками-государствами. Наверное, и наше общее государство
может быть тоже нормальным. И если люди начнут выяснять отношения
не в голодном, а в сытом состоянии, то все будет в порядке.
Корр.: И забудут о национальных междоусобицах?
Г. Я.: Разумеется. Так живут во всем мире. Есть, правда, страны,
как исключение, где национальность имеет сверхзначение, но Россия
к ним не относится. Думаю, другие республики тоже. Только с большой
голодухи можно срочно начать выяснять, кто твой сосед, откуда
пришел и как его фамилия. Сытому это не нужно.
Корр.: Наверное, вы дерзкий человек, раз решились на переворот
в экономике?
Г. Я.: Нет, я просто делал то, что мог, считал нужным и никакого
специального решения не принимал.
Корр.: Какой награды вы ждете?
Г. Я.: Награды? Да никакой. Просто мне очень хочется, чтобы все
осуществилось. В этой стране живут мои дети, и если им будет хорошо,
какая мне еще нужна награда? Большего я им дать не могу - денег
у меня нет, да они и не нужны в такой обстановке. Мне нужно, чтобы
у моих детей не возникло желания сбежать отсюда, чтобы они могли
нормально жить и работать здесь.
Корр.: У вас сегодня счастливый день?
Г.Я.: Да. Очень. Он и приятный, и тревожный одновременно. Короче,
крайне серьезный. Только прошу вас понять меня: тут нет моего
авторства, потому что программа перехода к рыночной экономике
- слишком глобальная штука. Удалось выразить идею, но ведь придумал
ее не я. Она давно существует в мире. Просто я адаптировал ее
к нашим условиям на данном этапе экономического развития. Вернее,
застоя - как хотите, так и назовите этот жуткий кризис.
Корр.: Вы сейчас едете в Архангельское, кто вас там ждет?
Г. Я.: Вся группа, с которой мы работали там над программой.
Мои друзья М. Задорнов и А. Михайлов, наши старшие товарищи, академики
Шаталин, Петраков...
Корр.: Вас поздравили?
Г. Я.: Пусть они сами себя поздравят - ведь они отдали этому
всю свою жизнь и только сейчас что-то получилось.
Корр.: Фантастика. Не укладывается в голове... Пробили наконец-то
брешь в монолитной стене?
Г. Я.: Конечно, фантастика. Знаете, сколько им это стоило? Так
что это я их должен поздравлять. С тем к ним и еду.
Корр.: Спасибо за беседу. Позвольте присоединиться к вашим
поздравлениям.
|