Практическую работу по подготовке первоначального варианта
документа взял на себя Г. Явлинский, к этому времени выступавший
уже в качестве заместителя Председателя Совета Министров
РСФСР.
Незадолго до описываемых событий он получил приглашение
на беседу с Б. Ельциным. Этому предшествовала небольшая
история, о которой я считаю необходимым рассказать. На
Съезде народных депутатов РСФСР М. Бочаров, выдвинутый
на пост главы Российского правительства, заявил, что у
него есть прекрасная программа перехода к рыночной экономике
"Программа-минимум - мандат доверия на 500 дней".
Среди делегатов даже был распространен в небольшом количестве
экземпляров текст этого документа.
Г. Явлинский, присутствовавший на съезде, обвинил, и
вполне обоснованно, М. Бочарова в плагиате. Действительно,
именно Г. Явлинский вместе со своими коллегами (и друзьями)
являлся автором этой программы, разработанной еще в феврале
1990 года. Единственное, что сделал М. Бочаров, состояло
в том, что он снял везде упоминание о Союзе ССР и продлил
срок осуществления программы с 400 до 500 дней. Обо всем
этом стало широко известно. Информация дошла, естественно,
до Б. Ельцина, и он пригласил Г. Явлинского на беседу.
Когда Григорий Алексеевич зашел ко мне посоветоваться
о предстоящей беседе, я сказал ему:
- Надо идти на встречу. Разговор может быть серьезным.
Вероятно, надо ждать предложения о том, чтобы войти в
состав правительства России и возглавить работу над осуществлением
экономической реформы.
Я, естественно, ничего не знал о содержании предстоявшего
разговора, но интуиция и политический расчет подсказывали
именно такой вариант развития событий, что полностью подтвердилось.
Получив приглашение войти в состав правительства в качестве
заместителя Председателя Совета Министров РСФСР, Г. Явлинский
дал согласие. Он поставил об этом в известность Н. Рыжкова,
а также меня и получил однозначное добро.
Параллельная работа
Рабочая группа приступила к подготовке документа. Было
ясно, что меньше чем за месяц создать серьезную программу,
как говорится, с нуля невозможно. Нужно было опираться
на имевшиеся заделы. Они существовали, в том числе и материалы,
наработанные правительством СССР. Г. Явлинский и Е. Ясин,
включенные в состав рабочей группы, хорошо знали эти материалы
и располагали ими. Именно необходимость опереться на подготовленные,
профессионально проработанные материалы и вызывала в последующем
настойчивые требования передавать в рабочую группу все,
что готовилось правительством для внесения в Верховный
Совет СССР.
Обстановка в первые дни складывалась весьма непростая.
Ведь шла параллельная работа над материалами, достаточно
близкими. Постепенно нарастало противостояние. Страсти
накаляла пресса. Еще не были подготовлены и написаны программы,
а в печати уже делалась однозначная оценка в пользу готовившейся
программы рабочей группы. Массированное давление на общественное
мнение продолжалось не только в течение августа, но и
в последующем.
Делались попытки заменить одну программу другой, отстранить
правительство и его центральные экономические ведомства
от подготовки самостоятельных документов. Академик С.
Шаталин, возглавивший рабочую группу, требовал, чтобы
вся работа правительства над документами для Верховного
Совета была прекращена.
Обеспокоенный создавшимся положением, М. Горбачев позвонил
из Крыма и поинтересовался состоянием дел. Я его спросил
о том, как быть с прямым поручением Верховного Совета
СССР? Может ли он, как Президент страны, отменить это
поручение и обратиться в Верховный Совет с тем, чтобы
тот включил в свою повестку дня рассмотрение готовившейся
программы. Президент ответил, что он не может отменить
поручение Верховного Совета и правительство должно готовить
все материалы, которые ему поручены. Я обратился с вопросом
к А. Лукьянову. Его ответ был однозначным:
- От поручения Верховного Совета СССР освободить правительство
никто не может. Все материалы должны быть представлены
к 1 сентября.
Отвечать за подготовку всех этих материалов в правительстве
было поручено мне. Посоветовавшись, мы определили следующую
линию действий. Рабочая группа, как это соответствовало
смыслу поручения, должна работать над концепцией программы,
призванной стать основой или составной частью нового Союзного
договора. Что касается правительства, то оно должно было
сосредоточить свои усилия на практических мерах и действиях,
которые необходимо осуществить до конца 1990 года и в
следующем, 1991 году.
Когда будет подписан Союзный договор, определены его
экономические основы, тогда можно вводить в действие и
готовящуюся концепцию. Такая схема была логичной, но рабочая
группа хотела заняться именно первоочередными практическими
мерами. Да и те материалы, которыми они располагали, толкали
именно на этот путь. Отсюда многочисленные противоречия
и повторы.
Работа над правительственными документами велась в "Соснах".
Это прекрасное место примерно в 30 км от Москвы, где с
давних времен был построен Дом отдыха Совета Министров
СССР. Высокий берег Москвы-реки, сосновый лес, чистый
воздух создают прекрасную обстановку для отдыха и творчества.
Эти места мне знакомы с давних пор. Еще при А. Косыгине
я работал там над подготовкой ряда правительственных документов.
Так что я знаю "Сосны" не как место отдыха,
а как место работы - работы творческой и интенсивной.
Надо сказать, что здесь создается свой микроклимат, своя
неповторимая атмосфера напряженного труда и поиска. Обстановка
располагает к открытости, откровенности. Здесь нет места
чинопочитанию, давлению авторитета. Никого не смущает,
что на встречу с главой правительства или другими членами
кабинета разработчики приходят в домашней одежде и тапочках.
Каждому предоставлена возможность изложить свои аргументы,
оспорить любую позицию, любую точку зрения, кем бы она
ни высказывалась.
Создается возможность на больший или меньший срок привлечь
к работе лучших специалистов страны, ученых, практиков.
Неоценимое значение имеет и возможность получить любую,
самую полную и, если нужно, закрытую информацию.
Работа в "Соснах" не знает регламента, она
продолжается не только днем, но часто и ночью. Стимулами
служат серьезность намечаемых решений, возможность реализовать
свои знания и опыт, наконец, выполнить свой долг. Не мешают
ни совещания, ни телефонные звонки.
В такой обстановке в течение августа и завершалась подготовка
практических предложений для Верховного Совета СССР.
Организатором и своего рода "мотором" всей
этой масштабной и сложной работы был В. Саваков - один
из помощников Председателя Совета Министров СССР - человек
огромной энергии, умеющий включить в подготовку материалов
десятки людей, правительственные и неправительственные
организации, представителей республик.
Но вернусь к рабочей группе. Очередная встреча с Б. Ельциным
состоялась 16 августа. Как и последующие встречи у М.Горбачева,
она носила характер хорошо срепетированных, обучающих
семинаров. Такие встречи продолжались по несколько часов,
и каждый из членов рабочей группы излагал содержание раздела,
над которым он трудился. Мне приходилось обычно оппонировать,
выступать в роли нарушителя спокойствия и единодушия.
На упомянутой встрече я вновь и вновь говорил о том,
что время уходит. Хозяйственная жизнь не может остановиться
в ожидании готовящихся программ. Нереально, как это предлагалось
рабочей группой, в короткий срок пересмотреть уже принятые
законы, ввести в действие новые. Для этого просто нет
времени. Необходимо впредь до подписания Союзного договора
руководствоваться принятыми законодательными актами, не
допускать конфронтации законов.
В ответ на такую постановку вопроса высказывались возражения,
связанные с тем, что многие из принятых законов не согласованы
с республиками и противоречат декларациям об их суверенитете.
Этот аргумент часто использовался и тогда, нередко повторяется
и сегодня. Однако он основан на серьезном недоразумении
и непонимании. Действующая конституционная система включает
в себя учет мнений всех союзных республик. Дело в том,
что любой закон для своего утверждения требует раздельного
принятия, причем квалифицированным большинством, в каждой
из палат Верховного Совета СССР, в том числе и в Совете
Национальностей, в котором представлены на паритетных
началах все союзные республики. Причем народные депутаты
СССР, входящие в состав Совета Национальностей, являются
полноправными представителями своих республик, избранными
на конституционной основе. Не учитывать этого обстоятельства
нельзя.
Приходилось мне говорить и о том, что любая программа
должна исходить из реальностей, учитывать неизбежный спад
общественного производства в 1990 и 1991 годах, сокращение
инвестиций и многие другие обстоятельства. Их недооценка
или игнорирование неизбежно делали любую программу нереальной.
15 + 0
Необходимо было снимать противостояние, искать согласие.
В связи с этим Н. Рыжков решил встретиться с рабочей группой.
Вместе с ним мы поехали, предварительно договорившись,
в пансионат, где расположилась группа. Туда же прибыл
И. Силаев, другие руководители Российского правительства.
Встреча состоялась 21 августа 1990 года. Она проходила
напряженно, нервно, но позволила многое прояснить в позициях,
раскрыть внутренний замысел готовившейся программы. В
ходе беседы мы постепенно обнаружили ее скрытую идею.
Замысел состоял в том, чтобы, как говорится, втихую ликвидировать
Союз ССР, заменив федеративное государство экономическим
союзом самостоятельных государств. Этот замысел не излагался
впрямую. Он выявился лишь в результате внимательного чтения
документа, обдумывания его логики.
Мы сидели за столом и смотрели друг другу в глаза. Я
поинтересовался, что означает употреблявшееся в тексте
слово "Союз"? Было именно одно слово без какой-либо
расшифровки. Я спросил:
- Является ли Союз государством или нет?
И не получил ответа. Я повторил свой вопрос второй и
третий раз. И вновь не получил ответа. Тогда и стало ясно
то, что не все поняли даже после знакомства с представленной
программой.
К сожалению, не сразу понял это и М. Горбачев, выразивший
свою полную поддержку предложенной группой С. Шаталина
программе. Это стало ясно для него значительно позднее.
И поняв это, он занял решительную позицию по сохранению
страны, как обновленного федеративного государства.
Вполне очевидно, что согласиться с таким замыслом правительство
СССР не могло. Это и определило линию его поведения при
обсуждении программы в дальнейшем.
Экономический Союз, который намечалось создать взамен
союзного государства, должны были образовать республики
без участия Союза ССР или, как часто говорят, центра.
Это и была концепция, получившая название "15 + 0".
Авторы исходили из того, что процесс начинается сегодня
как бы с нуля. Будто не было никакой истории, определившей
не только структуру экономики, но и наложившей свой отпечаток
на психологию народа, на миропонимание каждого человека.
Решать столь фундаментальные проблемы без учета всех этих
обстоятельств недопустимо ни с политической, ни с нравственной
точек зрения.
Речь идет о глубоком, радикальном обновлении нашей федерации.
Но именно той, которая есть, той, которая досталась нам
в наследство. А наследство, как и родителей, не выбирают.
Оно таково, какое есть. Этого многие не хотят видеть.
Неужели люди настолько слепы?
Постоянно апеллируя к суверенитету республик, ученые,
работавшие в группе С. Шаталина, постепенно отказывались
от своих принципов в угоду политическим интересам. Это
неприятно говорить, но это было именно так. Мы много,
например, говорили о необходимости существования единой
налоговой системы, включающей федеральный налог. Такой
налог - необходимый атрибут любого федеративного государства.
Все понимали, что он необходим. Все выступали "за",
и иного трудно ожидать от экономистов-профессионалов.
Ведь это подтверждено всей мировой практикой. Но если
это понимают все, то почему в документе они пишут другое?
Почему они предлагают прямые отчисления республик в союзный
бюджет вместо федерального налога, который должен платить
каждый хозяйствующий субъект: предприятие, кооператив,
фермер? Ответ заключается в одном, а именно в том, что
наука и научная логика приносятся в жертву политическим
комбинациям.
Или другой пример, связанный с созданием Межреспубликанского
экономического комитета. Он мыслился как авторитетный
орган с участием ученых и специалистов. Идея разумная
и плодотворная. Весь вопрос о месте и функциях такого
комитета. Авторы программы видели его не экспертным или
консультативным органом, а как замену существующего правительства,
замену исполнительной власти. Но неужели серьезный исследователь
может представить себе государство без профессиональной
исполнительной власти? Такого в мировой практике за тысячелетия
существования государств не было.
Значит и здесь научная логика приносилась в жертву политике,
в жертву политической цели - любой ценой устранить правительство
Н. Рыжкова. Если это не удается сделать прямо, то надо
вообще ликвидировать правительство как таковое.
Наконец, несколько слов об атмосфере той встречи, да
и других встреч и бесед с рабочей группой. Неприятный
осадок оставляли самоуверенность, апломб, чувство превосходства.
Может быть, это было результатом близости к Президенту
СССР и другим государственным деятелям? Может быть, это
было результатом самовнушения, появления своеобразного
комплекса
спасителей Отечества? Во всяком случае здесь сказывался
дефицит научной этики, без которой я себе не представляю
подлинного ученого.
Возник вопрос о моем участии или, точнее, неучастии в
подготовке материалов рабочей группы. Я напомнил нашу
договоренность о том, что первоначальный документ готовится
небольшим числом разработчиков и что остальные члены рабочей
группы подключаются на более позднем этапе. Неожиданно
для меня Г. Явлинский и другие члены группы заявили, что
такой договоренности не было.
Я не могу допустить, что содержание нашей договоренности,
достигнутой после встречи с Б. Ельциным 8 августа, было
просто забыто. Этого не могло быть. Но как же тогда понять,
что люди, сидя за одним столом и смотря друг другу в глаза,
отрицают достигнутую договоренность? Не буду говорить
о нравственности такого поведения...
После состоявшегося обсуждения мы договорились о последующих
действиях, о предоставлении рабочей группе необходимых
данных от центральных экономических ведомств. В последующем
мы пытались осуществить эту совместную работу на практике.
В обсуждении документа с конкретными предложениями, которые,
к сожалению, не были учтены в окончательном тексте, участвовали
В. Павлов, В. Сенчагов, В. Щербаков, В. Геращенко и др.
Перед бурей
В конце августа для рассмотрения подготовленных документов
и создавшейся ситуации было созвано расширенное заседание
Президентского совета и Совета Федерации. В его работе
приняли участие руководители комитетов и комиссий Верховного
Совета СССР, члены правительства. Были доложены разработки
группы С. Шаталина и предложения правительства. От его
имени выступил Ю. Маслюков.
По сохранившимся у меня записям изложу суть предложений
правительства. Оно высказало свою оценку положения в обществе
и в экономике и сделало вывод, что в нынешней ситуации
нет более важной задачи, чем предотвратить хаос в функционировании
народного хозяйства. В связи с этим Совет Министров СССР
предложил впредь до принятия нового Союзного договора
заключить экономическое соглашение между республиками
и Союзом ССР, исходя из действующей Конституции и принятых
в соответствии с ней законов. Это соглашение должно было
содержать в себе такие принципы, которые могут обеспечить
жизнедеятельность экономики в 1991 году и одновременно
с этим осуществить серьезные шаги по переходу к социально
ориентированному рынку.
Исходя из этого, мы считали целесообразным поручить рабочей
группе продолжить подготовку концепции программы перехода
к рыночным отношениям как основы экономической части Союзного
договора, а правительству представить Верховному Совету
СССР к 1 сентября 1990 года программу мер, которые должны
были быть осуществлены в начальный период перехода к рыночным
отношениям, то есть до конца 1990 года.
В материалах, которые правительство внесло на рассмотрение
совещания, были изложены простые и очевидные принципы
функционирования рынка. Они учитывали необходимость создания
единого общесоюзного рынка и устранения любых барьеров,
мешающих свободе предпринимательской деятельности. При
этом предполагалось, что субъектами рынка выступают предприятия-товаропроизводители,
что попытки установления региональных барьеров, по существу,
являются антидемократическими и представляют собой разновидность
монополизации производства и рынка.
Из этой же логики исходило и предложение о сохранении
единой денежной системы в стране, о создании Центрального
банка СССР, который является единым эмиссионным центром,
а также выполняет функции центральной резервной системы.
С учетом мирового опыта предлагалось создать единую систему
налогов на прибыль, которая включает в себя союзный (федеральный)
налог, республиканские и муниципальные (местные) налоги.
Говорилось и о других элементах рынка, в том числе о единстве
принципов ценообразования, создании рынка ценных бумаг,
единой инфраструктуры рынка, проведении общей политики
по вопросам социальных гарантий для населения и занятости.
Естественно, были названы и такие элементы, как единое
таможенное законодательство, система лицензирования и
квотирования экспорта и импорта по ограниченному кругу
товаров.
Особенно настоятельно мы подчеркивали недопустимость
затяжки с принятием экономического соглашения, что могло
крайне негативно сказаться на развитии экономики, привести
к серьезному спаду производства и нарастанию хаоса.
Обсуждение было долгим и сложным. Большинство высказалось
в поддержку программы, подготовленной группой С. Шаталина,
хотя сам текст программы еще не был внесен на обсуждение.
Вместе с тем была достигнута договоренность пока не выходить
ни с программой рабочей группы, ни с подготовленным правительством
документом.
Докладывая об этом на Президиуме Верховного Совета СССР,
я сказал, что правительство выполнило поручение и программа
готова. Она находилась у меня в руках, и я ее показал.
Одновременно я сообщил, что есть договоренность продолжить
работу над обоими документами и пока не выносить их ни
на рассмотрение Верховного Совета СССР, ни на рассмотрение
Верховного Совета РСФСР.
Однако такая договоренность выглядела весьма хрупкой
и не давала оснований для успокоения. Мы понимали, что
речь идет не о чисто хозяйственных вопросах, что впереди
серьезная политическая война. Это подтвердило и последующее
развитие событий. Хотя уже тогда выполненный группой экспертов
анализ социально-политической обстановки подтвердил далеко
идущие намерения противников правительства. Анализ показал,
что требование отставки кабинета Н. Рыжкова и вообще ликвидации
исполнительной власти в центре является лишь промежуточным
этапом далеко идущих планов.
Устранение правительства открывало дорогу для прямой
атаки на Президента. Он лишался прикрытия, в качестве
которого все это время выступало правительство Н. Рыжкова.
К сожалению, и в этот раз профессиональный анализ экспертов
не был принят во внимание и не привел к решительным действиям
по защите конституционного порядка в стране.
Мы много и подробно говорили об этом с Николаем Ивановичем
Рыжковым, другими членами Президиума Совета Министров
СССР. Судьба страны требовала решительных действий, вплоть
до прямого обращения к народу.
Выступая в конце августа на совещании профсоюзного актива
страны, я подробно рассказывал о готовившихся правительственных
предложениях, отвечал на острые вопросы участников совещания.
Сообщение об этом появилось в печати. Газета "Известия"
27 августа опубликовала краткий комментарий об этой встрече
и в том числе воспроизвела мой ответ на один из вопросов.
В газете появилась фраза о том, что правительство держит
в запасе вариант прямого обращения к народу за поддержкой
через голову парламента или требования созыва внеочередного
Съезда народных депутатов СССР.
Эта фраза не осталась незамеченной. В "Соснах"
разыскал меня А. Дзасохов и спросил:
- Не исказила ли газета ваши слова?
Я ответил, что не исказила и что действительно ситуация
настолько сложна, что исключать подобную возможность не
следует. Вместе с тем я подчеркнул, что это мое личное
мнение и я готов его защищать.
Затем позвонил М. Горбачев, поинтересовался точностью
газетного сообщения и спросил:
- Что вы там в правительстве замышляете?
Нужна была встреча с Президентом, нужен был прямой, откровенный
разговор. Мы обратились к нему с просьбой встретиться
с членами правительства и выслушать нашу точку зрения
по создавшейся ситуации и по программе дальнейших действий.
Социальный барометр показывал, что надвигалась буря, предстояла
"война программ".
|