Фоторепортаж с выставки Андрея Диллендорфа в Московском музее современного искусстваЖивой Журнал Евгении Диллендорф, 6 мая 2009 года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В Московском музее современного искусства (Петровка ул., 25, 1-й эт.) проходит персональная выставка скульптора Андрея Диллендорфа — как было сказано, "мастера декоративных символических форм и неожиданных пространственных решений". Скульптура, графика, фотоколлажи. Выставка открыта до 24 мая. Последний понедельник каждого месяца - музей не работает. Андрей Диллендорф - член партии "ЯБЛОКО" с 2006 года. Работы
Гости
Проекты памятников на Лубянке и на Октябрьской площади
Пластические опыты Андрея ДиллендорфаНа первый взгляд, скульптор и график Андрей Диллендорф – настоящий метафизик в сегодняшнем российском искусстве. Ведь он предпочитает иметь дело с обобщенными формами-типами, не индивидуализируя их ни пластически, ни психологически. Каждый его образ находится в виртуальном пространстве бумажного листа или куска картона, а реальное пространство вокруг трехмерных объектов Диллендорфа, как правило, замкнуто и самодостаточно, обособлено от реального окружающего пространства хоть и прозрачной, но непреодолимой оболочкой. В этом творения художника перекликаются с работами таких мастеров, как Джорджо да Кирико или Карло Карра. Для примера назовем графические «Два торса», «Встречу», «Кайф на берегу моря», «Раздумье», «Город» и др. С другой стороны, Диллендорф далек от мифологизации и от мистификации своих героев, что очень характерно для arte metafisica. Его интересует собственно пластика: он неутомим в поиске и варьировании объемов и их всевозможных сочетаний и сопоставлений в пространстве – и реальном трехмерном (скульптурном), и в умозрительном (графической композиции). В этом контексте работы художника более созвучны исканиям мастеров авангарда – особенно кубизма и футуризма, например, Пабло Пикассо и Константина Бранкузи, Умберто Боччиони и Александра Архипенко («Любовь», «Лежащий», «Портрет», «Спина», «Бюстоман», «Торс» и «Два торса»). Как бы там ни было, творчество Диллендорфа без сомнения продолжает традиции формообразования художественного авангарда первой половины ХХ века. Одновременно и в пластике, и в графике, во всей поэтике искусства Андрея Диллендорфа велика роль диалога с классическим наследием. Ведь многие его композиции построены на иконографических типах, восходящих к античности («Афина», опирающаяся на копье из серии «Греческие обложки», «Амазонка», «Страж», присевший на одно колено, «Торс» и т.д), к визуальным интерпретациям Ветхого Завета («Сусанна и старцы») и даже хрестоматийного русского неореализма («Аленушка»), хотя нередко и творчески переосмысливаются художником. Тут самое время вспомнить еще об одном общем важном качество произведений Андрея Диллендорфа – об остроумии замысла, которое выражается как в собственно пластических качествах той или иной работы, так и в весьма удачных, подчас с тонким юмором, названиях его композиций. Обратим внимание, к примеру, на уже названный «Кайф на берегу моря», на пастель «Приятно лежать на мелководье», рисунок «Эскиз памятника спящей тетке», на скульптурные композиции «Девушка-пароход», «Бюстоман», «Отец» и «Сын» («Памятники алкоголику»), «Старушка не спеша дорожку перешла», «Памятник алконавтам», «Превращение в натюрморт» и т.д. Казалось бы, шутливое название предполагает некоторую необязательность визуального воплощения, однако, ничего подобного в работах Диллендорфа не происходит: художник всегда очень серьезен во всем, что относится к пластическим качествам его созданий. Как говорилось, Андрей Диллендорф работает в графике и скульптуре. Есть в его творчестве и некая промежуточная, но очень важная область поиска. Это рельеф, причем рельеф не высокий, а составленный из плоских элементов и тяготеющий к очень узкой пространственной зоне, своего рода объемная графика. Рельефы эти имеют довольно значительные размеры и обладают несомненными монументальными качествами. Эти качества вообще присущи произведениям Андрея Диллендорфа, которые, будучи камерными, вполне допускают и даже предполагают многократное увеличение, а по лаконизму и выразительности пластического решения в большинстве случаев прекрасно подходят в качестве пространственных объектов на открытом воздухе – в городской или естественной природной среде. Экономность в отношении деталей, тяга к обобщению объемов и работе крупными плосокстями, выверенность и потому эффектность силуэта – все эти качества монументализма Диллендорфа одновременно способствуют тому, что его произведения могут быть уподоблены неким визуальным формулам-знакам, своего рода объемным (если идет речь о круглой скульптуре) или плоскостным (если иметь в виду рельефы и графику) пиктограммам. Это своеобразные визуальные формулы сложившихся языковых конструкций и устойчивых выражений («Насилие», «Любовь», «Смотрящий в небо», домысливаемый как тот, кто мечтает о полете в свободное пространство). Сразу узнаваемая манера, в которой исполнены тяготеющие к афористичности работы Диллендорфа, обладает бесспорными качествами зрелого и абсолютно состоявшегося авторского почерка художника. Впрочем, простота мотивов и семантики последних произведений Андрея Диллендорфа обманчива. Они требуют от зрителя серьезной интерактивной работы мысли и эмоций. И в этом смогут легко убедиться все, кто не просто придет на выставку работ мастера в ММСИ, но и возьмет на себя труд проникнуться мощным формосозидающим духом его творений. Андрей Толстой, доктор Искусствоведения, профессор, сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, президент Российской секции Международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО и Ассоциации искусствоведов стран СНГ *** Можно сказать, что стилистику творческого метода скульптора Андрея Диллендорфа отличает декоративность. Формы произведений он концентрирует настолько, что они приобретают принципиально новое качество – радикальную пластику. Пластически уплотненные, казалось бы, сугубо формальные скульптурные композиции содержат повышенную смысловую нагрузку, выходят на умозрительный план. Суровость кубизма, напряженность объемов произведений Мура и Арпа, концептуализм Бранкузи Диллендорф перерабатывает в нечто самостоятельное. Предшественники послужили ему поводом для создания оригинального скульптурного символизма. Женский торс, смотрящий, голова льва, живописец у мольберта, лежащая, пароход или античная статуя Афины выступают не просто сюжетным мотивом, но самой его сущностью. Любое явление, воплощенное в концентрированных формах, всегда получает у Диллендорфа символическую значимость. Он вписывает скульптурные конфигурации в целостный пространственный блок, обобщает натуру почти до отвлеченных геометрических форм, перерабатывает ее в некий категориальный фактор. Интересно, что такая пластическая спрессованность скульптурного стиля не пропадает и в рисунках, выполненных Диллендорфом. На плоскости бумаги она проявляется с еще большей очевидностью. Многие графические листы названы эскизами, но на самом деле они представляют собой вполне самостоятельную станковую графику. В рисунках лучше просматривается еще одно любопытное обстоятельство творческого метода скульптора: возникает впечатление, будто само мировое он рассматривает в качестве гигантского блока. Этот материальный феномен он разрезает на части, разворачивает в пространстве и придает им скульптурные объемы. Поэтому, несмотря на то, что скульптурные поверхности достаточно жестко дистанцированы от внешнего пространства, они все равно принадлежат общему макрообъему, приобщены к значительности мирового бытия. Никита Махов, искусствовед Биографическая справкаАндрей Евгеньевич Диллендорф родился 13 мая 1936 года в Москве. В 1957 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина, а в 1963 году — Московский государственный художественный институт им. Сурикова. С 1968 года — член Московского союза художников. Работы Андрея Диллендорфа хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Московском музее современного искусства, ряде российских государственных музеев, а также в частных собраниях России, США, Канады, Австрии, Франции, Германии, Италии и других стран. Избранные выставки: 1978 — международная выставка (Филадельфия, США) 1985, 1991 — Квадриеннале республик Прибалтики (Рига, Музей изобразительных искусств) 1994 — групповая выставка живописи и скульптуры (Московский союз художников) 1995 — «Постмодернизм и русская традиция» (Москва, Государственная Третьяковская галерея) 1996 — Чикагский институт искусств (США) 2000 — «Россия. ХХ век» (Москва, Государственная Третьяковская галерея) 2003 — «Вот так, дарагие друзья» (Москва, Музей и общественный центр им. Сахарова) 2002 — «Искусство 60-х годов» (Москва, Государственная Третьяковская галерея) 2005 — групповая выставка в Галерее искусств Зураба Церетели (Москва) 2005 — «Между предметом и беспредметностью» (Москва, Выставочный зал «Беляево») 2006 — «Пять + один» (Московский музей современного искусства) 2007 — «Запасной выход» (Москва, Галерея АЗ)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|