Борис ВишневскийЧетыре года парламентаЗАКС.РУ, 11 декабря 2008 года |
Стремительное и почти
без дискуссии одобрение в Законодательном собрании президентских предложений
об изменении Конституции – главным образом, в части увеличения срока полномочий
президента и парламента, - невольно заставляет сравнить нынешний и предшествующий
состав городского парламента. И сравнение, увы, оказывается не в пользу
нынешнего.
Четыре года назад, 27 октября 2004 года ЗакС рассматривал другое принципиальное (и для другого президента) предложение – об отказе от выборов губернаторов и переходу к "наделению полномочиями высшего должностного лица" по представлению главы государства. При этом в случае двукратного отказа региональных депутатов согласовать внесенную президентом кандидатуру он получал право распустить Законодательное собрание и все равно назначить губернатором того, кого хочет. С этой идеей Владимир Путин выступил в начале сентября – сразу после трагедии в Беслане. В качестве обоснования ужесточения "вертикали" указывалась необходимость более эффективной борьбы с терроризмом. Менять Конституцию не требовалось – требовалось изменить федеральные законы об общих принципах организации власти и об основных гарантиях избирательных прав. Соответствующие законопроекты были приняты Госдумой в первом чтении, а затем направлены для получения отзывов в региональные законодательные собрания. Обсуждение в Петербурге было бурным: ЗакС обсуждал два альтернативных проекта. Один, внесенный "Демократической фракцией", и предлагавший не одобрять президентский проект, представлял Михаил Амосов, второй, внесенный "Единой Россией", где предлагалось его одобрить, представлял Вячеслав Макаров. Амосов напоминал, что в 1991 году сессия Ленсовета в том же Большом зале Мариинского дворца принимала решение о первых в стране прямых выборах мэра Ленинграда, и рассказывал, что в куда более подверженных террористическим угрозам странах – Индии или Израиле, - никто не думает ради борьбы с терроризмом отказываться от выборности высших должностных лиц. "Неужели мы хуже других народов, которые выбирают своих руководителей? Раньше источником власти в Петербурге были его жители. Теперь предлагается, чтобы источником власти в Петербурге был президент. Куда это годится?", - спрашивал он. Ему отвечали Виктор Евтухов, Олег Нилов, Владимир Еременко и другие: для использования демократических норм в полном объеме мы еще не дозрели, если исторические задачи требуют изменения формы демократических принципов, то на это надо идти, ситуация в стране сложная, в России на генетическом уровне заложена традиция подчинения единоличной власти... В итоге проект, поддерживающий президентскую инициативу был принят, но набрать кворум в зале (тогда для этого необходимо было наличие 34 депутатов) удалось только со второй, последней, попытки. И только потому, что депутат Вадим Лопатников нажал кнопку регистрации, пользуясь ключом Константина Сухенко. Тот, надо сказать, видел происходящее (он только что вернулся в зал) но пытался помешать Лопатникову настолько вяло, что тот успел сделать свое дело. "Это моя вина", - заявил Сухенко, и на митинге против отмены выборов губернаторов, который проходил у Мариинского дворца (тогда их здесь еще разрешали) публично просил прощения у народа за случившееся. И обещал в связи с этим вступить в "Демократическую фракцию". В понедельник, 1 ноября, он написал заявление о вступлении во фракцию, и в среду обещал его озвучить на заседании. Но озвучил другое заявление – о вхождении в только что образованную фракцию ЛДПР, в которой стал координатором. Что касается принятия самого постановления, то 31 депутат высказался за поддержку президента, и только 10 – против (шесть демократов и четверо депутатов из "Партии жизни"). Проект демократов, соответственно, получил 10 голосов. Поправки "Демократической фракции", которые предлагали или оставить в Москве и Петербурге выборность губернаторов, или лишить президента права распускать региональные парламенты и назначать исполняющих обязанности губернаторов, парламентское большинство уверенно отклонило. Но все же это была настоящая дискуссия – со столкновением аргументов, с неопределенностью ситуации (отказ демократов и других противников президентского предложения регистрироваться мог надежно заблокировать принятие решения), с переголосованием. И теоретически, маятник тогда еще мог качнуться в не предписанную выше сторону. Но не качнулся. Ну, а теперь все в Мариинском дворце куда проще. Нет депутатов-одномандатников, которые были в значительной степени самостоятельны – есть только четыре партийные фракции. И расклад сил, а значит, и решение по любому вопросу, несложно выяснить заранее. Если "Единая Россия" и ЛДПР, имеющие 28 мандатов на двоих, заявили, что поддерживают какой-нибудь проект – он будет принят на 100%, без всяких случайностей. Кворум снижен до 25 депутатов – никакому меньшинству сорвать его в принципе не удастся, как бы оно не старалось. Плюс к тому, работает система официального делегирования голосов (оспариваемая сейчас в Уставном суде), которая делает присутствие в зале представителей меньшинства ненужной формальностью. Да и оппозиция в виде фракции "Яблоко" из городского парламента вычищена путем недопущения партии к последним выборам (и даже спикер Вадим Тюльпанов и некоторые его коллеги из "Единой России" теперь публично сетуют, что вот, дескать, раньше в ЗакСе были такие профессионалы, как Амосов и Наталия Евдокимова – а теперь нет ничего подобного). В этих условиях незачем удивляться тому, что поддержка президентских инициатив оказалась сегодня столь простой в реализации. Удивляться можно только тому, что их не одобрили на следующий день после того, как поправки к Конституции принял Совет Федерации. И что в "очереди на одобрение" петербургский парламент оказался не первым из регионов, как хотел, а только двадцать шестым.
|
|