публикации

Дмитрий Коннычев: «"ЯБЛОКО" останется полноформатной демократической партией»

газета "Богатей", 21 октября 2008 года   

Дмитрий Коннычев

Редакция газеты «Богатей» продолжает начатую в № 30 от 11 сентября 2008 года серию интервью, взятых у известных саратовских политических деятелей разной идеологической направленности. На этот раз гость нашего издания - председатель Саратовского регионального отделения Объединенной демократической партии «Яблоко» Дмитрий Викторович Коннычев, с которым беседует обозреватель газеты «Богатей» Юрий Чернышев.

Корр.: Дмитрий Викторович! В череде подвижек последнего времени в политическом поле России Объединенная демократическая партия «Яблоко» находится как бы в стороне. Во всяком случае, о планах партии в этом направлении ничего не слышно. Не исчезнет ли партия вообще? Не внесете ли Вы, как человек, являющийся руководителем саратовской организации «Яблоко» и членом Бюро этой партии, то есть человеком, входящим в ее руководство, ясность в этот вопрос?

Д. Коннычев: «Яблоко» сохранится в любом случае. Несмотря на неудачу на выборах. Да, даже при том, что выборы были крайне несправедливы, если учитывать ограничение доступа на телевидение и административный ресурс, направленный против нас, все равно - это была неудача. Но на выборы 2007 года мы и шли с пониманием, что нам не дадут избраться. Однако было и понимание того, что, участвуя в выборах, мы можем донести до избирателей нашу программу, наши ценности, наши взгляды. Потому что есть большая уверенность, что маятник рано или поздно качнется в обратную сторону.

Конечно, проигрыш партии должен трансформироваться в конкретные выводы и решения. Но если кто помнит: даже на фоне блестящей победы футболистов сборной России над голландцами в ночь с 21 на 22 июня слух о том, что Григорий Явлинский на съезде якобы собирается покинуть партию, привлек очень сильное внимание. Весь Интернет был заполнен этим...

Сейчас партия обновляется. При этом главный принцип: партия в полном объеме сохраняет свои ценностные установки, оценки жизни. Их коротко можно выразить такой триадой. Свободная конкурентная рыночная экономика - первая составляющая, похожая на либеральную установку правых. Справедливая социальная политика - это ближе к левым взглядам. И по-настоящему демократическое устройство страны - третье, то, что у большинства других партий лишь обманная декларация.

Этим набором взглядов продолжает определяться в «Яблоке» вся политика. Но партия при этом модифицируется и по будущим лозунгам, и по направлениям работы. Она выходит, в первую очередь, на региональный и муниципальный уровни с конкретными программами действий. Так, новый Председатель партии Сергей Митрохин приурочивает свои поездки по регионам к конкретным местным акциям групп граждан, Скажем, протестам против незаконной точечной застройки в городах, вырубки зеленых насаждений, сноса гаражей или объектов малого бизнеса.

В партию приходят новые люди. Другое поколение, образованное, личностно относительно успешное, представляющее средний класс, но не связанное ни с олигархами, ни с чиновничьим аппаратом, в возрасте 30-40 лет, с теми же принципами, что и предыдущие лидеры, но с другими взглядами на то, как добиться их реализации. Мы - это те представители поколения, пусть и небольшая пока его часть, кто помнит все уродливые явления советско-коммунистического строя, разочарован обманутыми надеждами в начале-середине 90-х годов, считает, что сегодня граждане нашей страны живут в недружественном окружении лживой пропаганды вечно перекрашивающихся деятелей, которые прошли путь от КПСС или комсомола - через поддержку Ельцина - до криков вслед за Путиным «ату эти 90-е», хотя создали свои капиталы и власть именно в эти годы.

Вновь, как когда-то заявлялось в песне Виктора Цоя, мы хотим перемен, отрицая «стабильность», построенную при помощи несправедливых судебных решений, ограничения свободы слова и уничтожения настоящих выборов. Этого сейчас нет. А это важно для любой партии, не имеющей и осознанно не претендующей ни при каких обстоятельствах на «административный ресурс». Во всем этом есть, как говорит один из лидеров партии Сергей Иваненко, нечто, что поважнее депутатских мандатов.

Корр.: «Яблоко», как партия, не набравшая на выборах 3 % голосов, должна расплатиться за «бесплатный» теле- и радиоэфир, который ей предоставлялся в период избирательной компании. Это большая сумма?

Д. Коннычев: У «Яблока» сейчас 170 миллионов рублей «нарисованного» нам долга в результате «честных» выборов и «честного» подсчета голосов, который «Яблоко» не признает, но его нам навязывают. Как кто-то пошутил, за самое дорогое в мире бесплатное эфирное время. Есть он и у других партий. Но те партии сливаются и уходят с политической арены. Как будет решаться вопрос в «Яблоке»? Кроме сильно обновленного по составу Бюро, куда я теперь вхожу, есть еще вновь созданный на последнем съезде Политический Комитет партии «Яблоко». В его компетенции решение в том числе финансовых вопросов. В этот орган вошли многие уважаемые, грамотные и опытные политики. Сейчас пресс-службы и ВГТРК, и Первого канала заявили о том, что каналы будут судиться с должниками. Однако, есть юридический нюанс: партия по законодательству не подпадает под процедуру банкротства. Заседание Политкомитета пройдет в октябре, тогда многое станет ясно.

Корр.: Как вы оцениваете набирающий размах процесс объединения малых партий?

Д. Коннычев: Мы вошли в политическую, социальную и военную «осень». Вслед за событиями в Осетии перед нами возник и финансовый кризис. На этом фоне пошла бесконечная череда переформатирования партий. Сейчас их зарегистрировано в России четырнадцать. Что понятно к настоящему времени? Останется четыре парламентских партии. Появится пятая, составленная из трех партий - СПС, «Гражданской Силы» и ДПР - «кремлевский проект» на базе «кремлевских правых» вроде Чубайса. То есть получается, минус две партии.

На этом слияния не окончены. Аграрии вошли в главную «партию власти», Партия Социальной справедливости - во вторую «партию власти» во главе с Мироновым. Запущен процесс включения туда же и «Зеленых» - бывшего «Кедра» (это чиновники от зеленого движения, а не те гражданские активисты, кто два года назад присоединился к нам, создав внутри партии «Яблоко» фракцию «Зеленая Россия» во главе со всемирно известным экологом, членом-корреспондентом Академии наук Алексеем Яблоковым). Значит, минус еще три.

После мартовских выборов следующего года должны «уйти», в соответствии с законом, еще две партии: «Народный Союз» и «Партия Мира и единства»; последние пять лет они не участвовали в достаточном количестве выборов и не могут считаться полноценными партиями. Вот вам еще минус две.

И остаются две партии с «долгами»: мы и партия «Патриоты России». За Семигина и его сторонников не хочу решать, тем более, есть слухи, что и его партию кое-кто хочет присоединить к себе. А «Яблоко» сделает все возможное, чтобы сохраниться.

Корр.: Но без спонсоров не обойтись?

Д. Коннычев: Разумеется. Но это, как Вы понимаете, вне пределов моей компетенции.

Корр.: Кроме «малых» партий к некоему объединению стремится и такая некогда весомая политическая структура, как «Союз правых сил» (СПС), Всем памятны разговоры о якобы вот-вот предстоящем объединении этой структуры с партией «Яблоко». Сейчас такой вопрос исчез, и объединение СПС предстоит совсем с другими партиями, даже - партийками. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы у правых в этом варианте?

Д. Коннычев: Это и есть «кремлевские правые». Сегодняшнее политпространство - это «партия власти» из партий: «Единая Россия, «Справедливая Россия» и ЛДПР. «Кремлевские правые» создаются не для оппозиции, а для того чтобы отражать правый спектр взглядов (есть же и такой) в «партии власти». Эта партия тоже станет частью «партии власти». Поэтому, если говорить серьезно, то, с учетом «Яблоко» и КПРФ, останутся существовать всего три политических группы, три политических субъекта в партийном пространстве. Одна - большая - «партия власти», другая КПРФ, поменьше, но со своим стойким электоратом, и «Яблоко», последняя демократическая оппозиционная партия.

Корр.: А какова судьба тех, кто не входит в эти группы, но считает себя действующим субъектом в политике?

Д. Коннычев: Здесь, например, обозначилось демократическое движение «декабристов», выросшее из разных людей и взглядов. Предполагается, что оно оформится в декабре - отсюда прозвано «декабристским». Официальное же название, возможно, будет «Солидарность». Но это будет не партия.

Есть еще проект, условно говоря, экс-президента СССР Горбачева, банкира Лебедева и выразившего интерес к проекту лидера лишенной госрегистрации Республиканской партии Владимира Рыжкова. Но мне не кажется, что именно так создаются партии. А где 50 тысяч членов, необходимых по закону? С одной стороны, численность - это бюрократическая глупость, но ведь действительно нужно много активных людей. Да и начали они не с программной Декларации, а с заявления лишь о желании создать партию.

Корр.: Возможно, они хотят взять за базу социал-демократические документы, которые наработаны с 90-х годов?

Д. Коннычев: Возможно, но об этом нигде не говорится. На этом фоне «Яблоко» остается полноформатной демократической партией - с качественной программой, с сетью активистов в регионах, с участием в выборах. Правда, с выборами сейчас туговато... Фактически, депутатами назначают. Политический класс уничтожен почти полностью. Класс чиновников пока заместил политиков. Не назовете же Вы политиками голосующих в Государственной Думе по команде из Кремля или Дома Правительства? Но если у нас есть партия, то необходимо продвижение ее идей в жизнь по всем проблемам: от общегосударственных до коммунальных. От, условно говоря, Осетии до холодных батарей и корректировок. Значит, надо продолжать участвовать в попытках войти во власть через выборы. Да, кому-то кажется, что мы делаем Сизифов труд. Но своим упорством мы стремимся вынести на суд избирателя наши цели. И убеждены, что при честных выборах (доступ к ТВ и прочее) итог выборов мог быть иным.

Корр.: Отказ от каких-либо объединительных тенденций в партии не означает ли, что партия «окуклилась» и собирается вариться только в собственном соку?

Д. Коннычев: Нет, не означает. Мы не закрыты от диалога с любыми политиками, которые понимают, что за последние полтора года в названии партии добавилось слово «Объединенная». В Уставе, в одном из сокращенных названий партии вообще исключено слово «Яблоко». На выборах партия, если она так решит, может участвовать под названием «Российская объединенная демократическая партия».

Опровергнуто и бытовавшее утверждение, что Явлинский никогда не уйдет с поста руководителя партии. Сейчас он один из 12 равноправных членов Политического комитета, и состав этого органа может быть расширен. «Яблоко» открыто для присоединения, и если оно сохранится в соответствии с законодательством как политическая партия, то мы увидим и присоединения.

Корр.: Каковы лично Ваши действия в составе Бюро партии?

Д. Коннычев: Я планирую инициировать создание либеральной фракции в составе партии. В свое время «Яблоко» создавалось как союз социал-демократов, республиканцев, либералов...

Корр.: Да и в Саратове действовала объединенная группа...

Д. Коннычев: Мало кто у нас пока знает, что «Яблоко» входит в Европейский Союз либералов, демократов и реформаторов (ELDR) - это третья политическая сила в Европе после Союза христианско-демократических и правых партий и партий Социалистического Интернационала. Партии, входящие в ELDR, имеют 88 депутатов в Европарламенте и сотни депутатов в парламентах европейских стран. В 15 странах они входят в правительство, а в двух их представители являются премьер-министрами. В «Яблоке» сейчас существуют фракции социал-демократов, зеленых демократов, гендерная фракция, молодежная группа, фракция солдатских матерей. А вот крыло либералов политически пока не оформлено. Считаю, что оно должно быть сформировано. В либеральную фракцию могли бы прийти люди из Движения «13 декабря», а может быть, и из СПС - те, кто не согласятся с новым провластным курсом. В таком действии я тоже вижу шаг на пути реформирования нашей партии.

Корр.: Недавно лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский был приглашен к Путину на беседу по поводу борьбы с коррупцией. Как Вы думаете, почему именно он?

Д. Коннычев: Наверное, больше пригласить было некого. «После смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем», помните эту фразу Владимира Путина? Наверное, это была такая попытка все же найти собеседника... А если серьезно, ну и что? Вы видели по телевизору и беседу Путина с Явлинским. Много ли было сделано выводов? Но мы действовали и будем действовать в любом случае, независимо от благоволения власти.

Корр.: Не кажется ли Вам, что мышление нового поколения не акцентировано в политическом смысле и теперь будет труднее вести политическую работу?

Д. Коннычев: Мой опыт - я несколько лет являлся преподавателем вуза - говорит, что у большой части студентов действительно высок конформизм; в декабре прошлого года их буквально гнали на выборы под давлением. И «партию власти» равнодушно, по «обязаловке», но поддерживали в силу этого. Да, совсем молодые в своем большинстве сегодня не политизированы. Но есть мое поколение. И есть люди постарше. Несколько тысяч новых, активных и грамотных людей, может, даже несколько сотен, способны изменить конфигурацию демократической партии «Яблоко» в сторону будущих побед. При этом, пригласив кого-то в партию, мы, конечно, должны быть готовы и к изменениям в ней самой с учетом мнения вновь пришедших.

В нашей программной триаде, о которой я сказал вначале, как видите, нет модной сегодня, распространенной среди всех остальных партий четвертой идеологической составляющей: идеи суперсильного государства с вертикалями власти и недругами за границей. Не думаю, что это нужно моей стране. В «Яблоке» считают, что наши три главные темы - это и есть позиция граждан, настоящих патриотов России.

Корр.: Спасибо за беседу.