Михаил СубботинГонимые инвесторы и нефтяные попрошайкиГазета.Ру, 16 октября 2008 года |
Налоговые эксперименты правительства с одновременным наращиванием госсобственности и пренебрежением договорами с инвесторами привели к проблемам с добычей нефти. На протяжении последних недель произошли два знаковых события: министр природных ресурсов Юрий Трутнев посетил проект «Сахалин-2» и заговорил о нем едва ли не в восторженных тонах, а через неделю «ЛУКойл», «Роснефть», ТНК-ВР и «Газпром» попросили у правительства многомиллиардный кредит на погашение внешних займов. Как все быстро меняется: еще вчера сахалинский проект подвергался массированной критике со стороны российских властей, а ведущие нефтегазовые компании страны тем временем исправно пополняли бюджет, делая его профицитным, да доводили до новых рекордов размер Стабфонда с золотовалютными резервами страны. И вот вчерашние отличники требуют помощи государства, а отстающие вдруг оказываются образцом для подражания. На самом деле подобные чудеса творит энергетическая политика, проводившаяся в последние годы в стране. Тут и «плоское» налогообложение (речь о налоге на добычу полезных ископаемых – НДПИ), и знаменитые «ножницы Кудрина», срезающие подавляющую часть возникающих из-за роста цен сверхдоходов компаний, и превращение режима раздела продукции (сокращенно именуемого СРП) сначала в маргинальный, а затем и в вовсе запрещенный к применению… Эти и подобные им прочие налоговые эксперименты правительства вкупе с полным пренебрежением им же стабильностью договоров с пользователями недр, решительным наращиванием госсобственности вместо решения задач эффективности госуправления, а также выдавливание из отрасли иностранцев с их деньгами и опытом привели к тому, что проблемы с геологоразведкой перекинулись на добычу нефти. В нынешнем году она, видимо, достигла своего пика и поползла вниз. И вот теперь ведущие компании набрались смелости и заявили о нарастании проблем и у них. А ведь государство уже и без того начало вкладывать миллиарды долларов в геологоразведку и строить многомиллиардные трубопроводы во все концы страны. Сбылось предсказание, что при проведении энергетической политики соответствующего качества можно и в условиях фантастических нефтяных цен довести ключевую отрасль экономики до того, что она из донора превратится в попрошайку… При этом для пересмотра договоров и давления на инвесторов власти в последние пару лет с успехом использовали реальные и мнимые экологические претензии. И вот Трутнев приехал на Сахалин и изумился: «Ситуация по проекту за два прошедших года изменилась коренным образом. Была проведена непростая работа и со стороны министерства, и со стороны компании». Министр не скупился на похвалы: проект «стал практически образцовым», компания отработала «на пять баллов» и сделала проект «Сахалин-2» из самых отстающих в РФ «самым передовым»… Два года назад он же утверждал: «Даже при поверхностном анализе нарушений становится ясно, что нарушены статьи уголовного законодательства, предусматривающие особые меры наказания». Трутнев даже насчитал тогда аж 5 таких статей УК и пообещал направить материалы проверок по проекту в Генпрокуратуру. Сегодня становится ясно, насколько же на самом деле поверхностным был проведенный тогда «анализ». Если верить заявлениям, которые делали два года назад представители государства, острову, казалось, грозила неминуемая экологическая катастрофа, а сегодня все отлично: раны на теле природы, как по мановению волшебной палочки, затянулись, страшные цифры экологического ущерба никто давно уже не вспоминает, как какое-то недоразумение, а Митволь, который озвучивал их с уверенностью Хлестакова, принудительно покинул государственный пост и теперь обивает пороги судов, добиваясь своего восстановления на работе. Кстати, накануне умело срежиссированной черной PR-кампании 2006 года само правительства 7 августа утвердило Доклад о СРП парламенту, где ни на какие возможные скандалы не было и намека… В качестве демонстрации возможностей кризисного менеджера был выбран проект со 100-процентным иностранным участием. Может быть, использовать теперь этот внезапно открывшийся дар для наведения элементарного экологического порядка и на других проектах? Страна большая, экологических проблем множество… Впрочем, если серьезно, можно ли ликвидировать экологическую катастрофу в такие сроки? А был ли мальчик? Инвестор на протяжении всего скандала 2006 года твердил о том, что государственные претензии во многом основаны на элементарной путанице. Всякое строительство делится на два этапа: капитальное строительство и ввод в эксплуатацию. На первом этапе приходится и землю рыть, и лес рубить, а на втором – и берега рек укреплять, и травку с деревьями сажать. И по-другому при строительстве не бывает. Как не может быть совсем без недостатков, чистеньким и гладеньким строительство в $20 млрд. Однако упорно экспертирующие проект госорганы все равно предъявляли претензии к первому этапу работ, как ко второму. Когда в 2006 году в адрес оператора проекта Sakhalin Energy следовали обвинения одно страшнее другого, то постоянно подчеркивалось, что всему виной форма контрактных отношений – СРП, на которых Россия заключила в «лихие 90-е годы» крайне невыгодный для себя, да что там – просто кабальный договор. И вот теперь выясняется, что проект ровно на тех же самых условиях СРП вдруг оказывается «образцовым». Почему же теперь государственные чиновники скромно об этом молчат? Если сама по себе форма контракта вполне позволяет, а возможно, даже способствует эффективной работе на самых сложных в России проектах? Не хочется признавать, что соответствующий раздел российского законодательства был скомпрометирован совершенно незаслуженно? Можно поставить вопрос и по-другому: зачем воспрепятствовали реализации трех десятков проектов, которые законодательно были утверждены в свое время? А ведь сколько времени и денег было потрачено за несколько лет и федеральными, и региональными властями, а также заинтересованными компаниями, чтобы попасть в перечень для заключения контрактов на условиях законодательства о СРП, большая работа была проделана и парламентом… И все это было выброшено, как ненужный хлам. Тем самым был нанесен огромный ущерб и инвестиционному климату, и бюджету, и деловой репутации России в международном инвестиционном сообществе. Чего оказались лишены другие российские регионы из-за бойкота режима СРП? В рамках проекта «Сахалин-2» общая стоимость контрактов, заключенных с российскими предприятиями, превысила $10 млрд, а на пике строительных работ на объектах проекта работали около 20 тысяч российских граждан. Проект «Сахалин-2» открыл российским компаниям уникальную возможность перенимать технологии, никогда до этого не использовавшиеся в России. В рамках двух сахалинских СРП в экономику острова было вложено порядка $40 млрд частных инвестиций. Одно дело рассказывать, что проект «Сахалин-2» является крупнейшим в мире комплексным экспортно-ориентированным нефтегазовым проектом, а совсем другое – когда можно подвести к заводу, другим объектам грандиозной стройки, какой Россия не видела уж никак не меньше, чем 30 лет. Строительная фаза проекта практически завершена, на производственных объектах полным ходом идут пуско-наладочные работы, на магистральных трубопроводах переход на круглогодичную добычу и отгрузку нефти состоится до конца текущего года. В эти же сроки будет введен в эксплуатацию завод по производству сжиженного природного газа , вскоре после чего начнутся его поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сколько политических демагогов нагрели руки на обличении вредоносной контрактной формы СРП, сколько потрачено денег, времени и сил, чтобы объяснить нелепость претензий... Ложки теперь, кажется, нашлись, а осадок остался. И вот что любопытно. Всего три месяца назад главный исполнительный директор концерна Shell Йерун Ван дер Вир в одном из своих интервью грустно констатировал, что в 2006 году «было очень сложно объяснить, даже в средствах массовой информации, что, по нашему мнению, мы делаем нашу работу хорошо», и настаивал : «Я убежден, что в скором времени проект «Сахалин-2» будет рассматриваться как образцовый проект, реализованный в сложных условиях, и станет проектом, которым в России будут гордиться. Проект, которым я смогу гордиться за весь вклад, внесенный «Шелл». Для российских государственных мужей оказалось совсем необязательным проинформировать российское народонаселение о вкладе в «образцовый проект» иностранной компании, которая, между прочим, продолжает оставаться его техническим советником. Ныне обе государственные компании – «Газпром» и «Роснефть» – имеют по своему СРП («Газпром» – 51% в проекте «Сахалин-2», «Роснефть» – 20% в проекте «Сахалин-1»). И все более очевидным становится, что проекты могут быть более или менее успешными, что можно обсуждать условия контракта, нормы соответствующего раздела российского законодательства, налаживать умелый контроль за реализацией проектов, но сами по себе обвинения механизма СРП в «колониальности» или изначальной невыгодности для страны выглядят смехотворно. Эта сахалинская история не могла не сказаться на поведении и инвесторов, которые получили совершенно несоразмерную недостаткам в работе озлобленную реакцию страны, в которую они вложили десятки миллиардов своих денег. А в результате сегодняшнее обострение проблем российской экономики во многом связано с тем, что приток иностранного капитала никак не компенсирует бегство иностранных инвестиций с рынка ценных бумаг и ограничений на иностранные кредиты… Когда из страны под финансовый кризис побежали иностранные инвестиции, обнаружилась острая нехватка крупных серьезных инвесторов, тех, кто готов вкладывать т.н. прямые инвестиции… В стране, впавшей в эйфорию от золотого дождя нефтедолларов, их было позволено шпынять всем, кому не лень…
|
|