публикации

Борис Вишневский

День выборки

Голосование 12 октября не принесло сенсаций: мы неуклонно приближаемся к восточно-германской народной демократии

"Новая Газета" , 16 октября 2008 года   

Выборы в России становятся почти бессмысленным, а потому скучным занятием. Сменить власть практически нельзя: избирательная система отстроена так, чтобы консервировать политическую. Все зачищается еще до выборов, а остальное шлифуется во время кампании и при подсчете голосов.

Партии, которые не представлены в парламенте и не могут регистрировать своих кандидатов автоматически, не могут не то что победить на выборах, а в большинстве случаев даже в них участвовать: их либо отсеивают либо при проверке подписей, отпугивают непомерным избирательным залогом. Административный ресурс позволяет добиться почти любого заранее запланированного результата выборов. Выигрывает (за редкими исключениями) «Единая Россия», где собрано почти все начальство.

Прочие парламентские (иногда и непарламентские) партии просачиваются сквозь это сито выборочно — в зависимости от местных условий, но никакого реального влияния на жизнь не оказывают. По сути, это стремительная эволюция к политической системе бывшей ГДР, где когда-то работал разведчик Владимир Путин. Интриги никакой: остается сравнивать проценты, полученные «медведями» до и после того, как партию возглавил Путин. И гадать, кто на тех или иных выборах будет назначен «младшим партнером», наверняка пропускаемым через «барьер», а кому придется для этого потрудиться с негарантированным результатом.

Надо ли удивляться, что население (оно же по Конституции — источник власти) демонстрирует активное равнодушие к реализации своего активного избирательного права?

Прошедшие 12 октября региональные выборы в пяти субъектах Федерации и серия муниципальных выборов доказали эти тенденции. Почти везде выиграла «Единая Россия», чьи списки возглавляли губернаторы и спикеры, это сразу давало нужный сигнал административной вертикали. Правда, партия потеряла в четырех регионах по 6—8% голосов по сравнению с думскими выборами, проиграла выборы мэров в двух городах, а еще в одном выиграла лишь ценой снятия главного конкурента по абсурдной причине: нарушение закона об охране интеллектуальной собственности — в предвыборном ролике якобы звучала мелодия из фильма «Пираты Карибского моря». Но это исключения, лишь подтверждающие правило.

На уровне думских результатов в декабре 2007-го (с небольшими отклонениями) выступили эсеры и ЛДПР. Партия Миронова, набрав более 9%, даже попала в парламент Чечни, став единственным партнером «Единой России». Которая, в свою очередь, не смогла повторить рекорд думских выборов — вместо 99% получилось всего 87%. И обещанной Рамзаном Кадыровым более чем стопроцентной явки (которую заранее не счел чем-то невозможным ЦИК) не получилось — всего 95%. Видимо, старшие товарищи попросили не очень уж усердствовать: все и так знают, кто и как определяет результаты выборов в республике.

КПРФ на выборах в трех региональных парламентах (Иркутская область, Сахалинская область, Забайкальский край) немало прибавила по сравнению с декабрем, но со скандалом не попала в парламент в Кемеровской области. Зюганов дошел до того, что пожаловался на Тулеева по партийной линии — главе «Единой России» и по совместительству премьер-министру Владимиру Путину. Не помогло.

Из непарламентских партий прошла лишь одна и только в одном месте — Аграрная партия прорвалась в парламент Забайкалья. При этом так удачно совпало, что она за два дня до выборов решила объединиться с «медведями». Ну а «Яблоко» и СПС (еще не успевший включиться в кремлевский проект) выдвигались лишь в одном регионе, но были отсеяны: на Сахалине у «Яблока» забраковали 35% подписей, в Кемерове у СПС — и вовсе 64%. Что называется, против лома…

В общем, от когда-то существовавшей политической конкуренции остались рожки да ножки. Единственное, что еще можно сделать свободно и без контроля, — это опустить в урну бюллетень. А впереди, судя по всему, введение интернет-голосования. После этого для получения нужных результатов выборов даже избиратели не понадобятся. Все будет проходить исключительно в виртуальном пространстве, правда, на выходе будет вполне реальная власть, принимающая отнюдь не виртуальные решения.