публикации

Беседовала Александра Васильева

Алексей Мельников: Контроль финансирования Ю.Осетии будет крайне затруднен

Портал Социал-демократической политики, 22 августа 2008 года   

Предварительно объем средств, необходимых для восстановления жилья и основных объектов жизнедеятельности в Южной Осетии оценен в 10 миллиардов рублей. Как сильно будет изменяться эта сумма с уточнением оценок разрушений и в процессе восстановительных работ?

- Председатель правительства заявил о том, что это только первоначальная сумма. Если подумать, то никакой точной цифры пока здесь и не может быть – необходимо обследовать разрушения, сделать оценку восстановительных работ и затем уже можно говорить о точных цифрах. Вторая существенная статья расходов – дополнительные затраты на осуществление миротворческих функций в регионе. Не исключено, что произойдет рост военного бюджета и по другим направлениям. Если оценивать влияние этих расходов на экономику, то это дополнительная инфляционная нагрузка, т.к. будет иметь место рост расходов федерального бюджета. Но другого выхода не видно – и восстановление нужно финансировать, и дополнительный рост военных расходов необходим. В противном случае можем заплатить дороже. Такого рода расходы усложнят решение задачи подавления инфляции. Поэтому одновременно с финансированием восстановления Южной Осетии и другими связанными расходами правильно сокращать расходы федерального бюджета по другим направлениям.

- Существует ли возможность нецелевого использования средств, выделенных на восстановление разрушений в Южной Осетии?

- Такая возможность является вероятной, в силу того, что тип власти, который существует в нашей стране, не предполагает серьезных внутренних механизмов контроля за расходованием средств. К тому же задача осложняется по объективным причинам. Мы это уже видели на примере восстановления Чечни – очень сложно проконтролировать целевое расходование средств на территории, где только что была война, возможны теракты и в целом, нельзя считать систему власти твердо установленной. Как технически возможен подобный контроль? Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Счетной палате России правильно бы с самого начала показать, что за расходованием денег будет осуществляться контроль: будет изучаться документация, будут выездные проверки в Южную Осетию. При этом нужно понимать, что все равно задачу удастся решить не в полной мере.

- Есть ли какие-то механизмы, позволяющие решить проблему нецелевого использования выделяемых средств в Южной Осетии?

- Такие возможности есть, но они ограничены. Связаны они, прежде всего с заинтересованностью граждан в том, чтобы иметь такую систему устройства общественных финансов, при которой расходование средств происходило в соответствии с интересами избирателей. В условиях, когда пятидесяти процентам граждан вообще все равно как тратятся их деньги, переданные в бюджетную систему для решения общественных задач, сложно ожидать внимательного отношения к общественным нуждам. Когда люди просто не ходят голосовать на избирательные участки, не поддерживают создание конкурентной политической системы, надо ясно понимать, что платой за такого рода социальную пассивность является расточительное расходование общественных денег. Замена существующей системы контроля даже при условии избрания в 2011 году демократической оппозиции в Госдуму России будет долгой и сложной. Но решать эту задачу все равно нужно, отдаленное завтра имеет свойство быстро превращаться в настоящее.

Пока же выход в том, чтобы гражданам, которым становится известно, что деньги нецелевым образом тратятся, сообщать об этом политикам, журналистам, которые, будут работать в зоне конфликта. Про нецелевое расходование денег нужно писать в газетах, рассказывать в интернете, влиять, так или иначе, на общественное мнение. По крайней мере, не будет полной свободы у тех, кто решит использовать общественные деньги в личных целях.