публикации

Лидия Свиридова

Открытое письмо лидера Саратовской региональной фракции «Солдатские матери» В. Путину

29 августа 2008 года   

Открытое письмо

Председателю правительства Российской Федерации В.В.Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Думаю, что для каждого гражданина нашей страны однажды наступает тот час, когда он стоит перед выбором: подать ли громко свой голос и остаться честным человеком или промолчать и потом всю жизнь себя ругать за негражданский поступок, за трусость. Поскольку ни первый, ни второй вариант спокойной жизни не предвещают, то лучше выбор сделать в пользу первого варианта.

Вот такой выбор сделала я, тщательно изучив постановление Правительства Российской Федерации № 574 от 28 июля 2008 года «Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе».

Наверное, когда правительство за него голосовало, то полагало, что это хороший и полезный документ. Не знаю, как много пользы он принесет, но что навредит – это точно.

Какова была необходимость его принятия (особенно в данной редакции) не понятно. Мы и раньше с успехом прибегали к независимой медицинской экспертизе, благо каждый призывник или военнослужащий имели и продолжают иметь на нее право в рамках статей 51 и 53 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Теперь это право конкретизировано и подробно прописано в постановлении правительства России, что делает его применение весьма проблематичным во многих субъектах нашей страны. Особенно в тех, где по 10-15 лет не менялись врачи, работающие в призывных комиссиях и военкоматах. За это время многие из них уверовали в свою исключительность и безнаказанность настолько, что не только излагают заболевания призывников в вольной интерпретации, но и делают это, не прибегая к обследованию призывника, а в некоторых случаях даже и в глаза его не видя. Теперь к этим «благам» добавилось еще одно: им разрешено варьировать категорию годности к военной службе призывника, как заблагорассудится.

Постановление о проведении независимой ВВЭ таково, что в фальсификации годности призывника к военной службе заинтересованы многие. Прежде всего – Министерство обороны, как ни странно это звучит. Ведь оно предусматривает, что независимую ВВЭ можно пройти только «в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе…». Мы с вами знаем, что если какое медицинское учреждение и имеет такую лицензию, то это только учреждение, относящееся к ведомству Министерства обороны. Гражданским учреждениям выполнять услуги по ВВЭ не выгодно, не рентабельно и не нужно, им бы со своими проблемами справиться, а не то, что новые наживать. Таким образом, требующий независимой ВВЭ призывник обязательно попадет в военный госпиталь и именно там оставит свои денежки. По нашим оценкам, стоимость экспертизы составляет от 20 до 50 тысяч рублей, в зависимости от заболевания. Допускаем, что экспертиза подтвердит наличие у него заболевания, препятствующего призыву на военную службу. Призывника в армию не возьмут, но ведь и эту огромную сумму ему никто не вернет: постановление правительства четко требует проводить экспертизу за счет средств гражданина. И никаких иных вариантов. А ведь до этого постановления у призывника была возможность получить свои денежки обратно через суд. Теперь эта возможность утрачена.

Вот и получается, что с августа 2008года действует узаконенная форма взимания платы в счет Министерства обороны с тех призывников, которых угораздило родиться больными. Тщательно изучив постановление и не найдя в нем даже намека на ответственность врача, неверно определившего годность призывника к военной службе, невольно приходишь к выводу, что финансовое укрепление военной медицины за счет больных призывников играло в разработке этого документа не последнюю роль. Тем более, что документ не предусматривает делать заключение независимой ВВЭ обязательным к исполнению должностными лицами – и в этом еще один его минус по сравнению с Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», потому что ст. 51 этого закона сказано: «Заключения ВВЭ являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории РФ». Если следовать норме закона, получается: прошел ли призывник независимую ВВЭ, не прошел ли, юридически действует только заключение простой ВВЭ, то самое, с которым он не согласился. Таким образом, он в любой момент может быть отправлен в войсковую часть, если не догадался одновременно с заявлением на проведение независимой ВВЭ подать еще и заявление в суд.

И уж совсем непонятно, почему после того, как независимая ВВЭ сделала свое заключение, призывника снова нужно направить на повторное медицинское обследование. Ведь в субъектах РФ перечень медицинских учреждений, куда призывник может быть направлен на обследование, является постоянным. В нашем городе Балаково, например, это всего лишь одна городская больница. Мне трудно представить, как может врач, диагноз которого опровергла независимая ВВЭ, снова получить этого же призывника в свое отделение и вынести ему уже иной диагноз, зачеркнув свой собственный предыдущий. Предполагаю, что ни один уважающий себя и уверенный в своем профессионализме врач этого делать не будет, и даже после повторного обследования будет настаивать на прежнем диагнозе. Что тогда делать призывнику? Снова просить независимую ВВЭ и готовить очередные 50 тысяч рублей? Ведь в постановлении на этот счет большущий пробел имеется.

Есть в этом постановлении и еще одна скрытая угроза. Оно дает зеленый свет всем тем, кто призыв в армию рассматривает как путь к личному обогащению. Представьте: приходит больной призывник с «непризывным диагнозом» после стационарного обследования. А врач в призывной комиссии все равно признает его годным к службе (а чего стесняться-то? В тюрьму все равно не пошлют – нет закона!). Призывник заявляет о своем намерении пройти независимую ВВЭ. И тут ему с карандашом в руках считают: за экспертизу надо отдать 50 тысяч рублей, на дорогу туда-обратно еще пять, захочешь через суд доказать свою правоту и получить деньги обратно – заплати за адвоката 20 тысяч. Итого набежит тысяч 75. Да еще нервы. Да еще потери в зарплате. Допускаем, что некто (только не врачи в призывной комиссии – они в принципе на это не способны!) намекает, что-де за половину суммы согласны избавить болезного от всех хлопот. Можем ли мы сомневаться в том, какое решение примет призывник?

Уважаемый Владимир Владимирович, это еще не все положения о независимой ВВЭ, на которых следовало бы остановиться. Очевидно, что оно оторвано не только от реалий жизни, но и от законодательных норм, тем более, что является не законом, а подзаконным актом. Мне жаль тех судей, которым уже осенью предстоит сидеть вместе с нами в судебных заседаниях и разбираться в хитросплетениях законно-подзаконных актов, регламентирующих призыв в армию. Я почему-то думаю, что суды будут вынуждены удовлетворять жалобы и исковые заявления призывников, а не призывных комиссий: уж больно много противоречий по отношению к законам имеет упоминаемое постановление нашего правительства.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Не требуя отмены принятого правительством положения о независимой ВВЭ, все-таки считаю необходимым просить Вас еще раз к нему вернуться еще до начала осеннего призыва, чтобы избежать излишнего напряжения в семьях призывников, да и в обществе в целом.

Нужно разрешить проведение независимой экспертизы в любом медицинском учреждении, как того требует ст. 53 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Необходимо также сделать обязательными для исполнения должностными лицами результатов независимой экспертизы, не требуя повторного медицинского обследования граждан в тех же больницах и поликлиниках, где они уже такое обследование проходили в рамках призывных мероприятий. Ведь то, что мы имеем ведет к неоправданному расходованию государственных средств.

Есть хороший способ и положение заставить работать, и коррупционерам не дать на нем «руки погреть». Достаточно предусмотреть следующее: если независимая ВВЭ опровергла категорию годности или диагноз, выставленные призывнику, то врач, неверно определивший заболевание или категорию годности, должен быть лишен профессиональной категории на определенный срок и выведен из состава призывной комиссии или военно-врачебной комиссии(экспертизы) при военкомате.

В тех случаях, когда независимая ВВЭ подтвердила наличие у призывника заболевания, препятствующего призыву, стоимость ВВЭ должна возмещаться призывнику за счет тех лиц, в результате действий которых призывник был вынужден нести затраты – это тоже может быть прописано в обсуждаемом сейчас постановлении.

А вообще, мы с Вами могли бы многих проблем избежать, если бы в другом документе – Законе о воинской обязанности и военной службе - было бы утверждено следующее: врачи- специалисты в призывных комиссиях, врачи военно-врачебных экспертиз при областных военкоматах не должны занимать соответствующие должности более трех лет. Таким образом, давшая положительный результат ротация военкомов могла бы получить продолжение, которое, в свою очередь, позволит спокойно служить офицерам, работающим с солдатами-призывниками.

Надеюсь, мои предложения будут Вами рассмотрены, и положение о независимой военно-врачебной экспертизе дополнено еще до начала осеннего призыва.

С уважением,
Председатель Саратовского областного Союза солдатских матерей, лидер Саратовской региональной фракции «Солдатские матери» партии РОДП «ЯБЛОКО»
Лидия Михайловна СВИРИДОВА.

Контактный телефон (8453) 68 14 64

Письмо открыто для подписания другими гражданами. Свое согласие на подпись письма прошу направить по адресу: ssm@balakovo.san.ru

 

См. также: