Валерий Пашков Живший не по лжи
|
Наша страна знаменательна тем, что, с одной стороны, наш народ понимает ценность правды, если судить по пословицам и поговоркам. С другой же стороны, правда пугает, особенно неприятная. И поэтому постоянно в народе возникает потребность в мифах, легендах, сказках вместо правды. Стремление к душевному комфорту от мифа заменяет потребность в осмыслении, покаянии и очищении, гарантирующих от повторения трагических ошибок, заблуждений, просчётов. Солженицын в своих произведениях показал истинное величие нашего народа, выдержавшего невиданные эксперименты и фантастический по тяжести гнёт тирании. Оставшегося, тем не менее, жизнелюбивым, не склонным повторить кровавое отмщение. Давшего великие образцы творчества, несмотря на самые неблагоприятные для него условия. Солженицын показал уже первым опубликованным произведением, «Один день Ивана Денисовича», что нет никакого «монолитного единства» в народе. А есть люди, которых правда ужаснула и заставила задуматься, и есть другие – которые сразу захотели задушить слово правды в зародыше. Потому что на лжи многие и многие сделали хорошую карьеру. В 60-е – 70-е годы в общественности вспыхнула потребность в правде. По официальным каналам её было не дождаться. Поэтому на кухнях пытались анализировать ситуации, «говорить за жизнь», слушать, преодолевая «глушилки», «вражьи голоса», читать «самиздат». И, рискуя свободой, за то, чтобы прочесть Солженицына, перепечатанного на машинке, выстраивались очереди. Но вот пришла эпоха гласности. Шлюзы прорвало, и всё что писалось «в стол», запрещалось цензурой, стало доступным для чтения. И вновь одних правда возвысила, дала возможность по достоинству ценить жертвы, принесённые народом на алтарь могущества, внушавшего не уважение, а страх. Других правда напугала, отшатнула, и они продолжили жить по принципу «мы наш, мы новый миф построим». Третьих – не на шутку разозлила и вызвала желание искоренить гласность навсегда. Поэтому к середине 90-х годов прошлого века образ А.И.Солженицына в сознании многих из общественности от героя отдрейфовал в сторону докучливого и неудобного правдолюбца. Вернувшись на Родину, писатель увидел, что настоящей свободы и демократии нет, что вместо партийной олигархии воцарилась банковско-чиновничья, ничуть не лучше прежней. О чём он прямо и заявил с высокой трибуны, встретив раздражение большой массы депутатского корпуса и ещё больше – чиновников исполнительной власти всех уровней, а также бизнеса, не погнушавшегося криминалом. Президент Ельцин, для которого приезжий писатель и мыслитель был авторитетом, попробовал было к нему «подбить клинья», но Солженицын отверг высшую государственную награду от власти, разочаровавшей и насадившей новый произвол взамен прежнего. Так же поступил и Путин - ритуальным посещением писателя. Не сделав ничего, чтобы коррупция и чиновничий беспредел стали объектом беспощадной борьбы. Напротив – первым своим делом Путин издал указ о восстановлении на здании ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ мемориальной доски, поставленной в честь Андропова, преследовавшего Солженицына и его соратников и изгнавшего писателя из родной страны. Мысли и идеи великого мыслителя остались невостребованными и не применёнными на практике. «Вернувшись домой, он остался в изоляции, русский борец за национальное освобождение, которого часто называли совестью нации, но который более не был созвучен свирепому материализму современной России», — пишет газета «Индепендент». Надо сказать, что и за рубежом к Солженицыну отношение было двойственным. Можно сказать, утилитарным. Когда надо было досадить «империи зла», то бишь, СССР, ему благоприятствовали. Но он заговорил о коренных интересах России, стал их защищать, и это очень не понравилось разного рода президентам, премьер-министрам и прочим политикам, которые считали, что у России своих интересов быть не должно. И современное «постиндустриальное общество» Европы и США заслужило немало критики с его стороны. Внешне отношение к нему осталось светским, но из мировой политической «обоймы» его сразу вычистили. Писатель, по сути, ушёл в затвор, обосновавшись в глухом уголке штата Мэн. По масштабам и значению Александра Солженицына, которого называют «Достоевским
современности», можно сравнить с библейскими пророками. Не оценённый
при жизни соотечественниками, он явил иллюстрацией евангельского изречения
о том, что в своём отечестве пророка нет. Несомненно, появится, возможно,
даже скоро, поколение, которое его для себя откроет во всей полноте
и станет исполнять его главную заповедь – «Жить не по лжи».
См. также:
|
|