Беседовал Михаил ШевелевБренд Сахарова: трудности менеджмента"Избранное", 23 июня 2008 года |
Московский
музей и общественный центр им.Сахарова может закрыться уже в августе из-за проблем
с финансированием. Проблемы вызваны законом об НКО, осложнившим получение зарубежных
грантов. Сотрудники начинают кампанию по сбору средств. О проблемах Музея Андрея Сахарова рассказал корреспонденту "И" Сергей Ковалев, заместитель председателя Фонда Сахарова - Как устроена организация, занимающаяся наследием Андрея Сахарова? - Есть общественная комиссия, которая называется Фонд Сахарова. Это главная часть всей конструкции. У Фонда есть уставная цель – увековечивание и развитие наследия Андрея Дмитриевича Сахарова. Есть еще Музей Сахарова и его архив. Собственник музея – Фонд Сахарова, архив принадлежит Елене Георгиевне Боннэр, нам он передан в управление. - Нынешние финансовые трудности организации – это результат политического давления или менеджерских просчетов? - Ответить трудно. Есть причины объективные, в том числе политические. Самая дорогостоящая часть всей структуры – музей. Любой музей нуждается в спонсировании, даже Третьяковка не проживет на поступления от продажи входных билетов. Наш музей работает бесплатно, и по-другому быть не может, поскольку речь идет о наследии Сахарова. Кто мог бы стать спонсором? Предприниматели. Но они опасаются недовольства власти и предпочитают на наши обращения не реагировать. Похоже, что урок, преподанный на примере Ходорковского, усвоен. - Гранты Общественной палаты не рассматривались как источник финансирования? - Мы не обращались в Общественную палату и не хотели бы этого делать. На мой взгляд, это не общественный орган. Он выполняет роль камуфляжа, и потому будет лоялен к власти даже при критических выступлениях. А для сахаровского сообщества независимость от власти – вещь принципиальная. - Остаются международные гранты. -
Их трудно получить. У международных фондов свои правила. Они могут финансировать
отдельные проекты, например, конкурс для учителей истории. Финансировать текущую
работу они не могут. - Есть иностранные негосударственные структуры. - Европарламент выделил некоторые средства на содержание Музея Сахарова. Но денег пока нет – есть только объяснения по поводу технических и бюрократических сложностей. Присуждать премию имени Сахарова Европарламент готов, поддержать развитие его наследия – нет. - Какое-то время финансирование обеспечивал Борис Березовский? - Он дал 3 миллиона долларов. Решение взять эти деньги принималось без меня. Больше к Березовскому не обращались, и я был бы противником такого обращения, хотя он, наверное, дал бы. Но все это – детище Елены Георгиевны Боннэр, и спорить с ее решением никто не стал. Сейчас от суммы в 3 миллиона остались крохи. - Руководство Фонда понимает, как действовать дальше? - В коллективе есть разногласия, которые не стоит скрывать. Одни считают, что нужно радикально сократить расходы. В этом случае мы не стали бы жить беспроблемно, но сохранились бы. Юрий Самодуров, исполнительный директор Фонда и директор Музея, центральная творческая и административная фигура – против. Ситуация печальная и отчасти анекдотическая. - Обращение к общественности с предложением жертвовать вы считаете выходом из ситуации? - Удалось собрать сумму, которой не хватит ни на что. И вообще, мне кажется, что обращаться за сбором средств к общественности можно, когда речь идет, например, об операции для ребенка. Функционирование Музея Сахарова – другое дело. - Уголовное преследование Юрия Самодурова за организацию выставки современного искусства – это политическое обстоятельство? - С одной стороны, это политический фактор, осложняющий положение. Такое российское издание американского "обезьянего процесса", торжество неправосудности и обскурантизма. За этим стоит желание Московской патриархии пролезть туда, куда дорога им заказана и конституцией и Священным писанием, в котором сказано: "Царствие мое не от мира сего". Другой вопрос – дело ли Музея Сахарова заниматься организацией выставок современного искусства. По-моему, нет. У нас есть уставная деятельность – развитие наследия Андрея Дмитриевича Сахарова, который никогда не занимался теорией искусства. Здесь мы можем только скомпрометировать себя. Теперь нам предстоит процесс, на котором мы не сможем обсуждать проблемы цензуры и усиления клерикализма. Мы будем вынуждены обсуждать – нормативно или нет употреблять три известные буквы. Зачем нам участвовать в заказном советском правосудии? Спорить о цензуре я готов. Пропагандировать современное искусство – нет. Юрий Самодуров организовал эту выставку без должного обсуждения в коллективе, за что и удостоился порицания. Он энергично стремился к скандалу, он его добился. А мы прошляпили. Так что нынешние трудности сахаровского сообщества объясняются и политическими причинами, и неудовлетворительным менеджментом.
|
|