публикации

Борис Вишневский

Ленобласть прирастет северной столицей

От объединения регионов выиграет провинция, но проиграет мегаполис?

"Новая Газета - Санкт-петербург", 28 апреля 2008 года   

Город на Неве опять пытаются объединить с Ленинградской областью. Воодушевленная согласием Владимира Путина возглавить «Единую Россию», Валентина Матвиенко прямо на партийном съезде заявила, что объединение регионов позволит «более эффективно использовать земельные ресурсы, энергетические мощности, создать равные условия для жителей двух регионов». Еще она сказала, что «в Петербурге не хватает места для промышленных предприятий, а в случае объединения появилась бы возможность вывести их за пределы города, придав новое развитие как городу, так и области», что «объединение возможностей области и города дало бы эффект для жителей», и что ее убеждение «основано не только на эмоциях, но на конкретном экономическом анализе».

История мезальянса

Анализа, заметим, представлено не было — и скорее всего, его просто не существует, несмотря на то что не раз создавались разного рода комиссии и рабочие группы, подписывались соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Но весь пар ушел в свисток. Впрочем, обо всем по порядку.

В мае 1927 года ВЦИК принял постановление о создании Северо-Западного края с центром в Ленинграде. В состав края включались Ленинградская, Псковская, Новгородская, Череповецкая и Мурманская губернии. Объединение губерний и получило название Ленинградской области.

В 1931 году Ленинград был выделен из состава Ленинградской области как город республиканского подчинения, и с этого времени входил в состав Российской Федерации непосредственно. Что касается самой области, то существующие ныне границы она обрела в 1944 году.

В 1992 году при подписании федеративного договора Петербург и Ленинградская область получили статус равноправных субъектов Федерации, а в декабре 1993 года это было подтверждено принятием новой Конституции.

Летом 1993 года представитель президента России по Петербургу Сергей Цыпляев впервые заговорил об объединении города с областью. Но последующие события отодвинули эту тему на задний план.

4 октября 1995 года мэр Анатолий Собчак внес в Законодательное собрание проект постановления «Об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области», запланировав скоростное объединение — уже 17 декабря, одновременно с выборами в Госдуму, должен был пройти соответствующий референдум. Но депутаты ЗакСа проект отклонили. А затем, летом 1996-го, Собчак проиграл выборы Владимиру Яковлеву.

24 сентября 1996 года Яковлев и губернатор Ленинградской области Александр Беляков парафировали договор о поэтапном объединении Петербурга и Ленинградской области в единый субъект. Процедура объединения была рассчитана на четыре года. Но уже через четыре дня, 29 сентября, Беляков проиграл выборы Вадиму Густову.

В марте 1998 года большая группа депутатов питерского ЗакСа предложила провести референдум по вопросу: «Должны ли органы государственной власти Санкт-Петербурга принять входящие в их компетенцию меры, необходимые для объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области?» Однако вопрос даже не был включен в повестку дня. А в сентябре того же года Густов ушел на должность первого вице-премьера.

В августе 1999 года Владимир Яковлев поддержал идею проведения референдума об объединении, а в сентябре выборы губернатора области выиграл Валерий Сердюков — вскоре заявивший, что «не видит предпосылок для объединения города и области» Не видит он их и по сей день.

В последующие годы процесс шел примерно с таким же энтузиазмом. В 2002 году полпред президента на Северо-Западе Виктор Черкесов заявил, что укрупнение регионов неминуемо. В марте 2003 года об объединении заявила его сменщица Валентина Матвиенко. В декабре 2003 года вице-спикер ЗакСа Юрий Гладков внес проект постановления о назначении «объединительного» референдума, но парламент его не принял. Наконец, летом 2007 года, после переназначения Сердюкова на новый срок, Матвиенко вновь выступила за объединение, заявив, что «город и область — это брат и сестра». Сердюков предложение отверг — возможно, потому, что браки между столь близкими родственниками не приветствуются…

Имперская столица с муниципальной судьбой

И вот теперь — новая волна. Насколько серьезная — сказать трудно. Конечно, симптоматично, что полпред президента на Северо-Западе Илья Клебанов, который все предшествующие годы говорил, что не видит смысла в объединении, потому что это «регионы с разными укладами» и потому что это повлечет за собой массу юридических проблем, сегодня заявляет прямо противоположное. Что регионы «очень взаимосвязаны», что «жители Ленобласти ничего не будут иметь против того, чтобы войти в состав крупного и богатого мегаполиса» и что «жители Петербурга, которые половину своего времени проводят в Ленобласти, поддержат эту инициативу, потому что им проще будет иметь дело с чиновниками одного региона». Может, политический ветер сменил направление? Заметим, что еще в феврале 2008-го о возможном объединении весьма скептически высказался Владимир Путин — мол, «укрупнение ради укрупнения нецелесообразно».

Суть дела, впрочем, не в политической конъюнктуре, а в экономической целесообразности, которой в объединительной сказке про белого бычка в упор не просматривается. Этот вопрос тщательно обходится сторонниками объединения — и понятно почему: экономический анализ камня на камне не оставляет от их судьбоносной идеи…

Объединившись с областью, Петербург — о чем предпочитают не думать объединители — автоматически теряет статус субъекта Федерации. И превращается в муниципалитет — «городской округ». После чего, в соответствии с Бюджетным кодексом, теряет подавляющую часть налоговых поступлений.
А именно: сегодня Петербург, как субъект Федерации, получает 70% подоходного налога, налог на прибыль и на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, акцизы… Всего — если взять 2008 год — 220 миллиардов рублей. Став городским округом, Петербург получит земельный налог, налог на имущество физических лиц, 30% от подоходного налога, единый налог на вмененный доход и еще пару совсем мелких платежей. В сумме набирается около 30 миллиардов рублей. И не требуется быть профессором экономики, чтобы понять, что город станет в семь с лишним раз беднее — от чего его жители, мягко говоря, не обрадуются…

Можно, конечно, считать (эту точку зрения высказывал Сергей Цыпляев во время нашей недавней дискуссии на телеканале СТО), что город даже выиграет — ведь суммарный бюджет всех 111 питерских муниципалитетов составляет лишь несколько миллиардов рублей, — но вряд ли это сравнение корректно. Да, деньги никуда не денутся — все они попадут в бюджет будущего «Невского края», и часть потерянного вернется городу — но это будет зависеть уже от воли будущих краевых властей. А какой она будет — не факт: известно, что власти большинства российских регионов серьезно конфликтуют с муниципальными властями столицы соответствующего региона.

Губернатор области и мэр областного центра — как правило, враги. Законодательное собрание области и городская Дума областного центра — как правило, две противостоящие друг другу силы. Почему? Все просто: борьба за ресурсы, которых всегда «не хватает на всех». И почти везде столичный город жалуется, что дает в региональную казну подавляющую часть денег, а обратно, в виде регулирующих налоговых поступлений и субвенций, получает явно недостаточно. Но сделать ничего не может: российская бюджетно-налоговая система устроена так, что «высшие» определяют наполнение бюджета «низших». В общем, иллюзий относительно улучшения экономического положения Петербурга питать не стоит.

Ну и зачем мне, петербуржцу, это надо? Ради того, чтобы нынешние городские власти получили возможность осваивать более мощные финансово-бюджетные потоки и распоряжаться большим, чем сейчас, имуществом? Пусть сперва докажут, что могут решать проблемы жителей Петербурга — а уже потом разевают рот на областной каравай. Но с этим, как известно, проблемы — дела идут хорошо только в посланиях губернатора и сообщениях лояльных СМИ…

Проблемы между городом и областью, конечно, есть. Но все они (как на протяжении многих лет отмечал автор статьи) решаются путем заключения соответствующих договоров между властями города и области, а не путем аннексии соседнего субъекта Федерации. Более того, создание мегарегионов вообще нецелесообразно — о том, что эффективное управление должно быть децентрализованным, написано в любом учебнике. А если считать, что чем крупнее субъект — тем лучше, то можно доукрупняться и до региона «Северо-Запад». И вообще, зачем в России регионы? Пусть будет всего один. Зато мощный — дальше некуда.