публикации

Процесс о трех миллионах

«Новая Газета», 29 сентября 2001 года   

Неприятности у одной из самых популярных газет области начались еще в марте, когда мэр Кузнецка (Пензенская область) Валерий Костин вчинил ее издателю Олегу Кочкину иск о защите чести и достоинства. Мэру не понравилось содержание предвыборной листовки, отпечатанной в том же издательском доме «Веста», в котором печаталась «Любимая газета».
Костина и раньше раздражали публикации «Любимой газеты» о нравах городских чиновников, но формального повода для обращения в суд у него не было. Неясным образом связав воедино «Любимую газету», типографию и листовку в одну логическую цепь, Костин написал исковое заявление. Надо отметить, юридически безграмотное: по мнению всех читавших его юристов, суд был не вправе принимать его к рассмотрению, так как форма и содержание искового заявления не соответствовали требованиям Гражданско-процессуального кодекса. К примеру, истец не указал обстоятельства, на которых он основывает свое требование, не определил, в чем заключается нарушение его прав, свобод или охраняемых законом интересов. Тем не менее городской суд наложил арест на имущество редакции «Любимой газеты» и на личное имущество его издателя: причиненный моральный вред мэр Костин оценил в 3 000 000 рублей.
Покладистый суд не только принял юридически нелепый иск к рассмотрению, но и удовлетворил его, снизив сумму денежной компенсации до 1 000 000 рублей. Немногим позже издатель Кочкин обжаловал решение в Пензенском облсуде. Все, чего он добился, – снижения исковой суммы еще в десять раз – до ста тысяч рублей.
Комментируя судебное решение, юрист Фонда защиты гласности Владислав Быков отметил, что, удовлетворяя требования истца, суд не учел, что обеспечение иска может быть произведено судом в разумных пределах, а не в тех, о которых просит истец. Предъявляя подобные требования, истец должен был доказать, на основании чего он их выдвигает. А Костин не привел ни одного доказательства причиненного ему морального вреда. Следовательно, неясно, откуда взялась такая огромная цифра.
«С самого начала у нас была установка, о которой мы объявили в первом же номере: мы не хотим и не будем заниматься политикой, — рассказывает издатель «Любимой» Олег Кочкин. — Мы хотели, чтобы газета была востребована нормальными людьми. Не увещевать, а поддержать примером тех из них, которые не сумели найти себя в этой жизни. Вот мы и старались дать людям опору».
А теперь опора нужна и самим журналистам. Только где бы ее найти…

 

См. также: