публикации

Виктор Шейнис

Контроль за выборами мог бы стать одним из пунктов той новой повестки дня, которую пытаются сегодня сформировать демократы

Избранное.Ру, 23 апреля 2008 года   

Виктор ШЕЙНИС, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт в области избирательного законодательства — специально для "И"

Не секрет, что ситуация с выборами в России сложилась исключительно тяжелая. Образовался своего рода замкнутый круг, выйти из которого в ближайшей перспективе вряд ли удастся.

С одной стороны, разного рода избирательные манипуляции и фальсификации распространились уже по всей стране. Если раньше они процветали главным образом в отдаленных сельских районах, то на последних парламентских и президентских выборах наблюдателями отмечено немало фактов совершенно оголтелой, наглой фальсификации в крупных городах, в том числе – в столице. При этом фальсификация становится все более откровенной, поскольку фальсификаторы ничего не боятся. Они знают, что на их защиту встанут и прокуратура, и суд, и милиция, и всякого рода иные, якобы правоохранительные, а на самом деле правонарушительные органы.

С другой стороны, именно такие выборы дают такой состав власти – и законодательной, и исполнительной, и судебной, при котором поправить дело чрезвычайно трудно. Суды хоть и не выбираются непосредственно избирателями, но вся система работает на басманное правосудие, о которое, как волна о камень, разбиваются все жалобы. Парламент принимает все более чудовищные законы. Мне как одному из инициаторов работы над новым избирательным законодательством просто больно видеть, во что превращен наш избирательный закон. По сути дела, проведена глубокая контрреформа избирательной системы, которая и открывает возможности для нарушения воли и прав избирателей. В результате выборы перестали быть свободными, справедливыми и равными.

Что в этих условиях можно сделать? Не думаю, что есть способ быстро и радикально изменить ситуацию. Рассчитывать на это – значит обманывать себя. Но, во-первых, нужно фиксировать все нарушения и фальсификации и привлекать к этой проблеме общественное внимание – и в России, и внимание заинтересованной общественности за границей. Придут другие времена, и все эти зарегистрированные факты безобразий будут предъявлены нынешней власти.

Во-вторых, необходимо снова и снова ставить вопрос о фальсификациях даже перед существующими органами власти. Потому что если таких исков будет много, то где-то, в каких-то случаях, удастся наказывать виновных.

И, наконец, в-третьих, надо совершенствовать систему контроля. Принятые законы отстранили от права контроля за выборами на федеральном уровне общественные организации, не имеющие федерального статуса. Известно, что на многих избирательных участках просто выгоняли наблюдателей и членов комиссий с совещательным голосом, которые честно исполняли свой долг. Это все серьезно затрудняет контроль. Тем не менее опыт показывает, что в ряде случаев - там, где избирательные комиссии все-таки пытаются соблюдать какие-то приличия – само присутствие наблюдателей препятствует вбросу бюллетеней, искажению протоколов и прочим махинациям. Поэтому так важно, что в стране постепенно формируется контрольная сеть, в создании которой квалифицированно участвует ассоциация «Голос».

На самом деле контроль за выборами мог бы стать одним из пунктов той новой повестки дня, которую пытаются сегодня сформировать демократы. Это как раз тот безусловный случай, когда возможно сотрудничество очень политически разнородных сил.

Некоторые деятели демократического движения предлагают создать против власти широкий фронт в союзе с коммунистами, аргументируя это тем, что КПРФ - единственная оппозиционная партия в Думе. По моему убеждению, объединение левой и правой оппозиции невозможно - хотя бы уже потому, что в обновленном проекте программы компартии дважды в позитивном контексте упоминается Сталин. Никакого объединенного фронта, никаких политических ассоциаций со сталинистами демократы не могут себе позволить.

Но есть вопрос безусловный – контроль на выборах. Думаю, каждый демократ должен быть заинтересован в том, чтобы и коммунисты получали столько мандатов, сколько за них проголосовало избирателей. Поэтому совместные действия по предотвращению подтасовок на выборах не просто возможны, но были бы и весьма полезны. Тем более, что у коммунистов уже отработана довольно эффективная система проверки достоверности результатов.