![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Беседовал Станислав ДединскийЯблочный осветленныйГригорий Явлинский заново отвечает на вопросы десяти и пятнадцатилетней давности"Esquire", март 2008 года |
![]() |
В чем состоит отличительная особенность современной политической ситуации в России? 1992: Отсутствие содержательной
политики: внутрироссийской, межреспубликанской, межнациональной, внешней.
Нет ни оборонной доктрины, ни военной политики. Это же касается социальной
политики. Важнейшим элементом, как бы политическим гарниром всех происходящих
процессов вновь стала ложь. Сегодня говорят одно, а завтра - другое,
а потом в качестве итога в любой момент заявляют: "Нас неправильно поняли". 1992: Тип политика, выросший
из старой партийной номенклатуры, который до поры до времени может удачно
оперировать нынешним раздвоенным общественным сознанием. Им все равно,
какую линию проводить, правую или левую, демократическую или националистическую,
коммунистическую или капиталистическую - лишь бы быть "главным", быть
во главе (со всеми вытекающими отсюда последствиями личного свойства).
1993: Команда Гайдара стала
жертвой теоретического вульгарно-либералистского подхода к российским
реформам. Они считали, что только одна сфера требует государственного
вмешательства - денежно-кредитная. Все остальное произойдет само собой,
в результате свободной игры спроса и предложения. В результате цели,
которые ставило само правительство и во имя которых общество согласилось
на серьезные временные неудобства, были провалены. При этом правительство,
несмотря на провал своих планов, продолжает уверять в том, что появились
отчетливые симптомы выздоровления. Я расцениваю это как цинизм и вздорное
упрямство безответственных людей, играющих со слишком серьезными для
игры вещами. 1993: Государственность.
Когда у вас есть государство, у вас работают институты. Если эти институты
приходят возглавлять талантливые люди, то они могут сделать много полезного
и хорошего, если бездарные - то даже они не смогут сильно напортить.
В России не существует государства, в России существует режим. Если
министром обороны является Сидоров, у вас может пройти реформа в армии,
а если им оказывается Петров, то может начаться война. Если вокруг Ельцина
будут такие-то личности, то будет одна ситуация, а если другие люди,
то все перевернется совершенно другим образом. 1993: Этого не будет. Ни
сейчас, ни в будущем наша страна уже не подчинится диктатуре, даже если
допустить ее возврат, срок ей отмерен недолгий. Диктатор должен будет
накормить страну. Чтобы получить хлеб, Сталину пришлось провести коллективизацию.
Разве сейчас Кубань отдаст просто так свой хлеб, или Тюмень свою нефть,
или Воркута свой уголь? Вы же не будете все время разъезжать на танках
по стране! Значит, придется искать другой способ. Наиболее реальный
сценарий такой: если все будет идти так, как есть, у нас сложится не
федеративная Россия, не Евразия, а получится, образно говоря, "Азиопа"
- худший "латиноамериканский" вариант государства: мафия во всех тканях
общества, помноженная на "карабахи". Вот наша перспектива. 1996: Бедность. Не будет
большинство людей в России жить бедно, не будет этого ежедневного давления
нищеты на мозги - у нас с вами будет другая страна. Поэтому главной
целью является борьба с бедностью. Никакие реформы вы не проведете до
тех пор, пока в России такая бедность. Невозможно оставить все так,
как есть. Проводя реформы, надо понимать, что именно это главная цель,
а не какие-то "показатели". 1996: Человека, который
умеет согласовывать интересы. Тогда в стране не будет войны. Тогда можно
будет согласовывать интересы тех, кто хочет быть очень богатым, и тех,
кто не может стать сразу очень богатым или вообще не хочет быть богатым.
Тогда можно будет согласовывать интересы людей разных национальностей,
разных социальных групп, разных регионов. Тогда можно будет согласовывать
интересы властных группировок, монопольных групп, которые распоряжаются
основными монополиями. 1997: Я готов работать в
правительстве только том случае, если оно сменит курс, если будут реальные
основания полагать, что оно будет добиваться остановки коррупции и сможет
обеспечить экономический рост. Но я не буду работать в правительстве
в качестве декорации - для того, чтобы прикрывать коррупцию и просто
абсолютно обанкротившийся бессмысленный экономический курс. 1998: Посмотрите, сколько
было желающих пойти на компромисс. Где они? Кто остался из политиков
1990 года? Посчитайте. 1998: Не суетитесь. Надо
спокойно идти к цели. Есть расхожая формула: "Политика - искусство возможного".
Я считаю, что для человека, который заранее говорит, что вот это возможно,
а это невозможно, на этом все и заканчивается. Этот человек либо хитрец,
либо трус. Поэтому на самом деле политика - это стремление к невозможному,
и только таким образом определение того, что действительно возможно.
Я пока проиграл. Человек должен научиться проигрывать. Человек, который
никогда не проигрывал, - это просто несерьезный человек. Как мужчина,
которого никогда не били. 1997: Понимаю ваш скепсис:
иногда хочется сделать что-то, что можно потрогать руками, сколотить
табуретку, чтобы люди на ней сидели. Но у меня есть другая, может быть,
самая важная задача, с которой, кстати, не справляются многие ваши коллеги-журналисты.
Какая? Правду говорить. 1998: Я на детей надеюсь,
на молодых людей. Я надеюсь на то, что они теперь все читают. Везде
бывают. Обо всем говорят. Обо всем думают. Если они не возьмут свою
страну, свою собственную жизнь в собственные руки, если не поймут, что
они везде квартиранты и только здесь дома, значит, ничего не будет.
Я надеюсь, что они поймут. А мне надо продержаться, пока они сообразят. 1998: Сейчас очень. Хотя
я всегда очень радовался жизни и тому, что я делаю. Сегодня больше возможностей.
Гораздо больше ответственности, просто несравнимо. 1993: Я не хочу, чтобы мои
дети опять столкнулись с проблемой потери родины. В прошлом году меня
лишили родины, просто сказав: а матери у тебя и не было, это вообще
было имперское чудище. И когда меня пугают моей матерью, я говорю: тебе
ли меня учить! Я-то знаю, какое это было чудище. Ты не знаешь, ты в
книжках прочитал, в газетах, а я знаю. Я ее все равно люблю. Но мне
объясняют, что у меня и вообще не было никакой родины в СССР. А я мужчина,
я должен знать, где мои корни и что - в случае необходимости - я должен
защищать.
|
|