публикации

Борис Вишневский

Камерная оппозиция

"Новая Газета - Санкт-Петербург", 20 марта 2008 года   

Рассмотрение кассационной жалобы на решение Дзержинского суда об аресте Максима Резника состоится в Городском суде в пятницу. Пока что Резник переведен из трехместной камеры в четырехместную, где вместе с ним находятся еще двое заключенных.

Даже в шахматы сыграть не с кем

По словам адвоката Бориса Грузда, Максим выглядит достаточно бодрым и не теряет присутствия духа, на условия не жалуется. Во вторник наконец с ним разрешили увидеться матери — Галине Малиновской, после того как депутат ЗакСа трех созывов и его коллега по «Яблоку» Наталия Евдокимова поговорила с руководителем Следственного комитета при Городской прокуратуре Андреем Лавренко, и тот обещал решить эту проблему.

Как говорит Галина, отношения с сокамерниками у Максима сложились, по его словам, хорошие: «Много разговариваем с ними, правда в шахматы не с кем поиграть» (напомним, что Резник — кандидат в мастера спорта по шахматам). В камере есть телевизор, так что можно быть в курсе событий, хотя не все питерские каналы освещают ситуацию. Иногда Резнику доступна пресса, в частности «Новая газета».
Ну а пока на сайте питерского «Яблока» (в понедельник он все-таки заработал) и на сайте движения «За права человека» продолжается сбор подписей в защиту

Резника. Их общее число уже превысило 900, среди последних — народный артист России профессор Павел Егоров, писатель Михаил Берг, политолог Алексей Макаркин, депутат Моссовета, а затем — Мосгордумы в 1990–2001 годах Дмитрий Катаев, а также поэт и переводчик Наталья Горбаневская (Париж) — одна из знаменитой восьмерки, вышедшей в 1968 году на Красную площадь с протестом против ввода войск в Чехословакию.

К тем, кто считает, что Максим Резник должен быть освобожден из-под стражи, на этой неделе присоединился и председатель Совета Федерации, лидер «эсеров» Сергей Миронов. Он заявил, что придерживается иных, нежели яблочники, взглядов, но полагает, что любой «может выражать свою политическую волю в рамках закона». По словам Миронова, «арест и содержание под стражей — не та мера, которую стоит применять при рассмотрении таких острых политических вопросов». Спикер верхней палаты заявил, что он не в курсе всех обстоятельств дела, но считает, что Резник «не такой страшный преступник, которого следовало бы изолировать от общества».

Пиар на тюремных нарах

Впрочем, относительно ситуации с Максимом Резником есть и другие мнения. Две недели пришлось ждать: кто первый скажет, что все это — лишь пиар «Яблока» и самого Резника? Наконец дождались: не смог больше сдерживать свои чувства бывший конкурент Резника по выборам в ЗакС 1998 и 2002 годов бывший петербургский депутат, а ныне советник спикера Вадима Тюльпанова единоросс Владимир Еременко. И, выступая по городскому радио, облегчил душу соответствующим высказыванием.

«Да, — сказал Еременко, — арест — слишком жестокая мера, но ведь у Резника и раньше были конфликты с правосудием! (может быть, Владимир Иванович имеет в виду незаконные задержания во время оппозиционных акций протеста? — Б. В.). И надо задать вопрос: кому же все это выгодно? Конечно же, Григорию Явлинскому и самому Резнику, которые делают из этого пиар»…

Ни Вадим Тюльпанов, ни глава фракции «медведей» в городском парламенте Вячеслав Макаров, ни другие единороссы, что бы они ни думали об арестованном политике, все же до такого не договорились. Один лишь г-н Еременко храбро объяснил случившееся с Максимом Резником пиаровскими соображениями. Но за чем же дело стало, Владимир Иванович? Организуйте себе такую «пиар-акцию» — получите по голове от милиционеров, посидите пару недель в СИЗО, познакомьтесь поближе с независимым российским судом и объективным российским следствием. Кто же мешает таким простым путем увеличить свою популярность и стать народным героем?

Вот только есть большие сомнения в том, что десятки известнейших правозащитников, ученых, артистов, писателей, журналистов и политиков будут, как это происходит в ситуации с Максимом Резником, подписывать письма в вашу защиту. Что сотни рядовых граждан будут настаивать на вашем освобождении. Что ради вас люди будут выходить на пикеты и митинги. И что ваши товарищи по партии будут бороться за вашу свободу.

Куда вероятнее, Владимир Иванович, — учитывая унаследованные «Единой Россией» славные традиции той партии, где вы много лет состояли, преподавая научный коммунизм и марксистско-ленинскую философию, — совсем обратное. А именно — что ваши товарищи, узнав о вашем аресте, наперегонки побегут от вас отрекаться, свидетельствуя таким образом о своей лояльности. И будут выступать на собраниях, заявляя, что давно заметили у вас недостаточную приверженность плану Путина, и даже сигнализировали в инстанции — но к этим сигналам преступно не прислушивались…

Предугадать, чем закончится суд в пятницу, конечно же, невозможно — и понятно, что (выразимся максимально дипломатично) не только судьи Городского суда будут участвовать в решении вопроса об освобождении Максима Резника. Но все же хочется верить, что решение будет и законным, и справедливым — а значит, в пользу Резника. Ведь в вопиющей несправедливости его ареста не сомневаются даже некоторые милиционеры, с которыми в последние дни приходилось общаться. Не говоря уже обо всех тех, кто подписывает обращения в его защиту, пишет, звонит, приходит в офис питерского «Яблока», стоит в пикетах.

P. S. В воскресенье в 14.00 у ТЮЗа состоится митинг в защиту Максима Резника. Его товарищи очень надеются, что он сам его откроет…

Тем временем

Вчера вечером в Невском районе возле станции метро «Проспект Большевиков» за раздачу листовок с приглашением на концерт в защиту Максима Резника была задержана лидер протестной коалиции «Охтинская дуга» Татьяна Красавина. «Милиционеры утверждают, что нельзя ничего раздавать в пределах 50 метров от станции метро без соответствующего разрешения районной администрации», — сообщила Красавина корреспонденту «Новой». При этом, по ее словам, рекламную продукцию — всевозможные буклеты, купоны со скидками и флаерсы, в этой же самой зоне, в том числе прямо у входа в метро, раздавали совершенно спокойно и в больших количествах. Однако, кроме представителя «Охтинской дуги», задержан никто не был. Оставшиеся листовки у нее конфисковали.
Примечательно, что, услышав разговор Красавиной с журналистом, стражи порядка настоятельно просили ее уточнить, что к ней не применяется методов физического воздействия. От себя задержанная добавила, что ее «пытают жаждой» — не дают пить.
На момент сдачи номера «Новой» в печать Татьяна Красавина все еще находилась в пикете милиции.

Уточнение

В прошлом номере «Новой газеты» в числе людей, подписавших обращение к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву с требованием освободить Максима Резника, была ошибочно указана депутат Законодательного собрания Любовь Егорова. Приносим Любови Ивановне извинения за обнародование непроверенной информации.