публикации

Наталия Демина

Как Лукин и Миронов делили место под «солнцем» телекамер

Полит.Ру, 19 марта 2008 года   

19 декабря 2008 г. Совет Федерации успел заслушать сразу два важных доклада. В начале перед сенаторами, в рамках «Правительственного часа», выступил первый вице-премьер Правительства РФ С. Иванов с докладом о ходе реализации стратегии развития нанотехнологий. После этого он более получаса отвечал на вопросы сенаторов, «Правительственный час» заканчивался, и предполагаемый доклад Министра науки и образования Андрея Фурсенко превратился в короткий комментарий на 3 минуты о подготовке специалистов в области нанотехнологий. 

Затем председатель Совета Федерации Сергей Миронов наградил председателя ЦИК Владимира Чурова высшей наградой СФ – почетной грамотой. В ответ В. Чуров поблагодарил сенаторов за оказанную ему высокую честь и сказал, что ЦИК завершает работу над подробным докладом о состоявшихся избирательных кампаниях для Совета Федерации, Государственной Думы, Администрации Президента РФ.

Далее с ежегодным докладом о ситуации с правами человека в нашей стране, в Совете Федерации выступил уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин. Он повторил основные тезисы из опубликованного 14 марта в «Российской газете» доклада, дополняя его своими комментариями.

Всего за 2007 г. Уполномоченный получил 28 617 обращений граждан. Из них:

– Каждая вторая жалоба приходится на нарушения прав человека, совершаемые должностными лицами в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, дознания и судопроизводства, вынесения приговоров и исполнения наказания в виде лишения свободы…

– Каждая третья жалоба приходится на нарушения социальных прав граждан в сфере жилищного законодательства и социального обеспечения, прежде всего при предоставлении льгот социально уязвимым категориям населения, в том числе беременным женщинам и детям…

– Каждая шестая жалоба приходится на нарушения прав граждан в экономической сфере…

– Только каждая тридцатая жалоба подается заявителями на нарушение их политических прав…

Владимир Лукин всегда был человеком остроумным (и в «Яблоке» на равных по красноречию конкурировал с Григорием Явлинским).  Говоря о неадекватном состоянии дел с защитой прав ребенка, он напомнил, что растет число детей в интернатах, нет прогресса в положении социально уязвимых групп детей. Далее Лукин рассказал следующий анекдот: «Сидят на завалинке муж и жена, а рядом бегают их дети. Причем ребят много, но они все неухоженные и грязные. Жена спрашивает мужа: "Ну, что будем делать? Этих умоем или других народим?" Давайте все-таки станем заниматься не только демографическими программами, но и улучшением положения детей, особенно социально неблагополучных. По-моему, это дело чести».

Затем В. Лукин ответил на вопросы сенаторов. Так, на просьбу Ю.Н. Солонина (Хабаровский край) прокомментировать тот факт, что Россия является лидером в Европейском суде по числу поступающих жалоб, Уполномоченный по правам человека в РФ сказал: «80% этих обращений россиян связаны с неисполнением решений наших судов. Для того, чтобы исправить ситуацию с Европейским судом, есть два выхода. Выйти из Совета Европы, закрыться железным занавесом и кричать, что мы самые лучшие в мире. И другой выход – улучшить работу нашей судебной системы».

Далее сенаторы 127 голосами «за» открытым голосованием поддержали Постановление Совета Федерации ФС РФ «О докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 год», в котором, в частности, говорилось о том, что прозвучавший доклад принимается к сведению. Комитеты и комиссии СФ проанализирует его с целью подготовки  предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство РФ. Совет Федерации также высказался за продолжение мониторинга законодательства РФ в части соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В. Лукин покинул трибуну и вышел пообщаться с журналистами. Отвечая на многочисленные вопросы представителей СМИ, он сказал, что различные государственные органы по-разному реагируют на деятельность аппарата Уполномоченного по правам человека. Так, если МВД «с вниманием относится к нашей деятельности. Уже после того, как доклад был опубликован, они с нами связались, попросили прислать все наиболее существенные жалобы, обещали провести по ним очень серьезную работу», то, напротив, «реакция ФСИНа бывает нервозной, связанной зачастую с защитой чести мундира. Их первая реакция – оспорить, то мы говорим, вместо того, чтобы разобраться и постараться улучшить ситуацию».

На вопрос о том, не слишком ли осторожен Уполномоченный в своей деятельности, не мог бы он действовать смелее и острее, прислушиваясь, например, к голосу известного правозащитника Сергея Ковалева, В.П. Лукин ответил, что «Сергей Адамович Ковалев у меня отнял 2-ой или 3-ий номер в «Яблоке». Он баллотировался от политической партии, он занимается политикой. А я политикой не занимаюсь, в этом вся разница. В остальном же, мы с ним - старые добрые друзья. При этом он никогда резко не выступал против того, что я делаю. Он как-то сказал, что мы придерживаемся разных школ. Я бы сказал, не разных школ, мы просто находимся в разных ситуациях.

Человек, который не обременен какими-то ограничениями, связанными с законом, может делать всё, что захочет, и он имеет право говорить то, что хочет. Я же ограничен федеральным конституционным законом, который как вы знаете, запрещает заниматься политикой. Как только закончится мой срок, то я сразу заверещу политические лозунги».

Не успел он ответить на первые три вопроса, как представитель пресс-службы Совета Федераций попросил Уполномоченного и журналистов освободить пространство перед телекамерами для Сергея Миронова, который должен был осуществить «подход к прессе».

Лукин и журналисты не послушались и остались на месте, и Миронову и его сопровождению пришлось пройти мимо. Однако представитель пресс-службы был непреклонен и попытался сдвинуть журналистов  и Уполномоченного в сторону. Наконец у него что-то получилось,  коллеги немного подвинулись, но продолжали загораживать дорогу для Миронова. Журналисты продолжали допытываться у Уполномоченного, почему же он так осторожен.

В ответ Лукин рассказал им историю о двух мужьях и их женах. Если один муж, подозревая супругу в неверности, задал ей общий вопрос: «Почему ты мне изменяешь?», который мог либо остаться без ответа, либо вынудить жену предпринять какие-то резкие и кардинальные шаги, то второй муж задал свой жене другой вопрос.

Он спросил: «Почему ты, такая негодница, мне вчера изменила с этим нехорошим человеком? У меня есть неоспоримое свидетельство твоей измены». В этом случае, второй жене уже было труднее отпираться, ей оставалось только признать свою вину: «Я допустила ошибку… Тот человек действительно нехороший. Бес меня попутал, и я не буду делать этого в следующий раз». «Так вот, – резюмировал Лукин. – Я занимаюсь вторым, а по первому вопросу идите к политикам». Увидев свою знакомую, которую он, по всей видимости, давно не видел, он сказал: «Ты прекрасно выглядишь, я тебе потом позвоню».

"Почему, почему Вас не пригласили на встречу оппозиционеров с Кондолизой Райс?" - допытывались журналисты. Уполномоченный, который ранее, отвечая на вопросы сенаторов, отметил, что он как международник, уже "наелся [международными] контактами, но их не избегает", сказал, что не пригласили - и хорошо. Он, мол, уже не раз беседовал с послом США, а недавно общался с заместителем К. Райс.

Представитель пресс-службы не прекращал попытки освободить место для «подхода» С. Миронова к «солнцу» телекамер: «Я прошу прощения, может быть, вы отойдете?», всем своим корпусом пытаясь сдвинуть оживленно общающихся людей (в этот момент председатель Совета Федерации и его спутники стояли в стороне, делая вид, что их эта история никак не касается).

«Вы что бронепоезд?», – вежливо-раздраженно отвечал ему Лукин, но все же подвинулся, а  с ним журналисты. Расставаясь с ними, он философски заметил, что «жалобы не прекратятся никогда, пока есть люди. Никогда не будет идеального общества, где на 100% защищены права человека».

Сергей Миронов, наконец, получивший возможность подойти к телекамерам, прокомментировал доклад В. Лукина, отметив, что, «то что, каждая 30-я жалоба уполномоченному по правам человеку политическая, – это много для России». Однако он расценил это как явное свидетельство роста самосознания граждан, мол, поступающие жалобы – неотъемлемый элемент становления гражданского общества.

В конце его общения с журналистами, случилась небольшая сенсация. На просьбу представителей СМИ прокомментировать недавнее предложение бывшего лидера «Наших», а теперь председателя государственного комитета РФ по делам молодежи, Василия Якеменко решить проблему со сложной демографической ситуацией в стране с помощью поощрения ранних браков, С. Миронов высказался достаточно резко: «Якеменко надо немного подрасти. Если ему поручено заниматься молодежной политикой, в которой пока ничего, после появления комитета, реально не сделано, то пускай занимается теми вопросами, которые по возрасту вроде должны быть ему понятны, а теми, где он не понимает, не занимается».

Р.S По закону, Владимир Лукин приостановил свое членство в партии "Яблоко".