публикации

Николай Донсков, Санкт-Петербург, Илья Кригер

Клетка для шахматиста

Как лидер петербургского «ЯБЛОКА» вместо Марша несогласных попал в «Кресты»

"Новая Газета", 6 марта 2008 года   

Дзержинский суд Петербурга на два месяца арестовал лидера петербургских яблочников Максима Резника, в ночь выборов якобы избившего троих милиционеров. Официальное обвинение ему пока не предъявили.

Следственный комитет прокуратуры Петербурга 3 марта возбудил в отношении Максима Резника дело по двум статьям Уголовного кодекса — «Применение насилия в отношении представителя власти» (максимальное наказание по этой статье — до пяти лет колонии) и «Оскорбление представителя власти».

Лидера петербургского «ЯБЛОКА» задержали в ночь со второго на третье марта при весьма странных обстоятельствах. Мать Максима Галина Резник рассказала «Новой»: «Примерно в час ночи, после эфира на канале СТО (там Резник рассказал, как активисты мурманского «ЯБЛОКА» умудрились 2 марта проголосовать без документов на семи питерских участках. — Ред.) я позвонила сыну. Максим сказал, что у него неотложные дела и он едет в партийный офис, а к трем будет дома. В половине третьего, когда я поинтересовалась, едет ли, он ответил, что едет, но не домой, а в ОВД. Максим взялся проводить домой Сергея Инденока (бывшего яблочника, вынужденного два года назад покинуть партию из-за скандала. — Ред.), который пришел в офис и был пьян. Тот вышел на улицу, Максим спустя какое-то время отправился за ним и увидел, что у дверей Сергей ссорится с двумя какими-то людьми. Как только Максим подошел, чтобы увести Сергея (я сейчас подозреваю, что тот лишь изображал неадекватность), появились милиционеры и жестко его задержали (гематома на голове, разорвано пальто), надели на него наручники. Двое людей, с которыми Максим и Сергей якобы ссорились, дали показания и исчезли. Сергей получил трое суток административного ареста. А Максима в ночь со второго на третье марта возили из одного ОВД в другое, видимо, чтобы деморализовать его. В течение 3 марта, пока формировалось дело, ни меня, ни адвоката к Максиму не пускали».

Судя по протоколу задержания, Максим Резник, будучи пьяным, сначала нецензурно оскорблял, а потом «руками и ногами» избил троих сотрудников правоохранительных органов. Стоит заметить, что Резник — спортсмен, но не в области самбо или карате — он кандидат в мастера спорта по шахматам. Впрочем, по аналогичным (административным, а не уголовным) делам известны примеры, как пенсионеры во время разгонов маршей несогласных «избивали» тренированных и экипированных бойцов ОМОНа.

Адвокат Максима Резника Борис Грузд в разговоре с корреспондентом «Новой» упомянул, что у него отобрали подписку о неразглашении данных следствия, однако поделился информацией, полученной не от правоохранительных органов: «Имеются очевидцы этого происшествия, и они утверждают, что Максим никого не избивал и никого не оскорблял. У меня складывается впечатление, что это спланированная провокация. Сотрудники милиции выступают в этом деле потерпевшими, они же и реализовали этот план по задержанию. Максима обвиняют в том, что он якобы напал на нескольких сотрудников милиции и причинил им телесные повреждения. При этом сам Максим был избит достаточно сильно. У него ссадины на лице, возможно сотрясение головного мозга (его ударили головой о бетонный поребрик)».

После «территориального» 78-го отдела милиции Резника перевезли в другой ОВД, а потом — в РУВД Московского района, не имеющее отношения к происходящему ни по месту событий, ни по месту жительства «фигуранта». Складывалось ощущение, что милиция «заметает следы». Прятали яблочника до утра, и родственники увидели его только в Дзержинском суде, куда Максима привезли для избрания меры пресечения.

По мнению стороны обвинения, Максима Резника необходимо содержать под стражей по той причине, что он, будучи общественным и политическим деятелем, может оказать давление на следствие и потерпевших (троих якобы избитых милиционеров). Защита обратила внимание суда на странные обстоятельства задержания яблочника и подчеркнула, что арест в аналогичных ситуациях может использоваться лишь в исключительных случаях, когда обвиняемый представляет реальную угрозу (кстати, обвинение Резнику до сих пор не предъявлено). После многочасового разбирательства судья Ольга Андреева встала на сторону прокуратуры и арестовала Максима Резника на два месяца. Следователь Михаил Калганов, который ведет дело, комментировать происходящее не захотел, а после заседания пообещал Максиму Резнику «как можно быстрее закончить расследование».

В знак протеста против произвола Максим Резник, находящийся в тюрьме «Кресты», объявил голодовку.