публикации

Евгений Бунимович

Доживем до понедельника?

На следующий день после выборов школам требуется тотальная, а не дежурная дезинфекция

"Новая Газета", 6 марта 2008 года   
Ко всем проблемам нашего образования добавилась еще одна. Как известно, почти все участки для голосования находятся в образовательных учреждениях, прежде всего в школах. Практически все наши школы — это еще и избирательные участки.

Вроде бы — и что с того? Кроме, разумеется, радости для школяров, которые традиционно не учатся в день после выборов. Потому как в школе дезинфекция.

Однако такие у нас сегодня выборы, что дежурной дезинфекцией в понедельник уже никак не обойтись.

Еще во время зимних парламентских, а теперь уже и в период президентских выборов из школ и университетов Питера, Нижнего, Томска, Твери, Сочи, да практически отовсюду поступали похожие сигналы, о которых мельком, но все же проговаривались газеты и радио. А интернет ими просто переполнен.

Сообщали из разных городов и весей, что детям предложили писать не то сочинения, не то доносы про то, пойдут ли их родители голосовать и почему. При этом лучших из Павликов Морозовых торжественно наградили от имени местных администраций.

Повсюду, от Москвы до самых до окраин, синхронно созвали родительские собрания. Перед этим местные начальники собрали предварительно школьных директоров на инструктаж, о чем и как говорить с родителями, которые (напомню) обычно приходят в школу для того, чтобы узнать что-то про своих детей, а не про явку и голосование.

Бедные подневольные школы выкручивались и изгалялись, как могли. Приглашали не на собрания, а на викторины и концерты. Перед этим показывали родителям глобусы и компьютеры. Не забывая, разумеется, сообщить, что все это пришло по линии национального проекта, и потому понятно, кому, когда и каким именно способом следует сказать спасибо за наше счастливое детство.

Самые изобретательные пригласили детей и родителей в школу непосредственно в выборное воскресенье. Детей — чтобы срочно обучить к Масленице печь блины. Родителей — чтобы эти блины попробовали. И пусть попробуют не попробовать.

Однако все-таки решили, что этой гнилой педагогической интеллигенции всецело доверять нельзя. Потому традиционно состоявшие преимущественно из учителей избирательные комиссии стали где укреплять, а где и попросту заменять на комиссии, состоящие из работников ЖЭКов и ДЭЗов. Понятное дело, они куда точнее умеют считать явку, голоса и проценты, чем учителя математики и информатики.

Со студентами и того проще. Они уже не дети, сами все понимают и сами уже могут проголосовать, как надо. Потому на местных вовсю давили через старост и кураторов, а на иногородних еще и через комендантов общежитий.

Наш новый президент, как известно, обещает активно бороться с коррупцией. Выпускники юрфака изучают римское право, так что у них наверняка есть латинско-русский словарь. Из него нетрудно узнать, что слово «коррупция» происходит от латинского corruptio, означающего в буквальном переводе не только подкуп, но и порчу, упадок, развращение. И еще — искажение, фальсифицирование. А разве не именно это — развращение и порча — стали приметами электоральных сезонов в наших школах и университетах? Не говоря уж об искажениях и фальсифицировании.

На фоне унижения образовательного сообщества особенно сильно звучали предвыборные слова о необходимости развития творческой мысли в образовании и науке на базе открытости, конкурентности, независимой оценки результатов.

Опыт унижения — смерть учителя. Полагать, что директора школ и учителя, ректоры и преподаватели, периодически получающие подобный опыт подневольности и рабства, могут развивать при этом свободную творческую мысль, — или предельная наивность, или крайний цинизм. Или и то и другое одновременно, что еще хуже.

Впрочем, не только развивать эту самую творческую мысль, но даже и реально оценить, развили мы ее, или же, наоборот, опустили ниже плинтуса, в предложенных обстоятельствах едва ли возможно.

Кто и как будет организовывать независимый контроль, объективную оценку результатов, которыми пестрят все планы модернизации образования, тот же нацпроект? Кто, как, из кого будет формировать ну хотя бы комиссии по проверке пресловутого ЕГЭ, который через пару месяцев будут проводить по всей России? Все те же федеральные и региональные начальники всех уровней. Которые и которых карают за неправильные проценты и поощряют за правильные. И это они теперь должны требовать, чтобы на экзаменах все было честно, чисто, прозрачно, независимо и объективно?

Нашему образованию нужна тотальная дезинфекция.

И не только образованию.

Вообще-то это и есть реально необходимый стране национальный проект.