публикации

Борис Вишневский

Покушение на основы

Фонтанка.Ру, 26 февраля 2008 года   

Среди анекдотов о великом адвокате Федоре Плевако самый известный – о старушке, которая украла 30-копеечный чайник. Тогда прокурор, выступая в суде, отметил, что и пенсионерка бедная, и кража пустяковая, но подчеркнул, что «собственность священна, нельзя посягать на неё, ибо ею держится всё благоустройство страны, и если позволить людям не считаться с ней, страна погибнет».

Поднялся Федор Никифорович: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла жестяной чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет!». Старушку оправдали…

Но сегодня пришла беда, откуда не ждали.

«Призывы бойкотировать выборы подрывают основы конституционного строя», - уверяет член ЦИК Игорь Борисов в интервью «Эху Москвы». То есть, единственным способом управления государством являются выборы, и если призывать их бойкотировать – как же тогда населению еще управлять? И потому, несмотря на то, что участие в выборах – это право, а вовсе не обязанность гражданина, «призыв отказаться от этого права - это уже есть уголовное преступление».

Ничто не могло в последние годы подорвать основы нашего конституционного строя. Ни война в Чечне, ни дефолт, ни отмена выборов губернаторов, ни «монетизация», ни пенсионная реформа, ни запреты и разгоны оппозиционных акций, ни коррупция, ни беспредел милиции, ни басманное правосудие, ни поднимающий голову неофашизм. Все вытерпел, все преодолел конституционный строй – только окреп от испытаний.

Но вот Надежда Миронова повесила в своем ЛЭТИ листовку с призывом «забить на «выборы». И немедленно пошли трещины по основам, и зашатался конституционный строй, и вот-вот рухнет, погребая под собой только-только поднявшуюся с колен энергетическую сверхдержаву. И все - из-за одной листовки, которую хорошо, если успело увидеть десять-двадцать человек до того, как ее сорвали. А не сорвали бы – так увидело бы пятьдесят…

Конечно, всерьез обсуждать шансы Мироновой подорвать конституционный строй невозможно. И можно было бы вообще не обращать внимания на рассуждения о «подрыве основ», если бы не необходимость расставить точки над «i» в вопросе о юридической трактовке призывов к бойкоту выборов.

Сейчас эти призывы звучат с разных сторон, и вызывают сильнейшее раздражение властей, которые пытаются трактовать их (как в случае с Мироновой), как, якобы, незаконное «изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах». И хотя штраф по этой статье КоАП (5.12) не превышает 1500 рублей, дело не в его размере, а в принципе: наказуемы ли эти призывы? Имеет ли власть право препятствовать гражданам, призывающим к бойкоту выборов, штрафовать их, изымать соответствующие листовки или стикеры? Или граждане могут заниматься этим свободно, не опасаясь санкций?

Заглянем в закон о выборах президента – статья 49, где дается определение предвыборной агитации. Что мы прочтем?
«В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за или против кандидата;
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;
4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата».

Теперь вопрос: где здесь хоть один признак, под который подпадает призыв бойкотировать выборы? Нет таких признаков. Те, кто призывает не ходить на выборы, не призывают голосовать за или против кандидатов в президенты. Не выражают никому из них предпочтения. Не описывают последствия их избрания. Не распространяют о них информацию с комментариями. И не способствуют формированию отношения к кандидатам. Следовательно, такие призывы – это не предвыборная агитация, и на них не распространяются ограничения, ее касающиеся. Как то: обязанность оплачивать агитацию за счет избирательного фонда, регистрировать в избирательных комиссиях агитационные листовки и стикеры, производить типографиям 100-процентную предоплату печати агитационных материалов, и так далее. Соответственно, никакая милиция и никакой избирком не вправе препятствовать этим призывам, или объявлять их незаконными.

Для еще одного доказательства этого тезиса зададим простой вопрос: являются ли предвыборной агитацией призывы участвовать в выборах, которые сейчас официально звучат от властей и от избирательных комиссий, - то есть, от тех субъектов, которым участие в агитации категорически запрещено законом? Конечно, не являются. Но если агитацией не являются призывы участвовать в выборах, то не являются ей и призывы в них не участвовать…

Трудно предположить, что всего этого не знают, или не понимают представители ЦИК или сотрудники милиции. Но если они все это понимают, однако продолжают уверять, что бойкот выборов – это агитация, и пытаются наказывать тех, кто к нему призывает – это уже сознательное искажение закона.

Боязнь властей низкой явки на выборы зашкаливает. Реакция традиционна. И пока одних граждан пытаются загнать на выборы, других пытаются взять на испуг. В том числе, придумывая страшилки про покушение на основы конституционного строя…