Борис ВишневскийПраздник послушанияМестное самоуправление пытается выглядеть младше своих лет"Новая Газета - Санкт-Петербург", 11 февраля 2008 года |
В пятницу во Дворце
культуры имени Горького торжественно отмечали 10-летие питерского местного
самоуправления. Праздник удался. Правда, его организаторы оказались, мягко
говоря, не лучшими знатоками предмета. Во-первых, даже в рамках нынешней
модели первые выборы органов МСУ прошли не 8 февраля 1998 года, а на полгода
раньше — 28 сентября 1997-го, что и следовало бы отмечать, организуя юбилей.
Во-вторых, питерское МСУ появилось вовсе не 10 лет назад, а гораздо раньше.
Забытая история Органы местного самоуправления в нашем городе существовали и в советский,
и в постсоветский период — в 1990–93 годах, когда районные советы были
немаловажным звеном публичной власти. Но об этом периоде существования
МСУ почему-то предпочитают не вспоминать — делая вид, что в 1997 году
все начали с чистого листа. Между тем опыт работы на местном уровне
был накоплен немалый. Однако в октябре 1993 года в ходе «поэтапной конституционной
реформы» (если не государственного переворота, устроенного Ельциным),
райсоветы были распущены, и на четыре года Петербург остался без самоуправления. Весной 1997 года восстановление МСУ было наконец законодательно подготовлено
— планировалось, как и раньше, формировать органы МСУ в районах Петербурга.
Но затем, в июне 1997 года, в недрах Законодательного собрания и Смольного
родился проект так называемой мелкой нарезки будущих муниципалитетов. Город поделили на 111 муниципальных образований, проведя границы большей
частью в соответствии с зонами обслуживания ремонтно-эксплуатационных
управлений жилкомхоза. Цель была проста: не дать МСУ никаких полномочий
и ресурсов, все оставить в руках городских властей, избежать создания
представительной власти на уровне районов, которая имела бы серьезное
политическое влияние — большее, чем отдельные депутаты ЗакСа. «Если бы мы могли дать им меньше полномочий, дали бы меньше», — говорил тогда один из авторов проекта, депутат ЗакСа Алексей Ливеровский (впоследствии — судья Уставного суда, а затем представитель губернатора в УС). Остальные народные избранники не выражались столь откровенно, но в массе своей придерживались того же мнения. В итоге созданные муниципалитеты оказались отсечены от решения сколько-нибудь серьезных вопросов. Сегодня они, правда, расширили свои полномочия, но их финансовая база остается ничтожной: на все 111 муниципалитетов приходится около 1% городского бюджета… Блистательный провал Первые выборы муниципалитетов были проведены, как уже сказано, 28 сентября
1997 года — и блистательно провалились, поскольку существовал 25-процентный
барьер явки, а все депутаты избирались по одному многомандатному округу.
В ситуации, когда гражданам вместо привычных райсоветов предложили избирать
какие-то микрорайонные советы с непонятными полномочиями, на внутригородской
территории голосовать пришло не более 15% избирателей. Официальный результат выборов был таков: из 111 муниципальных советов были сформированы только 32. 79 муниципальных советов остались пустыми. И были избраны 8 февраля 1998 года — для этого пришлось принимать специальный закон, сняв 25-процентный барьер явки избирателей и разделив все муниципалитеты на два или четыре многомандатных округа, в каждом из которых избиралось по 5 депутатов. Власть Советов: меньше, да лучше До нынешнего года муниципалы могли заниматься благоустройством и озеленением
придомовых территорий, опекой и попечительством, согласованием адресных
программ размещения мелкорозничной торговли, выдачей разрешений на распространение
наружной рекламы, и определением территорий, на которых нельзя торговать
спиртным. С 2008 года перечень их полномочий увеличился — добавились
разработка и реализация муниципальных социальных программ, текущий ремонт
территорий дворов, создание зон отдыха, организация учета зеленых насаждений.
Впрочем, муниципалы не могут предотвратить уплотнительную застройку
и уничтожение зеленых зон, не могут помешать администрации уничтожать
торговые павильоны и не могут сами выделять для них место, они не контролируют
качество содержания жилого фонда и не влияют на выбор управляющих компаний
в тех домах, где не созданы ТСЖ. В этих условиях муниципалитеты работали по-разному. Одни назначали себе зарплаты и премии в размере, вопиюще неадекватном
полезности их труда, тратили десятки миллионов рублей на возведение
построек, вызывающих только одну ассоциацию — об «откате», и избирались
депутатами за счет массового досрочного голосования с раздачей гражданам
продуктовых наборов. Другие защищали граждан от уплотниловки и возведения
бензоколонок на месте скверов, благоустраивали дворы и помогали детским
садам и подростковым клубам. Многие муниципальные лидеры за эти годы
заслужили уважение граждан — Ольга Штанникова на Гражданке, Геннадий
Трусканов в Автово, Андрей Борисов на Васильевском острове, Валентина
Штраух, Валерий Малолеткин и Грант Аракелов в Центральном районе, Николай
Мартинович на Петроградской стороне. На юбилейном празднестве, впрочем, о некоторых из них не вспомнили,
когда говорили об успехах и вручали грамоты — по той простой причине,
что их муниципалитеты не берут под козырек по приказу Смольного и не
контролируются «Единой Россией». Более того, им, как рассказывала «Новая»,
не дают провести выборы. В ЗакСе уже готов проект закона, по которому
выборы муниципалитетов будут проводить по одномандатным округам. Зачем? Все просто: в таком округе будет по 2–3 тысячи избирателей. В ситуации, когда барьер явки на выборы снят, а интерес к таким выборам невелик, достаточно привести на выборы 200–300 купленных за продуктовые наборы или мобилизованных по команде администрации граждан — и гарантированно стать депутатом. Что сильно облегчает задачу получения управляемых муниципалитетов и избавления от независимых. На то она и вертикаль, чтобы ничего неуправляемого в ней и возникнуть не могло.
|
|