публикации

Илья Яшин

Зюзино не отпускает Большакова

Как арестовали кандидата в депутаты Госдумы

"Новая Газета", 21 ноября 2007 года   

Рабочая командировка в Нижний Новгород не предвещала никаких сюрпризов. Поезд, предвыборные дебаты, встреча с активом — все, как обычно. Вместе с руководителем московской организации «Молодежного ЯБЛОКА» мы мерзли на платформе Курского вокзала, дожидаясь поезда.

Прибыл состав, мы подошли к вагону. За несколько секунд нас окружили трое мужчин в кожаных куртках, один из которых достал пистолет, а другой предъявил удостоверение сотрудника уголовного розыска: «Большаков Иван Викторович? Вы арестованы».

Попытка объяснить, что задержание зарегистрированного кандидата в депутаты Госдумы (каковым является Большаков) без санкции главы Следственного комитета Генпрокуратуры незаконно, не вызвала никакой реакции. «Пишите потом жалобу, а у нас приказ», — флегматично объяснили нам.

Сажая Большакова в машину, правоохранители объяснили, что он задержан на 48 часов, везут его в Зюзинскую прокуратуру, где он будет допрошен следователем. После этого состоится суд, который изберет меру пресечения — заключение под стражу либо подписка о невыезде.

Когда была произнесена фраза «Зюзинская прокуратура», стало наконец понятно, откуда растут уши этого ночного задержания. Именно прокуратура Зюзинского района возбудила в мае этого года уголовное дело против Ивана Большакова, после того как в Южном Бутове милицией был разогнан митинг «ЯБЛОКА» в защиту местных жителей.

Зюзинская прокуратура обвинила Большакова в избиении милиционера и возбудила против него уголовное дело, которое за полгода практически развалилось.

Но закрывать уголовное дело накануне выборов в Госдуму прокуратура не спешила. И вспомнила о проблемах Большакова с законом очень «вовремя» — за 11 дней до голосования, именно в тот день, когда в Центризбирком Большаковым была подана жалоба на незаконную агитацию в пользу кандидата в депутаты от «Единой России» Владимира Путина.

В районе трех часов ночи Большакова отпустили. Однако чувствовать себя в безопасности он не может. Неизвестно, сколько будет пылиться в столе уголовное дело, заведенное против него. В зависимости от активности Большакова дело может быть и реанимировано. А вот если будет вести себя смирно, может спать спокойно.